конспект урока по химии в 9 классе: «Фосфор как химический элемент и вещество»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотимошкинская основная общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан








Конспект урока по химии
в 9 классе

«Фосфор как химический элемент и вещество»








подготовила

учитель географии, биологии и химии

Анорьева Сильвия Витальевна










с.Новое Тимошкино

2013


Конспект урока по химии в 9 классе на тему

«Фосфор как химический элемент и вещество»


Цели: познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом, его открытием, положением в ПС химических элементов Д.И.Менделеева; рассмотреть зависимость свойств вещества от его состава и строения; расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные технологии; воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепление полученных знаний.

Оборудование: ПС химических элементов Д.И.Менделеева, мультимедийная презентация, таблицы, видеофрагменты опытов.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Все ли сегодня в классе? (отмечаю отсутствующих). Посмотрите, все ли готовы к уроку. Улыбнулись друг другу, садитесь и слушаем меня внимательно.

  2. Мотивационно-ориентационный этап.

Академик Александр Евгеньевич Ферсман назвал этот элемент «элементом мысли и жизни» ,без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он-основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V группы главной подгруппы ПС хим.элементов Д.И. Менделеева. О каком элементе идет речь?(учащиеся называют фосфор). Исходя из ответов учащихся,учитель формирует вместе с ними тему урока и определяет цели и задачи на этапы урока.

Учитель : Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? Предлагаю схему «Паучок» (элемент технологии критического мышления), где к лапкам паучка записывается элемент ответа.           

(возможные записи: порядковый номер 15, светится в темноте, неметалл, 5 электронов на внешнем уровне, 3 энергетических уровня, биогенный элемент и др.)

А что бы вы хотели узнать на уроке об этом элементе? Давайте вместе определим цели и задачи урока.

III.Этап изучения нового материала.

Познакомимся с фосфором как с химическим элементом и простым веществом, кто его открыл, химические свойства, применение и получение фосфора, положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Итак, работать будем по плану:

  1. Положение фосфора в ПСХЭ Д.И.Менделеева, его характеристика.

  2. Открытие фосфора и происхождение названия химических элементов.

  3. Нахождение фосфора в природе.

  4. Аллотропные видоизменения или модификация фосфора.

  5. Химические свойства элемента.

  6. Применение фосфора и его соединения.

Начнём с положения фосфора в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Ребята, скажите, а где находится фосфор в ПСХЭ Д.И.Менделеева. (в 3 периоде, 5 гр.).Дайте характеристику фосфору.

А есть в этой группе изученные нами элементы? (да, это азот).

Оба элемента имеют на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, т.е. одинаковое число электронов. Поэтому будут проявлять одинаковые степени окисления: высшая степень окисления и у фосфора и у азота равна +5, низшая -3. Но в атоме фосфора 3 энергетических уровня, а у азота 2, значит атомы фосфора по сравнению с атомами азота имеют большой атомный радиус. Поэтому окислительные свойства у фосфора выражены слабее, а восстановительные сильнее, чем у азота.

А как называются соединения, в которых азот проявляет степень окисления равную -3? (нитриды).

Приведите пример с Са.

2Са+3N2=2Ca3N

Какой тип химической связи у нитрида Са? (ионный тип связи и ионная кристаллическая решётка. Значит нитриды твёрдые вещества, обладающие сравнительно высокой температурой плавления и кипения).

А соединения, в которых фосфор проявляет степень окисления равную -3, называют фосфидами. Н-р, Са3Р2 – фосфид Са, или Na3P – фосфид натрия.

Любой элемент периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Имеет свою историю открытия. Есть она и у фосфора. Послушаем Валерову Надежду и запишем в тетрадь кто и когда открыл фосфор, от какого слова происходит название элемента. (выступает Валерова Надежда). Особенности строения фосфора влияют на нахождение его в природе и получение. Послушаем Захарова Максима. В тетради записываем в каком виде фосфор находится в природе, как его получают. (выступление Захарова Максима).

А сейчас мы поработаем с учебником. Фосфор образует несколько аллотропных модификаций: красный, белый и чёрный фосфор. В учебнике даны два простых вещества – белый и красный фосфор. I ряд даст характеристику белому фосфору, а II ряд — красному фосфору. А о чёрном фосфоре расскажу я. (слушаем учащихся).

Чёрный фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь, похож на графит, не растворим в воде, проводит электрический ток, температура плавления 1000 ºС. Красный и чёрный фосфор получают из белого. Но при нагревании красного фосфора в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор, который вспыхивает при соприкосновении с воздухом. (рисунок в учебнике).(просмотр видеоролика).

Строение фосфора определяет и его химические свойства. (записываем в тетрадь).

1.Взаимодействует с металлами.

2Р+3Са→Са3Р2

2. Взаимодействует с неметаллами.

а) с кислородом (воспламеняется на воздухе и сгорает с образованием оксида фосфора (V)).

4Р+5О2 2Р2О5(с избытком кислорода)

Белый фосфор светится за счёт того, что при медленном окислении из фосфора получается оксид фосфора (III). Считается, что от этого происходит «свечение моря». Позднее учёные открыли, что причиной является свечение жгутиковых одноклеточных организмов, обитающих в морях. (видеоопыт «Взаимодействие фосфора с кислородом и с серой»).

4Р + 3О2 = 2Р2О3

б) с серой.

2Р+3S → Р2S3

в) сгорание фосфора в хлоре. (спишите с экрана). Видеоролик «Горение фосфора в хлоре»

Ваша задача, ребята, в записанных примерах химических реакций проставить степени окисления и определить какие свойства окислительные или восстановительные проявляет фосфор при взаимодействии с простыми веществами.

в) с водородом.

Р+Н2→не взаимодействует

Но РН3 ↑фосфин такое соединение существует. Его получают путём взаимодействия фосфидов с водой или кислотой.

Мg3Р2 + 6Н2О = ЗМg(ОН)2 + 2РН3↑,

2АlР + 6НСl = 2АlСl3 + 2РН3↑.

Фосфин РН3 – это бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы. На воздухе самовоспламеняется. Вы наверное слышали о блуждающих огнях на кладбищах и болотах. Например, вот такое описание в литературе: «На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин (71 см). При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперёд». Вы, ребята, можете объяснить эти явления? (Ответы детей). Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении и разложении останков животных, человека образуется РН3 — фосфин, который самовоспламеняется.

Откройте в учебнике §27 и прочитайте применение фосфора, сделайте краткие записи в тетрадях. (Физминутка).

В начале урока мы поставили цели. Изучить фосфор как химический элемент и простое вещество. Достигли мы этой цели? Давайте проверим. (Раздаю тесты по вариантам).

Этап первичного закрепления знаний и умений

Тесты I вариант.

  1. В каком году и кем был открыт фосфор?

а) 1769г. б) 1563г. в) 1669г. г) Аррениусом д) Брандтом е) Авогадро

2. Соотнесите степени окисления фосфора и его соединения.

а) +3     б) -3      в) + 5       1) Р2О5          2) Na 3 P      3) РН3       4) Са 3P2

3. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?

3 K + P =K 3 P  

а) восстановитель б)окислитель

4.Почему белый фосфор хранят под слоем воды?

а)светится б)взаимодействует с кислородом воздуха в)испаряется

5. Чем объясняется своеобразие свойств фосфора?

а) получением б) химическим знаком в) строением

Тесты II варианта.

  1. Как переводится с греческого фосфор?

а) рождающий воду б) жёлтый в) светоносный

2. Какие степени окисления характерны для фосфора?

а) +3 б) -3 в) +2 г) +5

3. Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете?

а) красный б) пластический в) белый г) чёрный

4. Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?

3Са + 2P = Са 3P2  

а) восстановитель б) окислитель

5. Назовите области применения фосфора

а) производство спичек б) производство взрывчатых веществ

в) производство лекарств г) производство мыла

Выставление отметок. А сейчас в дневники записываем домашнее задание.

§27 №2,5, создать презентацию по теме «Биологическое значение фосфора» 5-8 слайдов.

Всем решить задачу. Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет ≈ 1% от массы тела?

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия. На листочке напишите телеграмму учителю о впечатлениях об уроке.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «УТОЧНЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЦВЕТЕ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: