Конспект урока по химии в 9 классе «Железо — общее представление»





Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Акатная Маза

Хвалынского района Саратовской области









Конспект урока по химии в 9 классе


«Железо — общее представление».






подготовила

учитель химии

Гулиева Лариса Анатольевна













село Акатная Маза

2013 год







Тема урока «Железо — общие представления»


Железо не только основа всего мира,

самый главный металл окружающей нас природы,

оно – основа культуры и промышленности,

оно- орудие войны и мирного труда.


Цели урока: организовать самостоятельную работу учащихся для восприятия и запоминания новых знаний о свойствах железа, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и умения.


Задачи урока:


1.Задачи обучения: учащиеся должны:

— давать характеристику элемента – железа по его положению в периодической системе химических элементов (п.с.х.э.) Д.И.Менделеева;

— знать основные физические свойства металлов;

— уметь записывать уравнения химических реакций, отражающих свойства железа;

— уметь проводить лабораторные опыты, учитывая правила по технике безопасности.


2. Задачи развивающие:

— продолжить развивать мышление учащихся, навыки самостоятельности и способности к рефлексии, коммуникативные умения в ходе парной работы, умения работать с химическими веществами, со справочной литературой, умения делать выводы;

— осуществлять межпредметные связи: химия- физика– биология – география.


3. Задачи воспитательные:

— формировать коммуникабельность, чувство взаимоуважения, умения рационально организовывать свой труд, вырабатывать правильную самооценку, составить представление о правильном рационе питания.


Оборудование урока:

ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, ряд активности металлов, физическая карта России, мультимедийный проектор, компьютер, экран, «Справочник по физике и технике» Янукович, коллекция образцов минералов, содержащих железо.









Реактивы и химическая посуда:

пробирки, штатив для пробирок, железо металлическое восстановленное, растворы кислот серной и соляной; гидроксида натрия; роданида аммония; жёлтой и красной кровяной соли; сульфата железа (II); хлорида железа (III); сульфата меди(II).



Ход урока


  1. Организационный момент


Организация внимания учащихся. Подготовка учащихся к уроку, включение их в деловой ритм.


  1. Подготовка к активному усвоению материала. Актуализация знаний учащихся


Наш урок будет проведён в виде путешествия за знаниями об удивительном металле. Каком? Вы должны определить это сами, отгадав загадку:

Очень древний я металл,

Счёт столетьям потерял.

Был нескромным я не в меру,

Тысячи лет до нашей эры.

А за блеск, мерцавший холодом,

Люди там платили золотом!

Я давно в названье века,

В организме человека.

Называют мной характер,

Из меня почти весь трактор.

Очень в яблоке полезно,

И зовут меня….. (Железо).


Объявляется тема урока и поставленные цели и задачи. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.











  1. Изучение нового материала



1.Характеристика элемента-железа по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.


— Прежде, чем отправиться в наше путешествие, дайте характеристику элементу-железу по его положению в ПСХЭ, но учтите, что это элемент побочной подгруппы, и определим его физические характеристики.

1) После ответов учащихся учитель записывает на доске схему строения атома железа, учащиеся делают запись в тетрадь:



1s22s22p63s23p63d64s2



2) Используя «Справочник по физике и технике» Януковича, определите температуру плавления железа и его плотность. (Учащиеся находят данные в справочнике и делают запись в тетрадь).

Температура плавления железа 1539оС, а плотность 7800кг/м3.


Имея некоторые представления об изучаемом металле, можно отправляться в путь.


Путешествие с остановками на станциях «Историческая», «Геологическая», «Химическая», «Практическая». В путешествии нас будут сопровождать экскурсоводы (учащиеся, подготовившие соответствующий материал).


Остановка первая: Станция «Историческая»


Экскурсовод: Первое железо, попавшее в руки человека, очевидно, было небесного происхождения, т.е. метеоритное. Об этом говорит наличие изделий из железа у жителей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде. В древности железо ценилось очень высоко. В документах древнегреческого оратора и поэта Страбона (90г. до н.э.) сказано, что у







африканцев железо стоило в 20 раз дороже серебра и в 6400 раз дороже меди. Метеоритное железо всегда самородное. Оно относится к сверхчистому железу. Правда, из-за содержащейся примеси никеля, почти не поддаётся ковке. Как ни странно, его следует обрабатывать только в холодном виде, а не в разогретом, как обычное железо.

Согласно легенде, оружейники, которые не знали этого секрета, были безжалостно казнены. Только много столетий спустя эта загадка была разгадана. В XYIII веке оружие из никелистого железа появилось у индийского раджи. Сабли из уникального металла были у легендарного С.Боливара и у российского императора Александра I.

Интересно, что чистое железо не ржавеет. Классический пример – Кутубская колонна в Индии, которая стоит уже 1,5 тысячи лет и не разрушается, не смотря на жаркий и влажный климат. В гробницах египетских фараонов вместе с золотыми украшениями находят железные лезвия, кинжалы, бусы. Железо обнаружено на Марсе и на Луне, причём в лунном грунте оно присутствует также в самородном виде.


Учащиеся должны сделать в свои тетради записи:

— никелистое железо можно обрабатывать только в холодном виде;

— химически чистое железо не ржавеет.


Физминутка: Упражнения для снятия напряжения в мышцах спины; гимнастика для глаз.


Остановка вторая: Станция «Геологическая»


Экскурсовод: Земное железо чаще встречается в виде минералов (демонстрация минералов).


Название минералов

Химическая формула

Содержание Fe(%)

Важнейшие месторождения

Магнетит

Fe3O4

до 72

Южный Урал (Магнитогорск), Курская магнитная аномалия

Лимонит

2Fe2O3. 3H2O

до 60

в районе Курской магнитной аномалии

Сидерит

FeCO3

до 10

г. Братск

Пирит

FeS2

до 47

Урал









По запасам в земной коре железо занимает четвёртое место после кислорода, кремния и алюминия. Ядро нашей планеты, по мнению учёных, состоит из никеля и железа.

Редчайшие капризы природы – самородное железо земного происхождения. Такое железо получается в уникальных геологических условиях – там, где потоки расплавленной лавы, богатой оксидом железа, на своём пути встречают пласты каменного угля. Уголь восстанавливает железо до очень чистого металла.



В тетрадях у учащихся записи:

— железо встречается в виде минералов: лимонит, сидерит, колчедан, магнетит;

— иногда можно встретить самородное железо земного происхождения.



Остановка третья: Станция «Химическая»


Учитель: Поистине железо таинственный элемент. Очередная станция «Химическая», которая постоянно строится и здесь всегда нужны специалисты, владеющие навыками химического эксперимента. Вам предстоит провести небольшую практическую работу. Используя указания в путеводителе по станции «Химическая» и соблюдая правила техники безопасности, вы проведёте ряд химических реакций, запишите в тетради результаты этих реакций. Дома, в качестве домашнего задания, оформите выполненные опыты, вновь опираясь на указания в путеводителе, запишите уравнения химических реакций и наблюдаемый вами результат.

  1. Проведите реакцию между раствором сульфата меди (II) и железом.

  2. Проведите реакцию между железом и раствором серной кислоты.

  3. Проведите реакцию между хлоридом железа (III) и раствором гидроксида натрия.

  4. Качественная реакция на ион железа Fe2+: взаимодействие сульфата железа (II) и красной кровяной соли (это комплексное соединение, имеющее формулу K3[Fe(CN)4]












  1. Качественные реакции на ион железа Fe3+: взаимодействие хлорида железа (III) и роданида аммония – NH4SCN, а затем хлорида железа (III) и жёлтой кровяной соли (комплексное соединение с формулой K4[Fe(CN)6].


В тетрадях учащихся записи:

— изменения, происходящие с веществами в каждой реакции (выпадение осадка определённого цвета; окрашивание реагирующей смеси).



Остановка четвёртая: Станция «Практическая»


Экскурсовод: Железо имеет огромное значение для человека и всех живых организмов. Без соединений железа мы не смогли бы жить. Как же он используется?

— Железо – основа огромного числа отраслей промышленности. Современное общество не может прожить без чугуна и стали – основных продуктов переработки железной руды.

— В неживой природе встречаются минералы, окрашенные из-за присутствия в них железа: красный гранат, зелёный нефрит.

— Растениям этот элемент необходим для образования хлорофилла.

— Основная масса железа, содержащаяся в организме человека, находится в крови – в эритроцитах и определяет цвет крови. В организме взрослого человека содержится 4кг железа. Почти 2/3 его входит в состав гемоглобина. В организм железо поступает с пищей. В пищевых продуктах содержится железо Fe3+, а клетки кишечника пропускают только Fe2+. В кишечнике происходит восстановление Fe3+ в Fe2+ . Из пищи усваивается

от 2 до 20% железа, причём из продуктов растительного происхождения

2 – 8%. Но, если человек плохо прожёвывает пищу, восстановление железа Fe3+ не происходит и железо остаётся недоступным. На усвоение железа влияет и состав пищи. Так, в присутствии витамина С и фруктозы железо Fe2+ легко усваивается, а чай, кофе, яичные желтки способствуют образованию труднорастворимых соединений, которые не усваиваются организмом. Оптимальная суточная потребность организма в железе составляет 10-20 мг для мужчин и 20-30 мг для женщин, у детей зависит от возраста.









У человека, страдающего недостатком железа в крови, развивается железодефицитная анемия, которую часто называют малокровием.

А вот ибыток его превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты, любят командовать и из них получаются прекрасные военные, спортивные тренеры, бизнесмены.


Обратите внимание на таблицу, в которой приведены продукты питания, содержащие железо:


Содержание железа в продуктах питания


Продукт питания

Содержание железа мг/100 г

Морская капуста

Печень говяжья

Фисташки

Фасоль

Петрушка

Овсянка

Изюм

Земляника

Яблоки

Макароны

Телятина

Свекла

Kурица

Рыба

16

8,4

7,0

6,4

6,0

4,5

2,7

2,6

2,2

1,5

1,1

1,0

0,7

0,5










Используя данные таблицы, определите, сколько фисташек нужно съедать ежесуточно, чтобы восполнять суточную потребность организма в железе (20мг). (Устно).

(ответ: примерно 300г).



IV. Подведение итогов:


1) Путешествие закончилось. Можно подвести итоги: элемент, с которым мы сегодня познакомились – удивителен. Железо – основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного и автомобильного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений – от Эйфелевой башни до ажура железнодорожных мостов. Всё, всё – начиная от швейной иголки, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог, плавающими крепостями –авианосцами и линкорами и огнедышащими домнами, где рождается само железо, — состоит из железа. Железо – металл созидания.

2) И, как водится в жизни, я прошу вас поделиться своими впечатлениями о путешествии. Для этого допишите предложения, посвящённые сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал……..

Я удивился ……….

Теперь я умею……….

Я хотел бы ……..


3) Выставление оценок активным участникам урока. Дополнительные оценки за сегодняшний урок будут выставлены за оформление практической работы.


V. Домашнее задание:


— оформить практическую работу;

— выучить параграф 14.


И ещё: я хотела бы вам пожелать: пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

















VI. Используемая литература:


1. Габриелян О.С. учебник «Химия 9 класс»; Москва, изд-во «Дрофа», 2009 г.

2. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. «Настольная книга учителя», Москва, изд-во «Дрофа», 2003 г.

3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 9 класс»», Москва, «Дрофа»






























11


Свежие документы:  Контрольная работа по Химии "Простые вещества" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: