Конспект урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества – металлы»



Нижнекамский муниципальный район

г. Нижнекамск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов»











Конспект урока

по химии

в 8 классе

на тему

«Простые вещества – металлы»





Разработала: учитель химии

Рафикова Ф.Т.


Тема: Простые вещества – металлы

Цели:

Образовательные:

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Развивающие:

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II. Актуализация знаний.

  1. Сообщение темы и целей урока

Слайд № 1

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

Слайд №2

  • Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.

Ответ: Металлы



Слайд №3

  • Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».



2. Актуализация ранее изученных знаний

  • Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

  • А что вы уже знаете о металлах?

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

— Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

  • Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.

  • Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

  • Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов.

  • Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)

  • Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.

Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

— Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

Слайд №4

— Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

Правильно, в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

Ответы:

Li0 -1 ē Li1+



Ca 0 -2 ē Ca 2+



Al 0 -3 ē Al 3+

  • Проверьте свои записи.

  • Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

  • Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

Слайд №5

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

— Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. (Просмотр видео «Ртуть»)

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий»). Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

Слайд №6

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

Слайд №7

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

Слайд №8

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Слайд №9

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

  • Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

Слайд №10

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (tпл. = -38.9С), самый тугоплавкий – Вольфрам (tпл. = 3380С).

Слайд №11

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*103 кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*103 кг/м3.

Слайд №12

8. Аллотропия — способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

IV. Физминутка

Слайд№ 13-24

  • А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

  • Изменилось ли ваше мнение?

Ответ:

  • Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)

  • В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

  • Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)


VIII. Домашнее задание:

Слайд №25

— Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).





Приложение 1

Эй-ар-гайд

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ


Все металлы по агрегатному состоянию твердые



Все металлы тугоплавкие



Металлы хорошо проводят электрический ток



Все металлы имеют высокую плотность



Металлы имеют блеск



В ПСХЭ металлов больше, чем неметаллов




Приложение 2







Приложение 3

Модель Фрейера

Обязательные характеристики

Необязательные характеристики





















Металлы



Примеры

Противоположные примеры

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Совершенствование техники бегового шага, посредством СБУ (в частности бег высоким подниманием бедра)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: