Конспект урока по Химии «Типы химических реакций» 8 класс


























Тема: «Типы химических реакций»


Класс: 8


Форма проведения урока:

индивидуально-групповая

форма работы



Класс: 8


Предмет: химия


Цель урока: отработать умения и навыки учащихся: расставлять коэффициенты, проверять правильность их расстановки и составлять уравнения реакций; определять тип химической реакции по количеству и составу исходных и образующихся веществ.


Форма проведения: индивидуально-групповая форма работы.


Оборудование урока:

  1. Жетоны с номерами участников.

  2. Карточки с разноуровневыми заданиями.

  3. Ответы-образцы.

  4. Оценочный бланк.

  5. ТСО.


Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Проверка ранее изученного материала – 5 мин.

  3. Актуализация опорных знаний – 6 мин (4+2).

  4. Комплексное применение знаний, умений и навыков – 27 мин.

Задание 3-го уровня – 10 мин (8+2).

Задание 2-го уровня – 10 мин (8+2).

Задание 1-го уровня – 7 мин (5+2).

5. Подведение итогов – 5 мин.
























ПРОВЕРКА РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

( Задания записаны на кодоплёнке и проецируются на экран с помощью кодоскопа).


1.Наука, изучающая вещества, их свойства и превращения в другие вещества? химия.

2.О каком явлении идёт речь?

— гниение листьев; хим-ое

— кипение воды; физ-ое

— высыхание глины; физ-ое

— появление запаха горелого масла. хим-ое

3.Какими признаками сопровождаются следующие химические явления?

— гашение извести; выделение

тепла

— горение древесины; выделение

тепла и

света

— скисание молока; образование

осадка

— гашение пищевой соды уксусом. выделение

газа

4.Что утверждает закон сохранения массы веществ?

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

5.Условная запись химической реакции, сделанная с помощью химических формул и символов?

химическое ур-ние

6.Назовите формулы веществ-реагентов, веществ-продуктов реакции.

4 Аl + 3 О2 = 2 Аl2О3

7.Назовите формулы веществ правой части уравнения, левой части уравнения.

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

8. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций.

1) H2O + P2O5 = H3PO4

2) Al + HCl = AlCl3 + H2

3) MnO + O2 = Mn2O3

9. В каких химических уравнениях неправильно расставлены коэффициенты?

1) ZnS + 4 HCl = ZnCl2 + H2S «-»

2) 2 Fe2O3 + H2 = 2 Fe + 3 H2O «-»

3) 2 CuS + 3 O2 = 2 CuO + 2 SO2 «+»

10.С помощью какого приёма достигается выполнение закона сохранения массы веществ в уравнениях химических реакций?

Расстановка

коэффициентов





АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

(Учащиеся воспроизводят опорную схему «Типы химических реакций» на листах, после выполнения задания проверяют себя по образцу и в оценочном бланке группы ставят отметку за 1-ое задание).



Опорная схема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

(по количеству и составу исходных и образовавшихся веществ)



РЕАКЦИЯ РЕАКЦИЯ РЕАКЦИЯ РЕАКЦИЯ

СОЕДИНЕНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ОБМЕНА


А + В = АВ АВ = А + В А + ВС = АС + В АВ + СД = АД + СВ


Примеры: Примеры: Примеры: Примеры:


Пр + Пр = Сл Сл = Пр + Пр Пр + Сл = Пр + Сл Сл + Сл = Сл + Сл

Пр + Сл = Сл Сл = Пр + Сл


Сл + Сл = Сл Сл = Сл + Сл




ЗАДАНИЯ 3-ГО УРОВНЯ.

(Учащимся раздают индивидуальные карточки с заданиями, после их выполнения осуществляется взаимопроверка по образцу и ставится отметка в оценочный бланк группы).


Перепишите схемы химических реакций в тетрадь и расставьте

коэффициенты . Подчеркните одной чертой уравнения реакций обмена и двумя – уравнения реакций замещения.


Al + CuCl2 = AlCl3 + Cu

LiOH + H2S = Li2S + H2O

Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

KClO3 = KCl + O2

P + O2 = P2O5

Na2S + Br2 = NaBr + S

Na2O + HCl = NaCl + H2O


2 Al + 3 CuCl2 = 2 AlCl3 + 3 Cu

2 LiOH + H2S = Li2S + 2 H2O

2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O

3 BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

2 KClO3 = 2 KCl + 3 O2

4 P + 5 O2 = 2 P2O5

Na2S + Br2 = 2 NaBr + S

Na2O + 2 HCl = 2 NaCl + H2O


Перепишите схемы химических реакций в тетрадь и расставьте коэффициенты . Подчеркните одной чертой уравнения реакций соединения и двумя – уравнения реакций разложения.

Al + CuCl2 = AlCl3 + Cu

LiOH + H2S = Li2S + H2O

Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

KClO3 = KCl + O2

P + O2 = P2O5

Na2S + Br2 = NaBr + S

Na2O + HCl = NaCl + H2O


2 Al + 3 CuCl2 = 2 AlCl3 + 3 Cu

2 LiOH + H2S = Li2S + 2 H2O

2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O

3 BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

2 KClO3 = 2 KCl + 3 O2

4 P + 5 O2 = 2 P2O5

Na2S + Br2 = 2 NaBr + S

Na2O + 2 HCl = 2 NaCl + H2O.



ЗАДАНИЯ 2-ГО УРОВНЯ.

(Учащимся раздают индивидуальные карточки с заданиями, после их выполнения осуществляется взаимопроверка по образцу и ставится отметка в оценочный бланк группы).


Перепишите схемы химических реакций в тетрадь. Вместо

вопросительного знака напишите формулу соответствующего

вещества в нижеприведённых реакциях. Уравняйте реакции,

расставив коэффициенты, и определите их тип.


Zn + ? = ZnO

Al(OH)3 = Al2O3 + ?

Mg + HCl = MgCl2 + ?

SiO2 + ? = Si + CO2

? + H2 = CH4

Au2O3 = ? + O2

H2O2 = H2O + ?

K2O + ? = KOH

? + FeSO4 = Al2(SO4)3 +?


2 Zn + O2 = 2 ZnO соединение

2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3 H2O разложение

Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2 замещение

SiO2 + C = Si + CO2 замещение

C + 2 H2 = CH4 соединение

2 Au2O3 = 4 Au + 3O2 разложение

2 H2O2 = 2 H2O + O2 разложение

K2O + H2O = 2 KOH соединение

2 Al + 3 FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3 Fe замещение


ЗАДАНИЯ 1-ГО УРОВНЯ.

(Учащимся раздают индивидуальные карточки с заданиями, после их выполнения осуществляется проверка учителем и называется отметка, которую ученик выставляет в оценочный бланк группы).


Приведите примеры образования водорода Н2 в результате реакции:

а) разложения

б) замещения

Запишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

Приведите примеры образования оксида меди CuO (II) в результате реакции:

а) соединения

б) разложения

Запишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.


В конце урока каждому ученику выставляется общая оценка по итогам ответов на все задания. На доске учитель записывает в начале урока критерии проставления оценок.

Отметка «5» — Работа выполнена без ошибок.

Отметка «4» — В работе допущены незначительные ошибки

(указывается количество — ____ )

Отметка «3» — В работе допущены ____ ошибки (описывается характер ошибок)


ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК ГРУППЫ

Ф.И. ученика

Оценка за задание

Итог

1

2

3

4

1







2







3







4









ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК КЛАССА

Ф.И. ученика

Оценка за задание

Итог

1

2

3

4

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18







19







20







21







22







23







24







25







26







27







28







Примечание:

  • на усмотрение учителя можно сократить число реакций в

заданиях 3,2,1-го уровней;

  • общий оценочный бланк чертится на доске, один учащийся

с каждой группы выписывает отметки из оценочного бланка

группы.



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Кислородсодержащие органические соединения. Спирты"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: