Методическая разработка открытого урока по химии на тему: «Значение воды в жизни человека» в 9 классе


Методическая разработка

открытого урока по химии

на тему: «Значение воды в жизни человека»

в 9 классе






Учитель: Попович Лидия Ивановна

СОШ №8 г. Краснодар








Цель урока:


  1. Познакомить учащихся с полезными свойствами воды и с её разрушительной силой, изучить способы очистки воды и её аномальные свойства.

  2. Расширить кругозор детей о таких природных явлениях, связанных с водой, как: цунами, смерчи, наводнения.

  3. Показать взаимосвязь химии с биологией (вода в организме человека и животных), с физикой (физические и аномальные свойства воды), с географией (природные явления), а также с экологией Краснодарского края.

  4. Развить у учащихся экономное отношение к потреблению воды.









2012г

Вода в жизни человека.


Вступительное слово учителя:

Если взглянуть на карту мира, больше всего на ней – голубого цвета. Так обозначена вода, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

К сожалению, о большом значении воды в жизни человека мы вспоминаем когда по какой-либо причине нам дома отключают воду. Если без пищи человек может прожить до 100 дней, то без воды не более недели.

Организм человека, животных, растений почти наполовину состоит из воды. Вода встречается повсюду: в морях и океанах, реках и озерах, на вершинах гор. В Арктике и Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. Только вода в природе может находится в трёх агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.

На Земном Шаре 1,5 миллиарда кубических километров воды. На каждого человека приходится около 280 миллиардов литров. Много ли это? Мало. Дело в том, что почти вся вода – солёная. На долю пресной воды приходится лишь 0,003%. Если условно всю воду Земного Шара принять равной 100л, то пригодной к употреблению окажется лишь 0,003л. Это примерно половина чайной ложки. Отсюда видно, насколько экономно и бережно нужно относится к воде. Проблема пресной воды стоит перед многими странами мира. Об этом нам расскажет Гапонова Даша.


Доклад.

Быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства, а также непрерывно растущий социально-культурный уровень населения обуславливает необходимость в решении проблемы обеспечения страны чистой пресной водой в требуемых для её нужд количествах. От успешного решения этой проблемы в определенной мере зависит дальнейшее развитие экономики страны.

Наблюдающийся во многих районах мира недостаток в пресной воде объясняется истощением и загрязнением местных водных ресурсов в результате большого потребления чистой воды и неизбежного возврата загрязненной воды в источники. В статье 18 Конституции РФ указывается, что государством принимаются необходимые меры для охраны водных ресурсов.

Перспективные расчеты показывают, что при сохране­нии таких темпов потребления и с учетом прироста на­селения и объемов производства к 2100 г. человечество может исчерпать все запасы пресной воды. Вот почему в некоторых развитых арабских странах вода стоит столько же, сколько и нефть.


Слова учителя:

Давайте посчитаем сколько бы мы платили за воду, если бы жили в одной из этих стран. Допустим, что 1 баррель нефти, а это примерно 200л, стоит сейчас $50, а $1 это 25рублей. Тогда 200 литров нефти будут стоить 1.250р. А 1 кубический метр 6.250р. В месяц человек расходует около 7 кубических метров воды. За эту воду мы бы заплатили 43.750р. У нас в стране 1 кубический метр воды стоит 13 рублей. А за 7 метров мы бы заплатили 91 рубль. Видите какая разница!

Экономить воду нужно всем и везде, начиная со своего жилого дома. Вода, выделенная на коммунальные нужды примерно 75% тратится на санитарные нужды, 7% используется на кухне, 5% — для питья. Большая часть этой воды тратится впустую. Из-за утечки воды в трубах, кранах, теряется около 20-35% воды.

Сколько же воды тратит человек в сутки в разных городах. Например:

В Брюсселе – 85л

В Вене – 167л

В Лондоне – 228л

В Париже – 290л

В Москве – 600л

В Краснодаре – 537л

Сюда входит вода, используемая в промышленности. Откуда же берут люди питьевую воду? В большинстве городов России – из рек. Но прежде чем вода попадает в краны, её очищают. Это решетки, отстойники, фильтры (метровый слой песка), хлорирование или озонирование.

В Краснодарском крае используют в основном артезианскую воду. В крае около 6000 артезианских колодцев. Глубина их достигает 380 метров. Ежедневно в Краснодаре откачивают из-под земли 270тыс кубометров воды. Поэтому под городом есть пустоты и возможно оседание грунта.

Воду для технических целей стараются очистить только от минеральных солей, чтобы не засорять трубы. А для медицинских целей используют только дистиллированную воду.

Какое же строение имеет молекула воды? Как вы знаете, связи в молекуле воды ковалентные полярные, электроны смещены к атому кислорода. В результате этого атомы водорода приобретают положительные заряды, а атомы кислорода – отрицательные. Молекула воды имеет угловое строение: атомы водорода расположены под углом в 104,5градуса. Поэтому она является полярной. Вследствие этого, в жидкой воде её молекулы притягиваются друг к другу разноименными полюсами и происходит их ассоциация. Каркас водородных связей внутри льда сближает молекулы воды и делает лёд – кристаллом, не похожим на все другие кристаллы.

Вода обладает аномальными свойствами:

  1. Аномально изменяется плотность воды при охлаждении. Почти у всех веществ при переходе из жидкого состояния в твердое плотность увеличивается, а у воды уменьшается. Плотность льда 0,91 г/см. Вот почему лёд плавает.

  2. Другая аномалия в том, что при замерзании воды объём не уменьшается, а увеличивается. Если стеклянную бутылку, заполненную водой, положить в морозилку холодильника – бутылка лопнет.

  3. У воды аномально высокая теплоёмкость. В одном литре воды можно запасти в 330 раз больше тепла, чем в таком же объёме воздуха. Поэтому вода – регулятор температуры на Земном Шаре.

Мы много говорили о полезных свойствах воды, но вода таит в себе и огромную разрушительную силу. Об одном из таких явлений нам расскажет Малышева Саша.


Доклад «Цунами».

Что такое цунами? Это волны гигантской величины, обладающие большой скоростью и огромной энергией, а потому могут выбрасываться на сушу. При подходе к берегу, они деформируются и накатываясь на берег производят громадные разрушения.

Изучение цунами стало возможным лишь после того, как возникла наука сейсмология, так как цунами, в основном, следствия землетрясения. Кроме того, цунами может возникнуть от взрыва подводных вулканов. В числе вероятных причин исчезновения материка Атлантида, исследователи выдвигают версию цунами.

Одно из самых страшных цунами произошло 26 декабря 2004 года у берегов индонезийского острова Суматра. Тогда сила землетрясения составила 8,5 балла по шкале Рихтера. По суммарным оценкам правительств пострадавших от стихии стран Азии и Африки, общее число жертв гигантских волн может превысить 60 тысяч человек. Почти треть погибших составляют дети. Тысячи людей пропали без вести и миллионы остались без крова. В расположенной ближе всего к месту землетрясения Индонезии в отдельных местах потоки воды проникли внутрь суши на десять километров. Цунами было настолько мощным, что докатилось до восточного побережья Африки. По последним данным, один человек погиб в Кении, трое — на Сейшельских островах и десять — в Танзании.


Мащенко Инна «Ледники».

Ледники – крупные скопления льда, образованные снегом, подвергнутым кристаллизации. Они образуются в том случае, если зимой выпадает больше снега, чем может растаять летом. Это возможно либо высоко в горах, либо в полярных районах Земного Шара. Ледники занимают площадь 18млн квадратных километров, что составляет около 10% поверхности Земли. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды поднялся бы на 70 м. Антарктида, площадью 15млн квадратных километров покрыта пластом льда, толщиной около 4км. Гренландия занимает площадь 1млн кв. километров и вся покрыта льдом.

Угроза человеку, исходящая из ледников, — огромна. Потепление климата может привести к активному таянию ледников, и в результате многие страны могут оказаться под водой. В результате схода ледника в сентябре 2002 года в Северной Осетии под стометровым слоем льда оказалось целое село Нижний Кармадон. В этой стихии пострадали сотни людей.


Ваккер Наташа «Смерчи».

Водный смерч образуется при столкновении двух воздушных масс разной температуры над морем. Обычно в таких ситуациях два потока воздуха начинают друг друга закручивать вместе с водой, набирая огромную скорость. В случае выхода смерча на сушу, он сметает всё на своем пути, попутно захватывая в себя объекты с земли. Такие смерчи долго не продерживаются и после их разрушения содержимое выбрасывается на землю. Во Франции до сих пор помнят дождь из лягушек, который прошёл в 1984 году на побережье.


Лукашевский Виталий «Наводнения».

Наводнения могут возникнуть в результате длительных и обильных дождей, при разливе рек, во время таяния льда.

Ежегодно во многих странах Европы и России вследствие наводнений страдают тысячи людей. Вода уносит целые деревни, дома, машины, деревья, людей и животных. В 2002 году в результате стихийных наводнений в Краснодарском крае сотни тысяч людей остались без крова. Заново пришлось восстанавливать станицу Барсуковскую, хутор Чёрный. Пострадали целые районы Новокубанска, Крымска, Темрюка, Армавира, Новороссийска, Адыгеи. В настоящее время большую опасность вызывают водохранилища, особенно те, которые были построены в 50-60гг. т.к. они долгое время не ремонтировались и создают опасность прорыва дамб.

Сильные наводнения в прошлом году постигли европейские страны. Под водой оказались многие города Чехии, Венгрии, Германии, Франции и др. К большому сожалению во время стихийных бедствий помощь оказывают в первую очередь людям, забывая о бедных животных, которым помочь некому…


Вода океанов, морей и рек медленно накапливает летнее тепло и столь же постепенно и плавно отдает его в холодные дни осени и зимы, сглаживая капризы природы.


Вода… Задумайся над словом.

Здесь слышится журчанье ручейка.

И синие бескрайние просторы,

Встают пред нами, словно небеса.

А сколько же воды на этом свете

Мы тратим попусту, на всякие дела?..

Ведь мы не знаем слова «жажда»,

Не знаем слова и «жара».

А у других любая капля влаги

Ценнее золота, дороже серебра.

Давайте же беречь своё богатство!

Все воды: реки и моря.

И будем радоваться вместе,

Что так красива вся Земля!

6


Свежие документы:  План-конспект урока «Углеводы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: