«Методологические и дидактические основы современного урока химии»


«Методологические и дидактические основы современного урока химии»


Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Другими словами: методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.[1]

В условиях введения ФГОС ООО меняется взгляд на проектирование педагогического процесса, подчиненного определенным целям и включающем конкретные виды совместной деятельности учащихся и учителя, направленным на получение заданных результатов обучения и воспитания.

Современный урок в связи с этим представляется как сложно организованная, открытая, динамично развивающаяся дидактическая система. [2]

Построение урока происходит согласно заранее выдвинутым общим целям, ведущим к запланированным результатам и представляет собой некую подсистему в системе обучения.

Запланированные результаты



Дидактические

цели обучения

на уроке







Содержание

урока

Деятельность

субъектов обучения

Формы организации

учебного процесса,

методы и средства






Все элементы взаимосвязаны и определяют логику и структуру урока. Таким образом, урок приобретает системную организацию и деятельностные характеристики.

С введением ФГОС предпринимаются попытки найти новые типы уроков, но зачастую эти типы есть не что иное, как разновидности уже известных ранее. [2]

При составлении проекта урочного плана необходимо указывать основные характеристики урока – это тип урока с какой-либо позиции. Считается, что обеспечить реализацию идей ФГОС могут типы уроков, классифицируемые по следующим концептуальным основам:

А. По ведущей дидактической цели:

  1. вводные

  2. текущие

  3. обобщающие.

В тематическом планировании эти уроки обозначаются как:

  1. изучение нового материала (Уроки последовательного изучения ключевых вопросов темы)

  2. закрепление изученного материала

  3. комплексного использования новых знаний (закрепление изученного материала)

  4. систематизации и обобщения знаний, умений и навыков

  5. контроля результатов обучения (проверки, оценки, коррекции знаний).

Данные уроки включают в себя следующие обязательные элементы (этапы):

    1. Изучение нового материала.

Дидактическая цель: сформировать новые представления.

Предполагаемые этапы урока:

1) Актуализация опорных знаний и способов деятельности (Проблема или отработка основополагающих понятий).

2) Усвоение новых знаний.

3) Первичная проверка (срез).

    1. Закрепление изученного материала (урок-упражнение – по О.С. Габриелян)

Дидактическая цель: выработка новых умений и учебных действий.

Предполагаемые этапы урока:

1)Проверка домашнего задания (коррекция).

2) Закрепление знаний через систему упражнений.

3) Домашнее задание (дифференцированное).

    1. Урок комплексного использования новых знаний.(рефлексия по ходу всего урока)

Дидактическая цель: комплексное применение знаний.

Предполагаемые этапы урока:

1) Проверка домашнего задания.

2) Закрепление знаний через систему упражнений от простого к сложному.

3) Обобщение и систематизация (установление связей между знаниями).

4) Контроль и самопроверка.

5) Домашнее задание.

4. Систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать полученные знания, выработать алгоритм учебных действий.

Предполагаемые этапы урока:

1) Проверка домашнего задания (общая и индивидуальная.)

2) Сбор понятий в целостное представление (активизация).

3) Обобщение и систематизация.

4) (через) Контроль и самопроверка.

5) Домашнее задание.

5. Контроль результатов обучения.

Дидактическая цель: проверка уровня усвоения полученных знаний.

Предполагаемые этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Контроль и самопроверка (более высокий уровень осознания).

  3. Домашнее задание (корректирующее, направленное на отработку плохо усвоенных умений).


Б. По способу организации:

1. Комбинированный – формально выраженные этапы: организационный, основной, завершающий — постоянны, шаблонны.

2. Синтетический – иногда этапы выделить невозможно, так как в основе таких уроков самостоятельная познавательная (поисковая, исследовательская и т.п.) деятельность учащихся. Представителем таких уроков является проблемный урок.

В. По ведущему методу обучения:

1. Репродуктивный.

2. Проблемный – наиболее актуален с введением ФГОС, особенно, если организован на основе метапредметного алгоритма постановки и решения проблем.

Поскольку проблемный метод обучения в соответствии с ФГОС становится основополагающим методом, а деятельность субъектов обучения – основной содержательной составляющей, то особую роль приобретают такие уроки, как урок-исследование, урок-проект, так как именно эти виды деятельности стандарт рассматривает как средства совершенствования универсальных учебных действий и оценивания уровня их сформированности.[2]

Внутренняя структура урока задается логикой развития учебно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся – последовательным прохождением важнейших этапов усвоения знаний:

Узнавание → воспроизведение → понимание → применение → преобразование (анализ, синтез) → оценивание. Поэтому урок структурируется посредством подобранной системы учебно-познавательных задач.

Фундаментальным ядром ФГОС ООО является такое методологическое основание как системно-деятельностный подход. При

Этом структурной единицей являются действия учащихся, а предметом деятельности – учебные задачи. Таким образом, важнейшим элементом содержания урока являются УУД, формирующиеся за счет вовлечения учащихся в решение учебно-познавательных задач (УПЗ), определяющих получение необходимых знаний, умений, навыков (ЗУН), которые и показывают Сформированность УУД.

Технологический подход предполагает четкую диагностируемую форму образовательных результатов, представленную через деятельность учащихся: личностных, метапредметных, предметных.

В связи с этим в технологической карте урока (конспекта) появилась такая формулировка, как «Планируемые образовательные результаты».

Например, для урока «Кислоты» — 8 класс:

Личностные результаты (ранее — воспитательные):

Убеждаются в познаваемости мира;

Убеждаются во взаимосвязи свойств веществ и их строения;

Осознают ценность ЗОЖ и т.д.

Метапредметные результаты (ранее – развивающие):

Решают учебную проблему;

Составляют общую формулу кислот;

Классифицируют кислоты по составу и растворимости;

Работают в группе и т.д.

Предметные (ранее — содержательные):

Знают определение «валентность»;

Определяют валентность кислотного остатка;

Составляют формулы кислот;

Решают задачи на растворение кислот и т.д.


Таким образом, технологическая карта конспекта урока оформляется следующим образом:

Тема урока: …..

Цели урока:

    1. Деятельностная: …..

    2. Предметно-дидактическая: …..

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: …..

  2. Метапредметные: …..

  3. Предметные: …..

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: ….

  2. По способу организации: ….

  3. По ведущему методу обучения: ….

Методы обучения:

1. Основной: ….

2. Дополнительные: …

Основные вопросы урока:

Средства обучения: ….

Ход урока: …

Предлагается универсальная карта плана-конспекта уроков: Ход урока:


Этап урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика






-по алгоритму;

-сравнение результата действия с шаблоном;

-по шкале (или + и -);

-проверка уравнения, решение задачи;

— отчет о лабораторном опыте;

-приведение примеров и т.д.



Литература:


  1. Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога, — https://psylist.net

  2. М.А. Шаталов, Современный урок химии: дидактические основы и особенности построения//Химия в школе, № 2. – М.: Центрхимпресс, 2014, с. 13, 15, 22.


Свежие документы:  Тест по химии для 8 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: