Методическая разработка внеклассного мероприятия «Турнир химических эрудитов»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»














Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Турнир химических эрудитов»







подготовила

к.пед.н., доцент кафедры химии и МПХ

Байдалина Ольга Васильевна










г. Горно-Алтайск
2013

Турнир химических эрудитов


Данное мероприятие проводилось в рамках «Дня открытых дверей» в Горно-Алтайском государственном университете.


Цель: Создание условий для расширения кругозора обучающихся школ и повышение познавательного интереса к науке.


Технология игры: Всем присутствующим школьником перед началом турнира предлагается получить свои турнирные номера (методом случайного выбора, например из мешочка). Далее турнир проходит в несколько этапов (туров) цель каждого из которых – отобрать лучших эрудитов.


Тур 1 проводится в форме блиц-опроса. Вопросы должны быть максимально простыми, но интересным. В этом туре участвуют все школьники. Вызываются турнирные номера (по 3-4, например: номера 1-3, 4-6, 7-10 и т.д.). Количество одновременно вызываемых номеров зависит от числа участников турнира. Каждой группе опрашиваемых задается 7-10 блиц-вопросов. В ходе блиц-опроса из каждой группы отбираются 1-2 школьника, ответивших на большее количество вопросов (для подсчета правильных ответов можно изготовить жетоны). Общее количество отобранных школьников может достигать 10 человек.


Варианты вопросов на 1 тур

Индикатор, который вырабатывает из некоторых видов лишайников. (Лакмус)

Этот химический элемент, академик Ферсман называл «Элементом жизни и мысли». (Фосфор)

Основной, резервный углевод растений. (Крахмал)

Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. (Бор)

Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов. (Фтор)

Каким химическим элементом богата морская водоросль – ламинария. (Йодом)

Какой металл обладает бактерицидными свойствами. (Серебро)

Название какого химического элемента в переводе с немецкого означает «волчья пена». (Вольфрам)

В связи с чем получил свое название химический элемент – мышьяк? (Соединениями мышьяка травили мышей)

Какая кислота вырабатывается в желудке и используется для процесса пищеварения? (HCl – соляная кислота).

Какой металл вызывает «лихорадку» (золото)

Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества (медь)

Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (йод)

Почему метановую кислоту называют еще муравьиной (эта кислота впервые была выделена в 17 веке из красных древесных муравьев)

Как называется 70-80%-ный водный раствор уксусной кислоты? (Уксусная эссенция)

Сложное вещество, состоящее из двух элементом, один из которых – кислород (Оксид)

Как называется химическая связь между металлом и неметаллом? (Ответ: ионная).

Как называется условный заряд атома? (Степень окисления).

Свежие документы:  Конспект урока по труду «Госпожа Пуговица» 4 класс

Как называются атомы с одинаковым зарядом ядра и разной атомной массой? (Изотопы).

Вид связи в молекулах воды? (Ковалентная полярная).

Как называются соли соляной кислоты? (Хлориды).

Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).

К какому типу относятся реакции, при которых из нескольких веществ, получается одно сложное вещество? (Реакция соединения).

Реакции, идущие с выделением теплоты, называются … (Экзотермическими).

Вещества, молекулы которых, состоят из атомов одного вида называются … (Простыми).

Какой учёный открыл закон сохранения массы веществ? (М.В. Ломоносов).

По физическим свойствам все простые вещества делятся на (Металлы и неметаллы).

Что означает порядковый номер элемента в строении атома? (Заряд ядра, число протонов, число электронов в атоме).

Как называется явление существования разных простых веществ, образованных одним химическим элементом? (Аллотропия).

Какой газ называют «веселящим» и почему (Оксид азота (I), так как при его вдыхании наступает состояние наркотического опьянения)


Тур 2 проводится для тех школьников, которые стали победителями в 1 туре. Вопросы 2 тура должны быть сложнее, чем 1 тура, но доступные для учащихся. Хорошо, если они будут интегрированными по содержанию, связанными с другими областями науки (например, физикой, биологией). Но это не обязательно. По результатам 2 тура отбираются 5 эрудитов.


Варианты вопросов для 2 тура:

Металл, входящий в состав молекулы хлорофилла. (Магний)

Назовите имя ученого, который за разработанную им теорию электрической диссоциации получил Нобелевскую премию. (Аррениус, 1903г.)

Какое органическое вещество из ряда предельных углеводородов применяют для тушения пожаров? (ССl4 – четыреххлористый углерод)

Назовите самую легкую жидкость, которая в 14 раз легче воды. (Жидкий водород)

В древности при строительстве зданий и оборонительных сооружений камне нередко скрепляли расплавленным металлом. Каким и почему именно им? (Это свинец – тяжелый металл, который можно легко расплавить температура его плавления — 327°С)

Ионы какого металла придают морской воде горький вкус (Ионы магния)

Этому химическому металлу не повезло – его назвали «безжизненный». А между тем он и жизнь неразделимы. (Азот)

Укажите реагент, используемый для качественного определения альдегидной группы (аммиачный раствор оксида серебра)

Как называется 40%-й раствор формальдегида в воде (Формалин).

Назовите вещество, о котором идет речь. « Ядовитая жидкость с резким запахом, хорошо растворима в воде. Выделяется крапивой, муравьями, некоторыми видами медуз. (Муравьиная кислота)

Свежие документы:  Классный час «Посвящение в химики»


Тур 3 проводится для победителей 2 тура. В этом туре могут задаваться вопросы повышенного уровня сложности, требующие углубленных знаний по химии. Для подстраховки можно сформулировать вопрос так, чтобы постепенно давать подсказки. По итогам 3 тура отбирается тройка финалистов.

Варианты вопросов для 3 тура

1. В средние века это вещество считали одним из сильнейших лекарственных средств, поэтому называли «жизненной водой» (aqua vitae).

— подсказка 1 Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этого вещества, хотя еще в 1780 г. А. Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода. И только в 1833 г. Формулу этого вещества установил Й. Берцелиус.

— подсказка 2 Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541) – первый, по словам А. И. Герцена, «профессор химии от сотворения мира», назвал его алкоголем (от араб. alkohol – тонкий порошок).

(Ответ: этиловый спирт или этанол С2Н5ОН или СН3-СН2-ОН)

  1. Впервые это вещество было выделено из каменноугольной смолы в 1834 г. Ф. Рунге. Свое первое название это вещество получило от старинного наименования бензола – фен.

— подсказка 1 Французский химик Огюст Лоран, установивший его состав в 1842 г., назвал его фенилгидратом.

— подсказка 2 У этого вещества есть еще одно название – карболовая кислота.

(Ответ: фенол – С6Н5-ОН).

3. При отравлении этим веществом наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы

— подсказка 1 Оно входит в состав вулканических газов

— подсказка 2 Оно образуется при неполном сгорании углерода

(Ответ: угарный газ)


Тур 4 (финал) проводится для 3-х финалистов в виде практического тура (тогда необходимо позаботиться о предоставлении оборудования) или в виде решения интересной по содержанию задачи, не требующей сложных математических вычислений (в целях экономии времени).

Варианты заданий для финала (одно на выбор)

1. Отмерить 10 моль воды.

(Ответ: в мерный цилиндр налить 180 мл воды)

2. Отмерить 1 моль поваренной соли.

(Ответ: на весах взвешивается 58,5г поваренной соли).

3. Бутылка газированной воды “Святой источник” объёмом 1 литр. Какое количество воды содержится в этой бутылке? (Ответ: 55, 56 моль).

По результатам последнего тура победителю присуждается почетное звание «Знаток химии» или «Эрудит химических наук». Он награждается памятным подарком и наградным знаком (медаль, лента, почетный вымпел и пр.).
























Список использованной литературы

  1. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Авдеева С.В. Химический брейн-ринг 8-9 класс (разработка внеклассного мероприятия по биологии и химии) // Сайт Авдеевой Светланы Викторовны, учителя химии МОУ «СОШ №55» г. Саратова»: URL: https://avdeeva55.ucoz.ru (Дата обращения 13.11.2012)

2. Павлова Е.Д. Смотр знаний учащихся 8-х классов по темам: «Атомы химических элементов», «Количественные отношения в химии», «Соединения химических элементов» //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: URL: https://festival.1september.ru/articles/410850/ (Дата обращения 13.11.2012 г.)









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: