Конспект урока по теме «Щелочные металлы» 9 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»









Конспект урока по химии в 9 классе

тема урока » Щелочные металлы»









Валеева Елена Николаевна,

учитель химии высшей МБОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск Республика Татарстан

























2014



Цель урока: изучить строение, свойства щелочных металлов.

Задачи:

  • Обучающие.

Рассмотреть строение щелочных металлов, их положение в ПС.

Изучить физические и химические свойства.

  • Развивающие.

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

  • Воспитывающие.

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип мышления: Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого.

Структура: 800 РУБЛЕЙ САМЭРИ

Мыслительные приемы: ФИНКИН ЭЛАУД


План урока

время

действие учителя

действие ученика

примечание

3 мин.

Организует, мотивирует на работу на уроке, вместе с учениками определяет тему урока.

Структура Таймд-Пэа-Шэа


Приветствуют друг друга, определяют тему урока.


Думают. Делятся развернутыми ответами в течение равного времени с партнером по плечу.


30 мин

Изучение нового материала

Структура Эй Ар Гайд.




Отвечают на утверждения до и после просмотра видеофрагмента о щелочных металлах


Переосмысление первоначальных знаний

Структура Раунд Тэйбл

Думают.

Записывают ответы на одном листе бумаги по кругу.


Структура 800 Рублей Самэри

Читают параграф. Определяют и записывают главную мысль в рамках заданной темы самостоятельно.

Развитие коммуникативных навыков учащихся

Мыслительный прием Финкин Элауд

Учащиеся проговаривают то, о чем думают после просмотренного видеофрагмента, записывают уравнение химической реакции.


10 мин.

Закрепление.

Структура Финк-Райт-Раунд Робин


Думают. Записывают свой ответ и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

Развитие коммуникативных навыков учащихся

2 мин

Рефлексия

Высказывают свое мнение о проделанной работе





ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы поговорим элементах 1 группы главной подгруппы. Их не зря объединили в одну подгруппу, ведь при взаимодействии с водой они образуют щелочь. Как можно назвать эти металлы?

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА


Правильно, тема сегодняшнего урока. Щелочные металлы


  1. Изучение нового материала

Щелочные металлы- самые активные металлы. Но что мы знаем о них? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение — основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или — , если вы не согласны с утверждением

Структура ЭЙ АР ГАЙД

до

утверждения

после


Щелочные металлы хранятся под слоем керосина



Щелочные металлы активно взаимодействуют с водой



Самый активный металл литий



Щелочные металлы в соединениях проявляют степень окисления +1



В природе щелочные металлы встречаются в виде соединений



Давайте посмотрим видеофрагмент о щелочных металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или — , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?


Характеристика щелочных металлов по положению в ПС:

Структура РАУНД ТЭЙБЛ

  1. Щелочные металлы — элементы …… группы, …………… подгруппы.

  2. Радиус атомов ЩМ с возрастанием заряда ядер …………………………

  3. Восстановительные свойства ЩМ с возрастанием заряда ядер ……………………….

  4. Степень окисления щелочных металлов в соединениях равна ……………………….


Предполагаемые ответы учащихся

  1. Щелочные металлы — элементы 1 группы, главной подгруппы.

  2. Радиус атомов ЩМ с возрастанием заряда ядер возрастает.

  3. Восстановительные свойства ЩМ с возрастанием заряда ядер увеличиваются

  4. Степень окисления щелочных металлов в соединениях равна +1


Физические свойства ЩМ

Структура: 800 РУБЛЕЙ САМЭРИ

Учащиеся записывают физические свойства ЩМ, стоимость 1 слова – 80 рублей.


Предполагаемые ответы учащихся Щелочные металлы серебристо-белые, мягкие, легкоплавкие, легкие, режутся ножом, с характерным блеском.


Химические свойства ЩМ

Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочных металлов. С какими веществами могут взаимодействуют щелочные металлы?

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА


Предполагаемые ответы учащихся

Щелочные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами. Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи. Они легко отдают электроны, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех соединениях проявляют степень окисления +1.


А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочных металлов.

Мыслительный прием ФИНКИН ЭЛАУД

Просмотрите видеофрагмент «Взаимодействие щелочных металлов с водой». Проговорите какие вещества взаимодействуют друг с другом, что получилось в результате реакции. Запишите уравнение реакции.


Информация для любознательных:

Недостаток лития способствует развитию у человека маниакально-депрессивных синдромов психических заболеваний. Приступы способен прекращать карбонат лития. Избыток проявляется в дрожании пальцев, нарушениях равновесия, сонливости, жажде, нарушении сердечного ритма. Литий содержится в свекле.

Натрий поддерживает осмотическое давление крови, активизирует пищеварительные ферменты, суточная потребность составляет 1-2 г. Недостаток натрия приводит к понижению давления. Избыток приводит к перенасыщению тканей и сосудов избытком воды, что приводит к перегрузке всех органов, особенно почек. В результате возникают отеки ног и лица, страдает также сердце. Важнейшим соединением, содержащим натрий является …? (Поваренная соль)

  1. Закрепление

Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

С помощью уравнений реакций осуществите превращения:

NaNa2O2Na2ONa2CO3

NaOH

Запишите уравнения химических реакций.



  1. Домашнее задание.

Параграф 11, задания 1,3*(творческое) стр. 52










Список использованной литературы

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.

  2. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки, Учитель, Волгоград, 2003


Интернет-ресурсы


https://school-collection.edu.ru


Свежие документы:  Интегрированный урок химии и биологии для 9 класса по теме: "Современное состояние и охрана воздуха"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: