Конспект урока «Путешествие в мир веществ» 8 Класс




Балыклинский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла










Урок химии в 8 классе


«Путешествие в мир веществ»



Цели:


  1. Отработать умения, различать химические формулы веществ разных классов, составлять уравнения реакций;

  2. актуализировать знания о классификации сложных веществ, их химических свойствах;

  3. практически и графически уметь выразить генетическую связь различных классов веществ;

  4. развивать речевые навыки;

  5. создать условия для желания учиться с интересом без принуждения и перегрузок.










Из опыта работы учителя

химии: И.А.Амировой




2013 год


Тип урока: Отработка знаний и умений


Форма проведения: сюжетно-ролевая игра


Сюжет, роли и композиция: урок превращается в водное путешествие по Миру веществ и совершается по следующему маршруту: рифы Формул, море Звука, бухта Распределения, река Превращений, поток Уравнений. Все учащиеся становятся пассажирами корабля «Вещества», учитель – капитаном.


Ход урока:

Уважаемые пассажиры!

Китайский мыслитель Конфуций в свое время сказал: « Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно?». Я надеюсь, что сегодня вам будет приятно вспомнить и повторить материал по основным классам неорганических соединений , закрепить полученные знания.

Однажды Аристотеля спросили:

  • «Как преуспеть ученикам?»

  • «Догонять тех кто впереди, и не ждать тех, кто позади» -быстро ответил тот. И был прав.

Я же приглашаю вас совершить «Путешествие в Мир веществ» и преуспеть всем во время нашего путешествия. Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать! Давайте представим, что это водный маршрут, мы сели на корабль под названием «Вещества». Вы- пассажиры, я –капитан. Ваши тетради сегодня пусть превратятся в «путевые дневники». Согласны? Тогда в путь! Начнем с путевых дневников (учащиеся записывают число-дату)



«Записи в путевом дневнике о путешествии в Мир веществ»


1.

Этапы путешествия: 2. Учащиеся запишут пункты, в которых

побывают

3.

4.

5.


Капитан: Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул. Отметим в путевых дневниках.


1.Рифы Формул. Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать «Формульные рифы» будем так: я показываю карточку с формулой, вы составляете правильную формулу и называете вещество. К доске выходит один из учащихся и работает с карточкой ( задание:даны названия веществ, необходимо записать их химические формулы.)

Оксид железа ( 111); нитрат алюминия; серная кислота; гидроксид натрия; гидроксид кальция; угольная кислота; сульфид железа (11 ); карбонат кальция; ортофосфорная кислота; сульфат натрия; хлорид бария; сульфит калия, гидросульфат натрия, основной хлорид магния, оксид алюминия, оксид железа (111), оксид натрия.

Если ученик правильно выполнит задание, то получит конверт с приветственным посланием, например:


Ты – молодчина! И в это поверь:

Открыта тобой в мир химии дверь.

Надеемся все мы, что лет через пять,

Прекрасным ученым сможешь ты стать


Капитан: Под цифрой 2 в путевых дневниках море Звука. Вы слышали когда – нибудь, как шумит море?

Громко, ритмично, мелодично!

Сейчас представим, что вы – волны, а я дирижер волн и направляю вам шум. Сначала громко и четко будем вместе читать формулы, а потом называть их.


ВаСI2 ZnO KOH AI2O3 H2 S AI 2 (SO4 )3 HCI NaOH K3 PO4 H 2CO3

Ba(OH)2 NaHCO3 Ca(OH)2 CaO Mg(OH)CI Cu(OH)2 H2 SO4 SO3 K 2O AI(OH)3 H3 PO4 CO2 HNO3 NaKSO4


Капитан: Море взволновалось.

Не настиг бы нас шторм. Возьмем

Курс в тихую Бухту! На горизонте бухта Распределения!


Проводится фронтальная беседа:


1.На какие группы делятся неорганические вещества?

Простые и сложные. Простые делятся на металлы и неметаллы. Сложные делятся на оксиды, кислоты, основания, соли.


2.Какие вещества называются оксидами и какова их классификация?

Оксиды – это сложные вещества, состоящие их двух элементов, один их которых – кислород. По классификации бывают: основные, амфотерные, кислотные.


3.Что называется кислотами и по каким признакам классифицируют их?

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка, по составу бывают: кислородсодержащие и бескислородсодержащие; по числу: одноосновные, двухосновные, трехосновные.


4.Какие вещества называются основаниями и каковы они по классификации?

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких годроксогрупп. Различают: растворимые (щелочи), малорастворимые и нерастворимые основания.


5.Какие вещества называют солями и какие они бывают по классификации?

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Различают: средние, кислые, основные и двойные соли.


Капитан: Не забывайте про путевые — дневники. Сделайте третью запись – бухта Распределения. На любом распределительном пункте что -то делят, подразделяют, классифицируют. Вот и мы с вами проведем классификацию карточек с формулами по четырем классам неорганических соединений. Приглашается к доске главный диспетчер.

( задание: из перечисленных веществ, которые были названы во втором пункте «Море звука» выпишите оксиды, кислоты, основания, соли).


ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ

K2O HCI KOH BaCI2

CaO HNO3 NaOH AI2(SO4)3

ZnO H2 S Ba(OH)2 K 3PO4

AI2O3 H2 SO4 Ca(OH)2 NaHCO4

SO3 H 2CO3 Cu(OH)2 Mg(OH)CI

CO2 H3 PO4 AI(OH)3 NaKSO4



Капитан: Корабль держит курс к реке Превращений. Прошу пассажиров сделать пометку в путевых дневниках: река Превращений.

Проводится фронтальная беседа.


  1. Как определить среду неизвестных растворов?

  2. Как называются реакции обмена, в результате которых образуется соль и вода?

  3. Какие типы реакций вам известны?


Капитан: Вам предстоит:

1. Доказать в какой из пробирок находится кислота и щелочь, провести серию опытов.

2. Записать схему превращений.

3. Дать комментарий к схеме превращений веществ.


Река Превращений.

Проводится экспериментальная работа.


Na Na2O NaOH

Na2 SO4 BaSO4


S SO2 SO3 H2 SO4


Капитан: Берем курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам

отметить его в путевых дневниках, последний пункт маршрута поток Уравнений.

Капитан: пассажирам самостоятельно написать поток Уравнений реакций в путевых дневниках на основе увиденного на реке Превращений (самостоятельная работа). Учитель проверяет и с целью организация самоанализа и самоконтроля раскрывает зашторенную часть доски (учащиеся сравнивают правильность составления уравнений)/

4Na + O2 = 2Na2O

Na2O + H2O =2NaOH

S + O2 =SO2

2so2 + o2 = 2 so3

SO3 + H2O = H2SO4

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Na2SO4 + BaCI2 = BaSO4 + 2NaCI

2Na + S = Na2S

Na2O + SO3 = Na2SO4

Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O

Na + H2SO = Na2SO4 + H2


Капитан: Уважаемые пассажиры!

Конфуций однажды сказал:

«Хорошо обладать природным дарованием, но упражнение, друзья, дают нам больше, чем природные дарования» .

Убедиться в этом нам помогут упражнения творческого характера. Наше путешествие в Мир веществ по маршруту: рифы Формул — море Звука — бухта Распределения — река Превращений—- поток Уравнений подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявляли себя в неожиданных ситуациях. Все настоящие путешественники после экспедиции берут в руки свои путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести , рассказы, стихотворения. Вот и я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать сказку, придумать загадки или стихотворения о веществах, которые встретились нам во время нашего «Путешествия в Мир веществ».


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: