Конспект урока по химии в 8 классе «Основания»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22










Конспект урока по химии

в 8 классе


«Основания»




подготовила

учитель химии

Биткова Любовь Михайловна












г.о. Орехово-Зуево

2011

Цель урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов неорганических веществ.


Задачи урока:

  1. Образовательные: знакомство учащихся с составом, классификацией оснований, с действием щелочей на индикаторы, таблицей растворимости.

  2. Воспитательные: формирование позитивного отношения учащихся к приобретению знаний и их применению, воспитание положительного отношения к предмету химии, чувства коллективизма при работе в группах.

  3. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, умения работы с учебником, таких познавательных процессов как память, наблюдательность, внимание, речь, логическое мышление в процессе изучения нового материала, навыков исследовательской деятельности учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи; развитие умения давать названия основаниям, составления формул оснований, определения их растворимости.

Тип урока: изучение нового материала с элементами повторения.


Оборудование: реактивы (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый), лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки); дидактический материал (таблица растворимости, плакат «Химические свойства кислот», карточки-инструкции, схема «Индикаторы», «Название оснований», карточки с домашним заданием).


Структура урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала с поэтапным закреплением

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание


























Ход урока


Время


Содержание урока

Методы и средства обучения

1мин.




11мин.




































































11 мин










































5 мин.

























10 мин









































4 мин










3мин





I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой учащихся перед уроком.


II. Изучение нового материала.

1. Подведение к теме урока. Постановка цели.

Сообщение темы урока.


Мы продолжаем знакомство со сложными веществами. Сегодня мы рассмотрим новый класс веществ.

Одним из важных приложений к науке химии является экспертиза – судебная, медицинская, пищевая. Согласно словарю Ожегова, экспертиза – рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения. Давайте проведём экспертизу неизвестных веществ, определив их состав. А заключением этой экспертизы будет тема урока.

Одним из веществ в экспертизе является фенолфталеин. Например, в судебной экспертизе он определяет пятна крови, найденные на месте преступления, помогая определить, настоящая ли кровь или это, может быть, следы кетчупа. А сейчас он поможет в нашей экспертизе.

Вы работаете по рядам, по группам. У нас три ряда, три группы экспертов.

Проведём лабораторный опыт.

В вашем распоряжении в пробирке находится раствор неизвестного вещества. В пузырьке вещество — фенолфталеин. С помощью пипетки вы добавляете несколько капель фенолфталеина в пробирку с вашим веществом, отмечаете цвет раствора. План проведения лабораторного опыта находится в карточке-инструкции под №1. Исследование – дело увлекательное, но не следует забывать о правилах охраны труда. На выполнение задания 1-2 минуты.

А теперь проверим ваши результаты.


— Какой цвет имел раствор неизвестного вещества да выполнения опыта? (бесцветный)

— В какой цвет окрасился раствор после добавления фенолфталеина? (малиновый)

Чудо? Чудо!

Но как сказал У.Шекспир:

«Пора чудес прошла,

И нам подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете»


Фенолфталеин окрасил ваши растворы в малиновый цвет.

-Почему же цвет всех растворов одинаковый? (одинаковые вещества)

У каждой группы экспертов разные представители одного класса веществ.

Вы высказали свои предположения, но однозначного ответа нет.

Определим формулы веществ, находящихся в вашей пробирке по массовым долям химических элементов, следуя 2 пункту в вашей карточке — инструкции. Ваша задача – определить формулу неизвестного вещества. На выполнение задания 5 минут.

Проверим, что у вас получилось. Вы видите не доске множество формул. Выберите формулу того вещества, которое находится у вас в пробирке, прикрепив на соответствующее место к доске.


Формулы (на доске):

NaOH KOH Ca(OH)2


— Почему фенолфталеин окрасил ваши вещества в одинаковый малиновый цвет? (есть одинаковая группа атомов: кислород и водород)

Вещества, содержащие такую группу атомов, называются основаниями.

Сегодня на уроке мы познакомимся с составом оснований, классификацией, научимся давать им названия, отличать от других классов веществ. Тема нашего урока:

«Основания».



2. Состав оснований.

Составим общую формулу оснований.

Блоковая схема (на доске)

Ме(ОН)n

гидроксогруппа

— Какой элемент поставим на первое место в общей формуле оснований? (металл)

За металлом идут кислород и водород, которые помещаем в скобки. Кислород и водород являются одной группой атомов и называются гидроксогруппой. Гидроксогрупп может быть несколько.

— Основания – это сложные вещества или простые? (сложные)

— Почему основания относятся к сложным веществам?

(состоят из трёх химических элементов)

Попробуйте сформулировать, какое неорганическое соединение называется основанием?

Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогруппы.

Степень окисления гидроксогруппы равна -1.

— Если у нас число гидроксогрупп равно «n», то чему будет равна степень окисления атомов металла? (+ n)

+ n1

Ме(ОН)n

Определите степень окисления атома металла в вашем основании.

+1 +1 +2

NaOH KOH Ca(OH)2

Дадим названия основаниям.

Схема на доске

Гидроксид металла (степень окисления римскими

цифрами)


Назовём ваши основания (гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция)

Выполним обратное задание.

Задание №1:

Составить формулы гидроксидов железа (II), алюминия, лития, магния и соответствующих им оксидов.


Итак, мы познакомились с общей формулой оснований, научились составлять их формулы, давать им названия. Переходим к следующему этапу урока.


3. Классификация оснований.


Основания можно классифицировать на несколько групп. Откройте стр. 99 вашего учебника, рис.51.

-На какие 2 группы делятся основания? (растворимые и нерастворимые)

-Как по-другому называются растворимые основания?

(щёлочи)

— Что лежит в основе данной классификации? (растворимость в воде)

О растворимости оснований можно узнать по таблице растворимости, которая расположена на заднем форзаце учебника. По горизонтали расположены катионы металлов (положительно заряженные ионы), по вертикали – анионы (отрицательно заряженные ионы). На пересечении стоит буква, обозначающая растворимость веществ. Если стоит буква р –вещество растворимо, м – малорастворимо, н – нерастворимо.

Например, NaOH. Находим по горизонтали катион натрия, по вертикали гидроксид-анион. На пересечении стоит буква «р». Вещество – растворимо. Определите растворимость оснований, формулы которых вы составили. Проставьте над формулой соответствующую букву.


Итак, мы рассмотрели классификацию оснований.


4. Индикаторы.


Щелочи можно отличить от других веществ. Наш урок мы начали с лабораторного опыта, в котором познакомились с качественной реакцией на щёлочь.

-Что называется качественной реакцией? (реакция с помощью которой можно отличить одни вещества от других)

-Как называются вещества, помогающие определить другие вещества? (индикаторы)

Фенолфталеин, который мы с вами использовали при экспертизе, является индикатором на щёлочь.

-Какие ещё индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж)

Отметим в схеме исходный и конечный цвет индикатора.

Индикаторы


Фенолфталеин лакмус метилоранж

(бесцветный) (фиолетовый) (оранжевый)

_

ОН

малиновый синий жёлтый


— Почему именно фенолфталеин используют для определения щелочей? (изменение цвета наиболее заметно)

Индикаторы основности бывают не только химическими. Они находятся вокруг нас, только обычно мы об этом не задумываемся.

Природными индикаторами служат красящие вещества растений — антоцианы, которые обеспечивают разнообразную окраску большинства цветов, овощей и фруктов. Они изменяют окраску в щелочной среде на синюю, голубую, фиолетовую.

Если мы возьмём красную розу и поместим цветок розы в стакан с щёлочью, то через некоторое время произойдёт изменение красной окраски розы на синюю. Вы видите перед собой исходную красную розу и розу, побывавшую в стакане с щёлочью. Вы видите перед собой конечный результат.

Возьмём цветок декабриста и опустим его в стакан с щёлочью. Наблюдаем изменение окраски цветка. Некогда в моде было писать приглашения на лепестках цветов. Писали их заострённой палочкой раствором щёлочи, в зависимости от цветка и желаемого цвета надписи. Более подробно с природными индикаторами вы познакомитесь на факультативе.


IV. Подведение итогов урока


Подведём итог урока.

— Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке?

Я не хотела бы, чтобы у вас сложилось мнение о лёгкости данной темы. Этот вопрос, как и многие другие можно сравнить с айсбергом. То, что мы с вами сегодня рассмотрели, лишь надводная, самая малая часть айсберга. Однако на следующих уроках нас ждёт самая большая и подводная этого айсберга.


V. Домашнее задание

§ 19 №4а, 20, составить мини-рассказ для вашего основания со следующими словами: степень окисления, гидроксид-ион, растворимость, качественная реакция, индикатор.



Словесные





Вступительное слово учителя с элементами беседы с использованием схемы на доске

Запись числа и темы в тетрадь













Выполнение лабораторного опыта по группам, инструктаж по охране труда

Фронтальная беседа по вопросам,

выполнение упражнения


























Вывешивание учениками формул на доске






Запись темы урока в тетради и на доске.





Беседа с элементами объяснения


Запись общей формулы в тетради и на доске























Вывешивание схемы на доске, запись в тетрадь




Выполнение упражнения на доске и в тетради






Объяснение учителя с элементами беседы, работа по таблице растворимости (задний форзац учебника)




















Беседа с элементами объяснения











Составление схемы на доске и в тетради

Демонстрационный опыт «действие лакмуса и метилоранжа на щёлочь»























Заключительное слово учителя с элементами беседы








Запись в дневник.





















Карточки – инструкции к лабораторному опыту «Определение оснований»


УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ

Карточка – инструкция №1

1) Лабораторный опыт

В пробирке находится раствор неизвестного вещества. Обратите внимание на

цвет исходного раствора.

Добавьте в пробирку несколько капель фенолфталеина до изменения окраски

раствора. Как изменяется цвет раствора?

  1. Определите химическую формулу неизвестного вещества, содержащего 57,5% натрия, 40% кислорода, 2,5 % водорода. Известно, что относительная молекулярная масса вещества равна 40.


УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ

Карточка – инструкция №2

1) Лабораторный опыт

В пробирке находится раствор неизвестного вещества. Обратите внимание на

цвет исходного раствора.

Добавьте в пробирку несколько капель фенолфталеина до изменения окраски

раствора. Как изменяется цвет раствора?

2) Определите химическую формулу неизвестного вещества, содержащего 69,64 % калия,

28,57% кислорода, 1,79 % водорода. Известно, что относительная молекулярная масса

вещества равна 56.


УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ

Карточка – инструкция №3

1) Лабораторный опыт

В пробирке находится раствор неизвестного вещества. Обратите внимание на

цвет исходного раствора.

Добавьте в пробирку несколько капель фенолфталеина до изменения окраски

раствора. Как изменяется цвет раствора?

2) Определите химическую формулу неизвестного вещества, содержащего 54,05 % кальция,

43,24% кислорода, 2,7 % водорода. Известно, что относительная молекулярная масса

вещества равна 74.


















Список использованной литературы


1.Химия. 8 класс: учеб. для образоват. учреждений О.С.Габриелян — 10-е изд.-М.: Дрофа, 2005.


2. Курганский С.М.Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.


3. Савельев. О. Кровь или кетчуп//Химия в школе, №2,1999,с.57-58


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Учебное электронное пособие. Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. — МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004.

Свежие документы:  Конспект урока "Соли в свете теории электролитической диссоциации, их свойства" 8 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: