Методическая разработка урока на тему: «Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе» 8 класс


Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе.

Задачи.


Образовательные.

  1. Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ.

  2. Способствовать закреплению понятий: оксиды, реакция горения.

  3. Продолжить формирование умений: составлять формулы оксидов и уравнения химических реакций, производить вычисления по формулам веществ.


Развивающие.

  1. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе переработки информации.

  2. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности.

  3. Способствовать развитию общеучебных умений.


Воспитательные.

  1. Продолжить воспитание положительной мотивации учения.

  2. Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира).

  3. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей).

  4. Воспитывать бережное отношение к природе


Тип урока. Урок приобретения новых знаний и умений.


Форма организации урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).


Ведущие методы. Словесный, наглядный.


Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Проверка усвоения.

  5. Информирование о домашнем задании.


Литература.

  • Программа курса химии для 8 – 9 классов основной и 10 – 11 классов средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень образования).

  • Учебник. Химия 8. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  • Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Опорные конспекты, практические задания, тесты. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко. Москва, «Школьная Пресса», 2002г.



Организационный этап.

Мы начинаем урок химии. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки. Какое у вас настроение?



Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя (мотивация).


  • Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.


Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

  • Кто сможет назвать тему урока?


Воздух для нас – бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше.


Объявляется тема урока (СЛАЙД № 1) и цели.


  1. Состав воздуха.


    • Историческая справка.

Вопрос о составе воздуха был объектом исследований в течение многих веков. Лишь в конце XVIII века ученые-естествоиспытатели Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются … кислород и азот. Почему?

  • Демонстрация опыта с помощью документкамеры.

Горение свечи под стеклянным цилиндром.

(В чашке вода, подкрашенная раствором марганцовки. Зажигаем свечу. Накрываем ее цилиндром, с 4 полосками, разделяющими цилиндр на 5 одинаковых частей. Что вы наблюдаете? Объясните опыт. На какую часть поднялась вода и почему? Сделайте вывод о составе воздуха.)

Учащиеся объясняют подъем воды на 1/5 объема: так как при горении свечи расходуется только кислород, кислород составляет 1/5 часть или 21 % воздуха.


СЛАЙД № 2. (Диаграмма – состав воздуха)

Учащиеся записывают в тетрадь, только формулы:

      1. Состав воздуха.

        • Кислород – 21 %

        • Азот – 78 %

        • Благородные газы (Ar и др.) – 0,94 %

В конце XIX века ученым удалось уточнить состав воздуха. Кроме азота и кислорода, в состав воздуха входят благородные (инертные) газы.


Показать в ПСХЭ. (СЛАЙД № 3,4) Сообщение о применении инертных газов.


Кроме того, в воздухе содержатся углекислый газ – оксид углерода(IV) и водяные пары, процентное содержание которых зависит от местных условий (например, морской воздух очень влажный).


Учащиеся записывают в тетрадь:

  • Углекислый газ, оксид углерода (IV) – 0,03 %

  • Водяные пары – до 3 %


Таким образом, воздух – это смесь газов, это природный коктейль.


Мы сейчас рассматривали состав воздуха над незагрязненной территорией. В большинстве же городов мира воздух загрязнен. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей городов падает до 100 кг загрязняющих веществ.


      1. Случайные компоненты воздуха (их ПДК < 0,00001 %).

Учащиеся выполняют задание на карточке, составляют формулы случайных веществ воздуха. Самопроверка и оценивание (по 1 баллу за формулу). (Слайд № 5).


  • оксид азота (I), оксид азота (II), сернистый газ – оксид серы (IV), сероводород – Н2S, угарный газ – оксид углерода (II), соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль, сажа, микроорганизмы, пыльца.



    • Каковы пути поступления этих примесей в воздух?

  • извержение вулканов,

  • лесные пожары,

  • заводы,

  • сжигание топлива: бензин в моторах /выхлопные газы/, уголь в топках электростанций, дрова в печи, двигатели самолётов.



О воздействии примесей на человека подготовлена газета учащимися вашего класса (стенд «Природа и человек», коридор 2 этажа)

  • Что делается для защиты окружающей среды в нашей местности?

    • Высокие трубы обезвреживают газы,

    • фильтры – поглотители в трубах,

    • очистные сооружения,

    • автомобили с фильтрами, диагностика СО при прохождении техосмотра на СТО «Прогресс»,

    • безотходное производство,

    • экологически чистое топливо,

    • ежегодная экологическая акция «Спасти и сохранить»,

    • мониторинг состояния воздуха, департамент по защите окружающей среды в Советском районе, лаборатория в г. Югорске


      • Презентация мини-исследования содержания твердых примесей в воздухе помещений гимназии.


  1. Свойства воздуха.

  • Физические и химические (по плану).

Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.


  1. Горение.

Ребята, вспомните определение реакции горения.

Понаблюдаем химическую реакцию «Горение магния».

(Видеоролик «Горение магния»)


  • Химические реакции условно записываются при помощи уравнений. Напишите уравнение горения магния и природного газа, основной компонент которого метан (СН4).


Мg + О2 =

СН4 + О2 =

Сделайте вывод. При горении простых и сложных веществ образуются … (оксиды).


Выполнение индивидуальной самостоятельной работы учащимися, проверка через документкамеру, оценивание ( за 3 уравнения 5 баллов, за 2 – 4 балла, и 3 балла за 1 уравнение).

? Р + ?O2 =? Р2O5

?Zn + O2 =?ZnO

С3Н8 +? O2 = ?CO2 +?Н2O


Некоторые реакции горения приносят пользу человеку, другие – не желательны. Следовательно, необходимо контролировать протекание химических реакций и знать условия их возникновения и прекращения.


  1. Условия возникновения и прекращения горения.


Учащиеся самостоятельно изучают условия возникновения и прекращения горения (стр. 63).


Горение свечи.


  • Назовите условия возникновения горения:

  • Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется.

  • Доступ кислорода.


  • Каковы условия прекращения горения — одновременно и причины горения?

Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения.


Тушение свечи.


Учитель (или ученик) читает стихотворение балкарского поэта Б. Гуртуева.

            Огонь и вода
Огонь смеялся над котлом с водой,
Грозя воде неслыханной бедой
«С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!»
Вода вздохнула: «Уважаю власть…»
Вскипела и на пламя пролилась,
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.

Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. (Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие керосин, загоревшееся на сковородке масло).


Является ли данный материал актуальным для нашей местности? Почему?

(В этом году в округе и по всей России люди пытались прекратить химическую реакцию горения лесов и торфяников. ХМАО-Югра расположен в тайге, которая является большим поставщиком кислорода. В процессе фотосинтеза, происходящего во всех зеленых растениях суши и Мирового океана, восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год. Поэтому состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение. Сохранение растительности, особенно лесов, жизненно необходимо для всего человечества.)


  • Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
    а) загорелась одежда на человеке;
    б) воспламенился бензин;
    в) возник лесной пожар.

  • Огнетушитель – одно из средств тушения пожаров, его устройство и принцип работы изучите на ОБЖ.


  • Короткий диспут: «О вреде и пользе горения» Первый вариант аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, второй — о вреде. При затруднении учащиеся пользуются ключевыми словами.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Включите ноутбуки и приготовьтесь к ф/м.

Представьте, что вы в морозном зимнем лесу… Вдохните воздух через правую половину носа, выдох – через обе (3 раза). Мы проводим глубокую вентиляцию легких, насыщаем кровь кислородом, которая несет его к головному мозгу. При усиленной умственной работе потребление кислорода возрастает.


  1. Проверка усвоения. Тест выполняется учащимися в паре, на ноутбуках (диск «Превращения веществ», тема «Что такое воздух»).


  1. Подведение итогов.



    • Обобщение.

Веер вопросов.

«Что я узнал сегодня на уроке?». Вытяните вопрос и ответьте на него.

    • Воздух – это ….. .

    • Воздух состоит в основном из …. .

    • Без воздуха не проходят процессы … и ….

    • При горении веществ в воздухе образуются … .

    • Воздух – бесценный дар природы, его нужно … .


  • Раз в четыре года в мире происходит событие, сопровождающееся переносом «живого» огня. Это бывает в годы проведения олимпийских игр. Каждая олимпиада открывается торжественным возжиганием олимпийского огня. Я желаю вам стать участниками или зрителями олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в нашей стране городе Сочи, а также, чтобы на Земле всегда горел огонь мира, дружбы и добра.


  • К тому времени вы уже закончите школу. А пока вы только чуть-чуть приоткрыли мир химии, который очень увлекательный. Помимо реакции горения множество других превращений происходит вокруг нас, и мы их будем познавать и объяснять. А сейчас в подарок вам дарю живые цветные огни, чтобы разжечь в вас огонек любопытства и интереса к химической науке и хочу, чтобы они долго не сгорали, как этот платок.


  • А почему не сгорел обычный х/б платок, подумайте дома.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (Опыты: цветные огни, несгораемый платок).



  1. Домашнее задание.


  1. Изучить § 22.


  1. Задача 1. В процессе фотосинтеза восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год. Рассчитать площадь леса, необходимого для восполнения потерь кислорода, если 1 га леса выделяет в сутки 7 м3 (10 кг) кислорода.


  1. Задача 2. На каждые 10 км пути с выхлопными газами грузового автомобиля в атмосферу попадают 700 г углекислого газа и 70 г оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза из г. Советский в г. Югорск?

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Воды Мирового Океана"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: