Нарушения зрения школьников 9 Класс


Районная научно – практическая конференция школьников

«Старт в науку»



Секция ХИМИИ






Нарушения зрения школьников











Автор: Курбатова Светлана

МОУ СОШ № 4, 9 класс,

г.Черепаново

Научный руководитель: Кудрявцева

Наталья Владимировна,

учитель биологии-химии,

второй квалификационной категории

тел: 8-913-377-32-83






г.Черепаново, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ—————————————————————————2-3

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ —————————————————————4-12

  1. Строение глаза ——————————————————————4

  2. Нарушения зрения в школьном периоде —————————————4-6

  3. Результаты медицинских обследований —————————————-7-8

  4. Тестирование на астигматизм —————————————————-8

  5. Освещенность в классах ———————————————————8-10

  6. Анкетирование «Гигиена зрения» ———————————————-11-12

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ———————————————————————13

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ———————————————————14

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ ——————————————————————15-23































I.ВВЕДЕНИЕ

Глаза – это окна нашего мозга,

через которые мы воспринимаем мир.

Р.Грегори

Глаз человека — удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках. И это не случайно. Еще первобытным людям нужно было быть зорким на охоте, а в сумерках в пещере при свете костра готовить пищу, изготовлять одежду и оружие. Шли тысячелетия. Изменялся человек. Изменялись и его глаза. Они приспосабливались к рассмотрению далеких и близких предметов, к зрению днем и ночью[2].Через него люди получают более 80% всей внешней информации. Зрительная информации наиболее достоверна и имеет для человека первостепенное значение[1].

Трудно даже вообразить себе какую огромную работу выполняют изо дня в день наши глаза. Безусловно, орган зрения – совершенный механизм, но и он не всегда может выдержать современные нагрузки. А они в последнее время, особенно у школьников, значительно увеличились. Высокий объем чтения и письма, телевидение, персональные компьютеры, — вот тот объем нагрузок, который обрушился на орган зрения, причем с детства доминирующим для глаз видом работы стала работа на близком расстоянии, что не может пройти бесследно, отражаясь в первую очередь на мускулатуре глаза. А профилактикой нарушений зрения редко кто занимается. И к окончанию школы по данным исследований, процент близорукости повышается в среднем с 2,1% в первых классах до 16,2% по окончании школы.

И поэтому целью моей работы стало: выявление нарушений зрения учащихся МОУ СОШ №4 и установление возможных причин.

Задачи:

  1. Познакомиться с научной литературой об устройстве зрительного аппарата, нарушениями зрения.

  2. Взять информацию у медицинского работника школы о результатах медицинского обследования школьников (скрининг) врачом — офтальмологом и сделать анализ.

  3. Провести анкетирование среди 5-9 классов «Гигиена зрения».

  4. Исследовать освещенность в классных кабинетах при искусственном и естественном освещение.

  5. Провести тестирование в 9 классах на астигматизм.

  6. Провести классный час в начальной школе «Береги зрение смолоду».

  7. Сделать выводы о возможных причинах нарушения зрения в школьном возрасте.

При работе были использованы следующие методы и приемы:

    1. Анализ научной литературы и медицинских исследований.

    2. Анкетирование.

    3. Эксперимент.

    4. Тестирование.

    5. Обобщение и систематизация














































II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. СТРОЕНИЕ ГЛАЗА.

Глаз имеет форму яблока с немного вытянутой передней частью, посередине которой находится отверстие, или зрачок. Он кажется черным, так как за ним находится темная внутренность глаза. Свет через зрачок падает на хрусталик, который преобразует световые лучи в изображение на стенке глазного яблока. Здесь, подобно пленке фотоаппарата, есть слой светочувствительных клеток (около 130 миллионов), или сетчатка. Когда на нее попадает свет, в клетках тут же происходят химические изменения, которые преобразуются в нервный импульс. Через зрительный нерв он попадает в ту часть головного мозга, которая отвечает за зрение. Здесь происходит обработка этого сигнала, после чего мы видим тот или иной предмет.

Вокруг зрачка находится радужная оболочка. Она имеет форму баранки голубого, зеленого или коричневого цвета. Радужная оболочка может менять свои размеры подобно диафрагме фотоаппарата. При ярком свете крошечные мышцы расширяют ее, и поэтому зрачок сужается, пропуская вовнутрь меньше лучей. В потемках же он, наоборот, расширяется.

Все глазное яблоко покрывает оболочка, которая называется склерой. Белки глаз — тоже часть этой мембраны. С внешней стороны она прозрачная, эта ее часть называется роговицей. Пространство между роговицей и радужной оболочкой заполнено жидкостью, или «камерной влагой». Она выполняет функцию линзы.

Другая же линза глаза, хрусталик, может изменять форму. Когда мы смотрим на близкие предметы,хрусталик становится толще, когда на дальние — тоньше.[6]

Внутри глаз заполнен прозрачным стекловидным телом. Схема строения глаза представлена в приложении 1


2.НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Близорукость (миопия) — вид офтальмологического заболевания, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются впереди сетчатки и поэтому изображение воспринимается расплывчатым (Приложение 2).

Миопия чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, реже — чрезмерной преломляющей силой его оптических сред. Выделяют следующие факторы риска развития близорукости:

1. Наследственность.

2. Врожденные аномалии глазного яблока.

3. Недоношенность (миопия возникает в среднем у 40%).

4. Повышенная зрительная нагрузка.

5. Несбалансированное питание.

6. Несоблюдение гигиены зрения.

7. Инфекции и сопутствующие общие заболевания (частые ОРЗ, сахарный диабет, синдром Дауна и др.).

8. Врожденная глаукома[7].

Дальнозоркость или гиперметропия — это офтальмологическое заболевание с нарушенной остротой зрения при взгляде на предметы, расположенные вблизи. Так как изображение предмета фокусируется не на сетчатке, а позади нее — изображение воспринимается расплывчатым (Приложение 3). Причиной аномальной рефракцииглаз чаще всего выступает небольшой размер глазного яблока по переднезадней оси.

Ещё одна возможная причина дальнозоркости – нарушения аккомодации хрусталика, его неспособность правильно изменять кривизну. Это нарушение приводит к заболеванию иного типа – возрастной дальнозоркости. Чем старше человек, тем хуже аккомодационные возможности его глаз, и тем сильнее становится размытие изображения расположенных близко предметов. Кроме естественной физиологической дальнозоркости

у детей младенческого возраста заболевание может быть врожденным и возрастная дальнозоркость -естественное состояние человека. Нередко в молодом возрасте дальнозоркость приобретают скрытую форму. Аккомодационные возможности глаз ещё велики, и человек не ощущает проблем со зрением, но перенапряжение глазных мышц приводит к быстрому утомлению глаз, головной боли и тошноте. Со временем скрытое заболевание становится явным, и в случае запоздалой диагностики дальнозоркости у детей грозит обернуться косоглазием [8].

Астигматизм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью (Приложение 4). Если астигматизм не лечить, он может привести к косоглазию и резкому падению зрения. Без коррекции астигматизм может вызвать головные боли и резь в глазах. Поэтому очень важно регулярно посещать врача-офтальмолога.

При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза и/или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмёрки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечётким, в других горизонтальные или диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью или близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни.

Симптомами астигматизма является понижение зрения, иногда видение предметов искривленными, их раздвоение, быстрое утомление глаз при работе, головная боль [9].

Глаукома — первоначальное нарушение обменных процессов развивается в путях оттока, в сосудах сосудистой оболочки. Повышенное внутриглазное давление.Как правило, это происходит из-за нарушения оттока водянистой влаги из глаза. При отсутствии лечения глаукома ведет к потере зрения, как результат возможно приобретение полной слепоты. Очень часто бывает так, что пациент не замечает никаких симптомов, в то время как его зрение продолжает падать, а глаукома убивает его зрительный нерв.

Глаукома относится к хроническим, прогрессирующим заболеваниям. Если человеку поставлен диагноз глаукомы, то он останется с ним на все оставшуюся жизнь и может привести к полной слепоте.

Детская глаукома или гидрофтальмом. У новорожденного наблюдается светобоязнь, слезотечение из одного глаза. Юношеская глаукома – общее число больных глаукомой на юношескую приходится в среднем 3%. Утрата зрения наступает в наиболее творческом возрасте, болезнь представляет собой важное социальное значение. Встречается в возрасте от 10 до 35 лет [5].


3. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ.

По результатам планового обследования, которое проводилось для детей 1998 г. р. в 2005, 2010 и 2013 годах, для детей 2001г.р в 2008 и 2012,2013, для детей 2004-2005 г.р. в 2012 перед школой и в 2013 по окончании 1 класса было охвачено 126 человек. Данное количество человек обусловлено тем, что в период с 2003 по 2009 год в школе не было медицинского работника.


Год рождения

Год осмотра

Всего учащихся в классе

Патологии(чел)

Итого в %

2004-2005 (перед школой)

2012

23 чел.

3

13

2004-2005 (1а)

2013

23 чел.

7

30

2005 (перед школой)

2012

28 чел.

4

14

2005 (1б)

2013

28 чел.

8

29

2001 (1а)

2008

19 чел.

3

16

2001 (5а)

2012

19 чел.

5

26

2001 (6а)

2013

19 чел.

5

26

2001 (1б)

2008

26 чел.

4

15

2001 (5б)

2012

26 чел.

4

15

2001 (6б)

2013

26 чел.

4

15

1998 (1а)

2005

15 чел.

3

20

1998 (5а)

2010

15 чел.

5

33

1998 (8а)

2013

15 чел.

5

33

1998 (1б)

2005

15 чел.

1998 (5б)

2010

15 чел.

5

33

1998 (8б)

2013

15 чел.

5

33



Из данных таблицы видно, что при поступлении в школу у 13-16% детей наблюдаются нарушения зрения (в основном близорукость). Через год обучения в школе зрение ухудшается на 15-17%. К 5-6 классу число детей, у которых нарушено зрение либо не изменяется, либо изменяется незначительно. То есть можно сделать вывод, что наибольшие изменения в работе зрительного аппарата приходится на первый год обучения. Это может быть связано с увеличением зрительной нагрузки, несоблюдением гигиены зрения, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком  кальция, магния, цинка и др.),  неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с  ускоренным  ростом ребёнка. Немаловажную роль  играют  сопутствующие заболевания и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости. Из 126 обследованных детей 34 человека имеют нарушение зрения, что составляет 30%.





4.ТЕСТИРОВАНИЕ НА АСТИГМАТИЗМ

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0,5 диоптрий, обычно не приносящий особого дискомфорта.
Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче
.

Среди учащихся 9-х классов было проведено исследование на астигматизм тремя тестами (Приложение 5).Всего участвовало в этом тесте 24 человека. Из диаграммы видно, что по результатам первого теста у 5 человек, возможно, есть астигматизм. По результатам второго теста у 13 человек, возможно, есть астигматизм. По третьему тесту у 6 человек из 24, возможно, есть астигматизм. Совпадения по трем тестам одновременно наблюдалось у 2-х человек. У одного из участников положительный результат тестирование на астигматизм подтвержден медицинскими обследованиями.





5. ОСВЕЩЕННОСТЬ В КЛАССАХ.

По Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске -300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк [12].

Все результаты измерения с помощью люксметра приведены в приложении 6. Измерения освещенности в классах были проведены по рядам при разных условиях:

  • при искусственном освещении (с утра и в пасмурную погоду);

  • при естественном освещении (в ясную погоду).









Из показаний видно, что освещенность при искусственном освещении ниже нормы во всех кабинетах, особенно в начальных классах (кабинеты 22, 23, 24, 25, 26, 27), окна которых выходят на восточную сторону горизонта. Получается, что с октября по февраль с утра всегда используется искусственное освещение, а к 11 часам солнце уже уходит с восточной стороны на южную, поэтому и при естественном освещении (из диаграммы «Естественное освещение») в начальных классах освещенность тоже не соответствует нормам на третье ряду, который находится дальше от окна. Таким образом, получается, что дети, особенно младшего школьного возраста, половину учебного года в течение 2-3-х уроков обучаются при недостатке освещения, что может быть причиной снижения зрения. Поэтому рекомендуется менять месторасположение детей по рядам.

6. АНКЕТИРОВАНИЕ «ГИГИЕНА ГЛАЗ»

Так как одной из возможных причин нарушения зрения в школьном возрасте является чрезмерная нагрузка на глаза, то возникает вопрос о соблюдении гигиены зрения. Мной было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов.

Вопросы:

  1. Всегда читаю сидя.

  2. Делаю перерыв во время чтенья.

  3. Слежу за посадкой при письме.

  4. Делаю уроки при хорошем освещение.

  5. Делаю гимнастику для глаз.

  6. Часто бывая на свежем воздухе.

  7. Употребляю в пищу растительные продукты.

  8. Смотрю TV не более 1-3 часа в день.

  9. Оберегаю глаза от попадания инородных тел.





Из ответов видно, что большая часть детей соблюдают гигиенические требования, но около 40% детей находятся в зоне риска, которые ответили отрицательно и не всегда выполняют правила предупреждения нарушений зрения. Еще один вопрос, который был задан детям, о времени, проведенном за компьютером, в день. Существуют нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми.

Для первоклассников время за компьютером не должно превышать 10-ти минут в день, всего лишь 15 минут рекомендуют проводить детям вторых — пятых классов и 20 минут ученикам шестых-седьмых классов. Старшеклассникам нормы Минздрава предписывают не более 30-ти минут непрерывной работы за компьютером на первом часу занятий и 20-ти минут на втором. Безопасная норма компьютерных игр, которые так любят современные подростки, составила 10 минут для детей младших классов и 15 минут для старшеклассников. Кроме того, категорически запрещаются компьютерные игры перед сном [9].

 



Время, которое проводят дети за компьютером, составляет более часа в день у 56%. Только 23% из опрошенных играют и работают за компьютером 20-30 минут (в основном, это учащиеся 5-7 классов, где время контролируют родители).





























III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Веками люди знали: страшно потерять зрение. Издревле на Руси самым чудовищным наказанием, считалось ослепление [4]. А современный человек, порой, не отдавая себе отчета, теряет этот бесценный дар, просиживая часами за компьютером, перед телевизором с самого раннего возраста. К сожалению, и школьные занятия приводят к снижению зрения.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Основные нарушения зрения учащихся МОУ СОШ №4: близорукость и, возможно, астигматизм. Из 126 обследованных — 34 человека имеют нарушение зрения, что составляет 30%.

2. Снижение зрения в школьном периоде происходит на 15-17% в начальных классах и незначительно в среднем звене (вывод сделан на основании медицинских обследований офтальмолога 126 учащихся МОУ СОШ №4 г. Черепанова).

3. Основными причинами нарушения зрения могут быть: несоответствие в кабинетах (особенно в начальных классах) уровней освещенности нормам санитарно-эпидемиологических требований, невыполнение гигиены зрения, ненормированное время нахождения за компьютером.

4. В качестве профилактических мероприятий был проведен классный час во 2 «А» классе по теме «Береги зрение смолоду!» и детям розданы памятки по гигиене зрения (Приложение 7).

5. Подобраны разные виды рекомендаций, норм питания, упражнений по профилактике нарушений и исправлений зрения (Приложение 8).

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов В.В. – Травмы у детей. – М.: Медицина, 1983. – 24с.

  2. Коростелев Н.Б. – От А до Я. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. – 288с.

  3. Сонин Н.И.- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2011. – 287, [1] с.

  4. Федоров С.Н. – Глаза в глаза/ Лит. Запись Е.М. Альбац. – М.: Сов. Россия, 1984. – 80с.

  5. Чернявский Г.Я. – Что надо знать о глаукоме. – М.: Медицина, 1980. – 48с.

  6. https://potomy.ru/human/346.html

  7. https://www.7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/glaza/645-blizorukost-miopija-u-detej.html

  8. https://www.neboleem.net/dalnozorkost.php

  9. https://vk.com/topic-45909098_27740872

  10. https://www.excimerclinic.ru/myopia/

  11. https://www.oodvrs.ru/news/rossiyskoe_zakonodatelstvo/100030sanpiny_dlja_shkol_vvedennye_s_1_sentjabrja_2011g1328541268/ САНПИН

  12. https://www.excimerkids.ru/prophylaxis/normi%20dlia%20detey

  13. https://zreni.ru/460-pitanie-dlya-nashih-glaz.html

  14. https://medicine.mir46.ru/content/stati/narodnaya-meditsina/kazhdiy-mozhet-vernut-horoshee-zrenie-80

  15. https://www.vision.ochkam.net/better-vision/better-vision_17.html



















Строение глаза.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Близорукость.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Астигматизм

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дальнозоркость



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тест на астигматизм №1


















































ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тест на астигматизм №1.

  1. Закройте один глаз, сделайте 3-5 шагов назад от монитора и посмотрите на круг.

  2. Обратите внимание, не становятся ли некоторые из линий темнее, чем другие

  3. Если да, возможно у вас астигматизм.











Тест на астигматизм №2.

  1. Закройте один глаз, а затем другой.

  2. Если вы видите линованные квадраты одинаково черными, то, скорее всего у Вас астигматизма нет.

Если Вы не видите линованные квадраты одинаково черными, если один и более квадратов выглядят серыми, то у Вас астигматизм







Тест на астигматизм №3


1.У звезды Сименса черные лучи на белом фоне сбегаются от периферии к центру. Если четкость зрения неидеальна, то, не доходя до центра, лучи расплываются и начинают перекрываться между собой. На очень коротком участке они могут как бы слиться с фоном. Однако по мере дальнейшего продвижения к центру лучи вдруг снова оказываются четко видны. При этом изображение превращается как бы в свой негатив. На месте черного луча оказывается белый фон, а на месте белого фона — черный луч. По ходу лучей подобная инверсия может происходить несколько раз.

2.Люди с хорошим зрением могут наблюдать этот эффект, если поднесут картинку очень близко к глазам. На большом же расстоянии от картинки лучи для них будут сливаться в сплошную серую массу (из-за ограниченной разрешающей способности сетчатки). Если человек со стопроцентным зрением рассматривает приведенную картинку с пяти метров, то лучи начинают сливаться в точности на половине своей длины, т.е. когда до центра остается 2,5 см (при полной длине луча 5,0 см).

3.Звезда Сименса дает прекрасную возможность пронаблюдать, что острота зрения постоянно меняется, причем эти изменения отчасти подчиняются волевому контролю.


4.Если глаз астигматичен, то граница четкой видимости лучей представляет собой не окружность, а эллипс (или даже может иметь более сложную форму).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ОСВЕЩЕННОСТЬ В КЛАССАХ

КАБИНЕТ

ИСКУССКУСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ


1 РЯД

2 РЯД

3 РЯД

1 РЯД

2 РЯД

3 РЯД

6

265

155

150

1700

984

570

14

450

300

250

400

200

100

15

610

330

330

609

300

300

16

400

350

300

1620

1520

315

17

358

260

170

1300

600

370

18

300

260

250

1470

1300

1000

19

2000

2000

940

2000

2000

1200

20

1000

850

500

1800

1790

1180

21

330

180

160

362

230

190

22 н.к

450

360

240

460

310

190

23 н.к

730

340

250

600

360

210

24 н.к

450

230

150

400

170

115

25 н.к

790

400

300

740

350

200

26 н.к

200

250

200

350

339

140

27 н.к

700

600

300

600

560

250

28 н.к

214

172

186

240

150

81

29 н.к

1800

1200

1100

1700

1100

1500

30 н.к

1380

1200

650

2000

1600

1200

31

310

300

250

1300

730

540

33

315

300

290

1085

827

950

34

450

350

300

1513

1350

1050





ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

C:UsersяDesktopIMG_1440.JPG



C:UsersяDesktopIMG_1439.JPG



Памятка для глаз

Вредно

Полезно

Читать лёжа

Читать при хорошем освещении

Смотреть близко телевизор

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Читать в транспорте или за обедом

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.


Вот несколько рецептов блюд, которые будут полезны как для зрения, так и для организма в целом.

Морковный сок с молоком

Витаминный и бодрящий, идеальный для завтрака напиток.

 

На 2 порции: 1 стакан свежеотжатого морковного сока; 1 стакан холодного молока; 2 ст. ложки сахарного песка.

 

В морковный сок влить молоко, добавить сахар и перемешать или взбить в миксере. Охладить.

 

Морковный сок с мороженым

Его лучше приготовить на кубиках льда.

 

На 2 порции: 1 стакан свежеотжатого морковного сока; 1 стакан молочного мороженого.

 

В морковный сок добавить мороженое и взбить миксером. Разлить в бокалы и перед подачей на стол охладить.

 

Салат из сырой моркови

На 4 порции (каждая по 140 ккал): 500 г моркови; 1/2 лимона; сок 1 апельсина, 1 ст. ложка меда, 50 г дробленых жареных лесных орехов (фундук) и щепотка соли.

 

Морковь очистить, натереть на крупной терке, заправить лимонным соком, предварительно смешанным с апельсиновым соком и медом, добавить орехи и посолить. Тертую морковь необходимо сразу же сбрызнуть лимонным соком, чтобы она не потеряла свой цвет.

 

Салат из моркови, яблок и зеленого салата

На 4 порции: 2 ст. ложки творога, разведенного молоком; 2 ст. ложки растительного масла; 1 ст. ложка мелко нарубленной зелени укропа или мяты; 1 ст. ложка рубленых грецких орехов; 4 больших листа зеленого салата; 4 средних моркови; 4 средних яблока (лучше красных или желтых); листья сельдерея.

 

Творог протереть через сито, взбить, добавить растительное масло, зелень и орехи. Листья салата вымыть и обсушить. Вымыть, очистить и натереть не терке морковь и яблоки. У листьев сельдерея удалить стебли.

На порционные тарелки разложить листья зеленого салата. Перемешанные морковь, яблоки и листья сельдерея уложить горкой на салатные листья и полить подготовленным творожным соусом.

 

Коктейль «Золотая пена»

Необыкновенно красивый и полезный для здоровья напиток.

 

На 2 порции: 1 стакан морковного сока; 1/2 стакана ананасового сока; ? стакана бананового сока.

Все напитки тщательно перемешать. Подавать этот коктейль можно с кубиками льда и соломинкой.

 

Морковный пудинг

На 2 порции: 150 г моркови; 2 ст. ложки растительного масла; 30 г сметаны; 50 г молока; 50 г творога; одно яйцо; пшеничные отруби; сахар по вкусу.

 

Морковь натереть на терке и залить двумя литрами холодной воды. Вымачивать в течение 3-4 часов, каждый час меняя воду. Затем морковь отжать через марлю, залить молоком, добавить масло и тушить.

В готовую морковь ввести желток, смешанный с протертым творогом и взбитым белком. При желании добавить сахар, все хорошо вымесить, выложить на сковороду, смазанную маслом и обсыпанную отрубями. Запечь. К столу подавать со сметаной.11

 

Славянская методика улучшения зрения вращение глазами 
Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга.

 

После этих упражнений люди чувствовали себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. В основе такого облегчения — взаимная связь между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

 

Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.

 

Вот три упражнения:

  • Плотно закрывать и широко открывать глаза 5–6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратном направлении.

Упражнения выполняйте сидя, повторяя каждое 3–4 раза с интервалом 1–2 минуты. Общая продолжительность занятий 10–15 минут. Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами[14].


Комплекс для утомлённых глаз

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, а затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

 

2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1–2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

 

3. Выполняется стоя.

  • смотреть прямо перед собой 2–3 секунды;

  • поставить палец руки на расстоянии 25–30 см от глаз;

  • перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3–5 секунд,

  • опустить руку.

Повторить 10–12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками или линзами, выполняют это упражнение, не снимая их.

 

4. Выполняется сидя.

  • закрыть веки;

  • массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

 

5. Выполняется сидя.

  • тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко;

  • спустя 1–2 секунды снять пальцы с века.

Повторить 3–4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости [14].

 



Упражнения при работе с компьютером.

Когда мы долго смотрим на экран телевизора, монитор компьютера, глаза очень устают, следя за непрерывным бегом световых лучей.

Обычно мы моргаем раз двадцать в минуту, на что слезоточивые железы реагируют увлажнением роговицы. Когда же мы неподвижно смотрим на экран, то моргаем почти в три раза меньше, в результате чего глаз становится «сухим», появляется ощущение жжения. Самое подходящее в этой ситуации — помогать своим глазам, создавая искусственное увлажнение роговицам.
Полезно делать следующие упражнения:

1) 30 секунд быстро моргайте, столько же времени смотрите прямо перед собой (повторите 3 раза). 
2) Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево — вверх — вправо — вниз (повторите 4 раза).
 
3) Закройте глаза и посмотрите вверх — вниз (повторите 8 раз).
 
4) Крепко зажмурьте глаза на несколько секунд — резко широко откройте (повторите 5 раз)[15].















ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Тест на астигматизм №1



C:UsersяDesktopIMG_1448.JPG

Тест на астигматизм №2



C:UsersяDesktopIMG_1454.JPG











Тест на астигматизм №3



C:UsersяDesktopIMG_1453.JPG



C:UsersяDesktopIMG_1446.JPGC:UsersяDesktopIMG_1445.JPG











ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Освещенность





27


Свежие документы:  Контрольная работа по Химии "Гидросфера" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: