Конспект урока по Химии «Состав , физические и химические свойства воды» 8 класс


Открытый урок по химии в 8 классе по теме: «Состав , физические и химические свойства воды ».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна


Задачи:

  • Образовательная: создать условия для углубления знаний учащихся о составе, физических свойствах воды, воде как универсальном растворителе;

  • Развивающая: создать условия для развития теоретического мышления, грамотного химического языка, установление причинно-следственных связей; прививать навыки самостоятельной работы, адекватной самооценки;

  • Воспитательная: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания химических явлений с изучаемыми объектами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Два химических стакана с водой, стеклянная палочка для перемешивания, сухое горючее, спички, предметное стекло; пробиркодержатель, пипетка; соли – медный купорос и поваренная соль.

Формы организации работы детей: фронтальная (беседа), групповая (практическая работа), индивидуальная (работа с книгой и рабочей тетрадью).


ХОД УРОКА

Физические свойства

ВОДА, ЛЁД И ПАР, соответственно жидкое, твердое и газообразное состояния химического соединения молекулярной формулы Н2О.

Благодаря сильному притяжению между молекулами у воды высокие температуры плавления (0С) и кипения (100С). Толстый слой воды имеет голубой цвет, что обусловливается не только ее физическими свойствами, но и присутствием взвешенных частиц примесей. Вода горных рек зеленоватая из-за содержащихся в ней взвешенных частиц карбоната кальция. Чистая вода – плохой проводник электричества. Плотность воды максимальна при 4С она равна 1 г/см3. Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода и всплывает на её поверхность, что очень важно для обитателей водоёмов зимой.



Воду можно получить в ходе реакций:

В ходе реакций нейтрализации:

Химические свойства воды

Давайте вспомним все уже известные нам реакции, в которых участвует вода. Для этого вновь напишем уравнения встречавшихся ранее реакций и систематизируем их. Оказывается, вода – весьма активное в химическом отношении вещество.

1) Вода реагирует со многими металлами с выделением водорода:

2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH (бурно)

2K + 2H2O = H2 + 2KOH (бурно)

3Fe + 4H2O = 4H2 + Fe3O4 (только при нагревании)

Не все, а только достаточно активные металлы могут участвовать в окислительно-восстановительных реакциях этого типа. Наиболее легко реагируют щелочные и щелочноземельные металлы I и II групп.

Из неметаллов с водой реагируют, например, углерод и его водородное соединение (метан). Эти вещества гораздо менее активны, чем металлы, но все же способны реагировать с водой при высокой температуре:

C + H2O = H2 + CO (при сильном нагревании)

CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2 (при сильном нагревании)

2) Вода разлагается на водород и кислород при действии электрического тока. Это также окислительно-восстановительная реакция, где вода является одновременно и окислителем, и восстановителем:

3) Вода реагирует со многими оксидами неметаллов. В отличие от предыдущих, эти реакции не окислительно-восстановительные, а реакции соединения:

SO2

+

H2O

=

H2SO3

 

 

 

 

сернистая кислота

SO3

+

H2O

=

H2SO4

 

 

 

 

серная кислота

CO2

+

H2O

=

H2CO3

 

 

 

 

угольная кислота

4) Некоторые оксиды металлов также могут вступать в реакции соединения с водой. Примеры таких реакций мы уже встречали:

CaO

+

H2O

=

Ca(OH)2

 

 

 

 

гидроксид кальция (гашеная известь)

Не все оксиды металлов способны реагировать с водой. Часть из них практически не растворима в воде и поэтому с водой не реагирует. Мы уже встречались с такими оксидами. Это ZnO, TiO2, Cr2O3, из которых приготовляют, например, стойкие к воде краски. Оксиды железа также не растворимы в воде и не реагируют с ней.

5) Вода образует многочисленные соединения, в которых ее молекула полностью сохраняется. Это так называемые гидраты. Если гидрат кристаллический, то он называетсякристаллогидратом. Например:

CuSO4

+

5 H2O

=

CuSO4.5H2O

вещество белого цвета (безводный сульфат меди)

 

 

 

кристаллогидрат (медный купорос), синие кристаллы

Приведем другие примеры образования гидратов:

H2SO4 + H2O = H2SO4.H2O (гидрат серной кислоты)

NaOH + H2O = NaOH.H2O (гидрат едкого натра)

Соединения, связывающие воду в гидраты и кристаллогидраты, используют в качестве осушителей. С их помощью, например, удаляют водяные пары из влажного атмосферного воздуха.

6) Особая реакция воды – синтез растениями крахмала (C6H10O5)и других подобных соединений (углеводов), происходящая с выделением кислорода:

6n CO2 + 5n H2O = (C6H10O5)n + 6n O2 (при действии света)

Таким образом, почти все важнейшие химические реакции воды уже встречались нам в предыдущих параграфах.

Применение воды

ЗемледелиеВыращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды , доходящих до 90 % в некоторых странах.

Питьё и приготовление пищиЖивое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды. Ведётся много споров о том, сколько воды нужно потреблять для оптимального функционирования организма.

Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды, поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов. Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.

Растворитель Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Теплоноситель Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей, а теплота кристаллизации уступает лишь аммиаку. В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях, для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в качестве льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.

Замедлитель Во многих ядерных реакторах вода используется не только в качестве теплоносителя, но и замедлителя нейтронов для эффективного протекания цепной ядерной реакции. Также существуют тяжеловодные реакторы, в которых в качестве замедлителя используется тяжёлая вода.

Пожаротушение В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены.

Спорт Многими видами спорта занимаются на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже под водой. Это подводное плаваниехоккей, лодочные виды спорта, биатлон и др.

Гидроабразивная резка Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов. Она используется в добывающей промышленностигорном деле и в производстве. Достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной несколько миллиметров, или более при добавлении абразивных частиц.

Смазка Вода применяется как смазочный материал для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках.


4.Закрепление нового материала:

Задачи

1.Сколько граммов воды потребуется для превращения всего оксида серы (VI), полученного из 64 г серы, в серную кислоту? Сколько при этом получится серной кислоты?

2.Напишите уравнения реакций следующих превращений:

Ca —CaH2 — Ca(OH).

На этом уроке мы постарались раскрыть все возможности о воде –как уникальном веществе: ее распространенности в природе, значении и использовании. Очистке питьевой воды и ее круговороте в природе , физических свойствах и проблеме экономии чистой воде.


Рефлексия

Давайте вернемся к нашей теме урока

  1. Что узнали на уроке?

  2. С какими веществами реагирует вода?

  3. В какие типы химических реакций она вступает?

  4. А пригодятся ли вам полученные знания на уроке в жизни?

  5. Как вы думаете, достигли мы цели? Что мы делали для этого?

     Домашнее задание

А домашнее задание будет не простое. Вам необходимо подумать и ответить на вопросы

1.Как вы объясните  высказывание Леонардо да Винчи: «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»

2.Часто говорят: «Вода — уникальное природное соединение» В чем вы видите уникальность этого соединения?

3. Составьте загадки о воде, четверостишия о воде .

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Кислоты»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: