Методическая разработка урока «Занимательная химия»







ГОУ НПО ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ Санкт-Петербурга









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»

















Автор Е.С.Миронова













2008-09 учебный год

Санкт-Петербург





Цели урока:

Обучающие: повторение, закрепление и углубление знаний, полученных при изучении общей химии, умение составлять уравнения реакций. Закрепление практических навыков, качественных реакций органических и неорганических веществ, правил техники безопасности, распознаванию данных веществ.

Развивающие: развитие навыков поисковой учебной деятельности, логического мышления, обработки информации, умений работать в группе, умений применять теоретические знания в практической деятельности;

Воспитывающие: формирование ценностного отношения к общеобразовательным дисциплинам, стремление к самообразованию, самосовершенствованию.

Оборудование: пакетики с образцами волокон (шерсть, нитрон, вискозное, лавсан, шелк, хлопок, капрон, хлорин), глицерин, раствор крахмала, раствор уксусной кислоты, сульфат меди (2), гидроксид натрия, хлорид железа (3), лакмус, раствор йода, спиртовки, нитрат серебра, нашатырный спирт, дихромат аммония, подсолнечное масло, сода.



Ход урока.

1этап. Повторение правил техники безопасности при проведении практических работ. Объяснение целей урока.


2 этап. Практическая часть.Урок проводится в 2 группах 264 и 253 и носит соревновательный характер. Первое задание для групп разное, а остальные одинаковы.

1 задание.

264 группа. По результатам горения и взаимодействию с гидроксидом натрия определите в каком пакетике находятся следующие волокна: шерсть, нитрон, вискозное, лавсан.

По результатам опытов составьте таблицу:


волокно

Номер коробочки

Результат горения

Взаимодействие с NаОН

шерсть




нитрон




вискозное




лавсан






253 группа. По результатам горения и взаимодействию с гидроксидом натрия определите в каком пакетике находятся следующие волокна: шелк, хлопок, капрон, хлорин.

По результатам опытов составьте таблицу:


Волокно

Номер коробочки

Результат горения

Взаимодействие с NаОН

Шелк




Хлопок




Капрон




хлорин






2 задание. Выданы 3 пронумерованные пробирки с растворами глицерина, крахмала, уксусной кислоты. С помощью следующих реактивов: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (2), раствор йода, лакмус определите в какой пробирке находится каждое из данных веществ. По результатам опытов составьте таблицу:


растворы

NаОН

СuSО4

иод

лакмус

Номер пробирки

Глицерин







Крахмал







Уксусная кислота









3 задание. Выданы 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида железа (3), сульфата меди (2), гидроксида натрия. С помощью следующих реактивов: гидроксида натрия, лакмуса определите в какой пробирке находится каждое из данных веществ. По результатам опытов составьте таблицу:




Растворы

NаОН

лакмус

окраска

Номер пробирки

Сульфат меди (2) СuSО4





Хлорид железа (3)

FeCL3





Гидроксид натрия

NаОН





Свежие документы:  Концепция эколого-краеведческого образования МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»


Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.


3 этап. Демонстрационные опыты. Эти опыты показывают специально подготовленные учащиеся групп .


1. Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу (реакция серебряного зеркала).

2. Взаимодействие натрия с водой и определение продуктов реакции.

3. «Несгораемая нить».

4. Вулканчик.

5. «Кровавая рана».

6. Определение витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налить1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

7. Несгораемый платок.

Для демонстрации занимательных опытов учащиеся инсценируют детективную историю.

1 учащийся – ведущий, 2 учащихся – компаньоны, 2 учащихся – сотрудники фирмы.

Ведущий. Два компаньона фирмы, находящейся на грани банкротства, решили поправить свои дела, раздобыв вещество, из которого можно выделить чистый драгоценный металл и использовать его для производства ювелирных изделий. Сотрудники одной из ювелирных мастерских, узнав, что мошенники могут составить им конкуренцию, обманывая покупателей, решили основательно запутать ювелиров. Они познакомились с мошенниками, представив себя сотрудниками химической лаборатории, в которой проводятся исследования по выделению чистого серебра с помощью обычного пищевого

.» продукта и чудодейственного вещества.

Выкрав ключи, мошенники тайно проникли в лабораторию, где обнаружили несколько лотков с реактивами.

Компаньоны: «Очевидно их используют в эксперименте по выделению серебра!» Ведущий. Мошенники начали экспериментировать.

Компаньоны. «Какое же вещество нужно взять для опыта?»

1. Может быть масло? А рядом стоит склянка с хлоридом железа (3). Это неспроста! ( Провели опыт по определению витамина А в подсолнечном масле). Вот это да! Мы получили ярко-зеленый раствор????????? Это явно не та реакция, что нам нужна.

2. «Давай попробуем этот порошок (крахмал). А что это? Похоже на крахмал. Давай проверим йодом». Синее окрашивание, значит, точно крахмал. «А что же нам в него еще добавить? Может, щелочь?»

3. «Давай бросим кусочек натрия в воду (опыт взаимодействие натрия с водой). И что же получилось? Наверное, щелочь? Это легко проверить лакмусом.» (синее окрашивание.)

4. «Слушай, а по-моему в крахмал надо добавить кислоту. Проверим, кислота ли эта жидкость?» (Проверяют кислоту лакмусом – красное окрашивание). И приливают кислоту в соду (шипение, выделение газа).

«Что-то у нас ничего не получается! Где-то мы опять перепутали и серебро не получили

5. Подходят к упаковке.

«Смотри, что это здесь? Давай развяжем?» Развязывают нить и снимают упаковку.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации»

«Ты же оставил отпечатки пальцев на нитке, теперь ее нужно сжечь!» Проводят опыт «несгораемая нить». «Четровщина какая-то!»

6.Случайно поджигают вулканчик,(проводят опыт «вулкан») пытаются собрать ножом зеленый порошок и имитируют порез руки (проводят опыт «кровавая рана»).

7. Хватается за носовой платок, вытирает руку. «А платок – это улика! Надо от него избавиться!» (проводят опыт «несгораемый платок»).

«Ничего у нас не получается, пора нам отсюда уходить!»


Появляются две сотрудницы лаборатории, застают мошенников на месте преступления, высмеивают их и позорят за безграмотность.

Сотрудницы. Объясняют все результаты ранее проделанных опытов и показывают реакцию «серебряного зеркала» с комментариями.

Ведущий. В любом деле возможны знания, которые нужно применять на практике.


4 этап. Подведение итогов урока.



Учащиеся в процессе урока совершенствуют навыки выполнения практических работ, применяют теоретические знания в практической деятельности. Детективная история, разыгранная ребятами, повышает интерес к эксперименту, заставляет вспомнить ранее полученные знания. Эта модель урока повышает интерес учащихся к химии, позволяет закрепить получены знания на практике.

















Распознавание волокон группа 264

По результатам горения и взаимодействию с гидроксидом натрия определите в каком пакетике находятся следующие волокна: шерсть, нитрон, вискозное, лавсан.

По результатам опытов составьте таблицу:



волокно

Номер коробочки

Результат горения

Взаимодействие с NаОН

Шерсть





Нитрон





Вискозное





Лавсан













































Распознавание волокон группа 253.

По результатам горения и взаимодействию с гидроксидом натрия определите в каком пакетике находятся следующие волокна: шелк, хлопок, капрон, хлорин.

По результатам опытов составьте таблицу:


Волокно

Номер коробочки

Результат горения

Взаимодействие с NаОН

Шелк





Хлопок





Капрон





Хлорин















Выданы 3 пронумерованные пробирки с растворами глицерина, крахмала, уксусной кислоты. С помощью следующих реактивов: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (2), раствор йода, лакмус определите в какой пробирке находится каждое из данных веществ. По результатам опытов составьте таблицу:


растворы

NаОН

СuSО4

иод

лакмус

Номер пробирки

Глицерин







Крахмал







Уксусная кислота













































Выданы 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида железа (3), сульфата меди (2), гидроксида натрия. С помощью следующих реактивов: гидроксида натрия, лакмуса определите в какой пробирке находится каждое из данных веществ. По результатам опытов составьте таблицу:




Растворы

NаОН

лакмус

окраска

Номер пробирки

Сульфат меди (2) СuSО4





Хлорид железа (3)

FeCL3





Гидроксид натрия

NаОН






Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.



















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: