Конспект урока по Химии «Сера, её физические и химические свойства» 9 класс


Конспект урока химии на тему «Сера, её физические и химические свойства» 9 клас

Цели урока:

1. дать общую характеристику серы, рассмотреть аллотропные модификации серы, её свойства, нахождение в природе и применение серы, используя современные технологии обучения.

2. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

3. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

4. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: Различные модификации серы, металлы – Na, Zn,AI,посуда;

компьютер.



План урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Экспресс-опрос:

  • Назовите основные физические характеристики кислорода.

  • Как получают кислород в промышленности и лаборатории?

  • С чем связана аллотропия кислорода? Сравните свойства двух аллотропных модификаций кислорода.

  • Что вам известно об озоновом слое земли? Какова его роль для жизни на земле?

  • Назовите признаки реакций горения. Чем они отличаются от ре­акций медленного окисления?

  • Где применяется кислород?

  • Когда и кем был открыт кислород?

    1. Изучение нового материала.

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито, 
И человек в ней пользу разглядел. 

  1. Стадия “Вызова”

В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Сера-“начало начал” древнейших филисофов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами. Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства.

Видеоопыт

II. Стадия “Осмысление”

Вам выданы листы с таблицей.

Знаю

Хочу знать

Узнал




1) В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит 1-ую графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.

2) Перескажите друг другу ваши записи.

3) Выделите ключевые понятия по теме «Сера»

4) Какая информация у вас осталась неполной?

5) Заполните графу 2.

6) Маркировка текста

См. опорный конспект.

Идёт работа с текстом и его маркировка.

V — уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

— противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 — «Что узнал?»).

  1. Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).

Синквейн: составьте синквейн по теме «Сера»

1 слово

Существительное

2 слова

Прилагательное Прилагательное

3 слова

Глагол Глагол Глагол

4 слова

Слова, выражающие основную мысль

1 слово

Метафора или синоним













































Заполните лист самооценки:

Заполняется лист самооценки.

1. Я активно участвовал (а) на уроке

2. Мои ответы были аргументированы

3. Мне было интересно

4. Был невнимателен

5.Отвлекался

6.Самооценка

7.Оценка учителя

Лист самооценки ученика (цы)

Критерии самооценки (Поставьте знаки «+» -да, «- » — нет)

Раздел изучаемой темы. При изучении испытываю затруднения

1. Характеристика серы

2.Физические свойства серы

3. Химические свойства

4.Нахождение серы в природе

5. Получение серы

6.Применение серы























Таблица

Знаю

Хочу знать

Узнал






Задание № 1

  1. Положение серы в П.С. Д.И. Менделеева

  2. Строение и свойства атомов.

  3. Сера – простое вещество

  4. Химические свойства серы.

  5. Сера в природе

  6. Применение серы

Опорный конспект

  1. Положение в ПС Д.И. Менделеева

S –Сера

III –период, VI(А)группа

Порядковый номер – 16

Заряд ядра атома – 32

Протонов -16, нейтронов -16, электронов – 16

Число энергетических уровней -3

1-ый уровень – 2электрона

2-ой уровень – 8 электронов

3-ий уровень – 6 электронов: из которых 2 электрона неспаренные. Однако по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2, +4, +6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.


Атомы серы, как и атомы кисло­рода и всех остальных элементов главной подгруппы VI группы Пе­риодической системы Д. И. Менде­леева, содержат на внешнем энергетическом уровне 6 электронов, из которых 2 электрона неспаренные. Од­нако по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотри­цательности, поэтому проявляют более выраженные вос­становительные свойства, образуя соединения со степе­нями окисления +2, +4, +6. По отношению к менее элек­троотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает сте­пень окисления -2.


  1. Сера – простое вещество

для серы, как и для кисло­рода, характерна аллотропия. Известно много модифи­каций серы с циклическим или линейным строением мо­лекул различного состава.

Наиболее устойчива модификация ромбическая сера, состоит из молекул S8 .Ее кристаллы имеют вид октаэдров со срезан­ными углами. Они окрашены в лимонно-желтый цвет и полупрозрачны, температура плавления 112,8 °С.

В эту модификацию при комнатной тем­пературе превращаются все другие модификации. Известно, например, что при кристаллизации из распла­ва сначала получается моноклин­ная сера (игольчатые кристаллы, температура плавления 119,3 °С), которая затем переходит в ромбиче­скую.

При нагревании ку­сочков серы в пробирке она плавит­ся, превращаясь в жидкость желто­го цвета. При температуре около 160 °С жидкая сера начинает тем­неть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальней­шем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость, но со­храняет прежний темно-коричневый цвет. Если ее вылить в холодную во­ду, она застывает в виде прозрачной резинообразной массы. Это пласти­ческая сера. Ее можно получить и в виде нитей. Однако через несколь­ко дней она также превращается в ромбическую серу.

Ребята, сера не растворяется в воде, она тяжелее воды, плотность ромбической серы равна 2,07г/мл, плотность моноклинической серы – 1,96г/мл, поэтому кристаллы серы в воде то­нут, а вот порошок плавает на поверхности воды, так как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддер­живаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это про­цесс флотации. Сера малорастворима в этиловом спирте и диэтиловом эфире, хорошо растворяется в сероуглероде.


  1. Химические свойства серы.

А)Взаимодействие серы с металлами

при обычных условиях сера реагирует со всеми щелоч­ными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром:

Hq +S=Hq+2S-2

эта реакция лежит в основе удаления и обезврежива­ния разлитой ртути, например из разбитого термометра. Видимые капли ртути можно собрать на лист бумаги или на медную пластинку. Ту ртуть, которая попала в щели нужно засыпать порошком серы. Такой процесс называ­ют демеркуризацией.

При нагревании сера реагирует и с другими металла­ми (Zn, Al, Fe), и только золото не взаимодействует с ней ни при каких условиях.

Демонстрация опытов: взаимодействие серы с AI, Na,Zn.

составьте уравнения этих реакций и электронный баланс.

Вопрос к классу: Как называются вещества, полученные в результате этих реакций и к какому классу они относятся?

Б) Взаимодействие серы с неметаллами.

Из неметаллов с серой не реагируют только азот, иод и благородные газы.

1) Сера – окислитель :

1) H2 +S =H2S (сероводород)

S+2ē =S2- │окислитель

H2 — 2ē =2H+ │восстановитель

2) Сера – восстановитель (слайд №9)

Cера горит синеватым пламенем, образуя оксид серы (IV), сернистый газ

S +O2 = SO2

  1. Сера в природе

Сера входит в состав:

Белков

Витаминов

Гормонов

Участвует в ОВ процессах организма

Недостаток серы приводит к хрупкости и ломкости костей

Серой богаты бобовые растения, яйца, овсяные хлопья.

  1. Применение серы.

Сера – основное сырьё для производства серной кислоты

Для приготовления красок

Для беления тканей

Для дезинфекции

Используют в производстве спичек и бумаги, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарств, пластмассы, косметических препаратов

В сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений

Для изготовления пороха.



16

Сера

16S



Внешний вид простого вещества


Светло-жёлтое хрупкое твёрдое вещество, в чистом виде без запаха

Свойства атома

Имясимволномер

Сера / Sulfur (S), 16

Атомная масса
(молярная масса)

32,066 а. е. м. (г/моль)

Электронная конфигурация

[Ne] 3s2 3p4

Радиус атома

127 пм

Химические свойства

Ковалентный радиус

102 пм

Радиус иона

30 (+6e) 184 (-2e) пм

Электроотрицательность

2,58 (шкала Полинга)

Электродный потенциал

Степени окисления

+6, +4, +2, 0, -1, −2

Энергия ионизации
(первый электрон)

999,0 (10,35) кДж/моль (эВ)

Термодинамические свойства простого вещества

Плотность (при н. у.)

2,070 г/см³

Температура плавления

386 K

Температура кипения

717,824 K

Теплота плавления

1,23 кДж/моль

Теплота испарения

10,5 кДж/моль

Молярная теплоёмкость

22,61[1] Дж/(K·моль)

Молярный объём

15,5 см³/моль

Кристаллическая решётка простого вещества

Структура решётки

орторомбическая

Параметры решётки

a=10,437 b=12,845 c=24,369 Å

Прочие характеристики

Теплопроводность

(300 K) 0,27 Вт/(м·К)



— 11 —

Свежие документы:  Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему "Человек – личность"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: