Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ, 8 класс


Стародубова Лилия Васильевна

Учитель химии

МБОУ СОШ №75, г. Нижний Новгород

Урок по химии в 8 классе

Тема: «Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ.(Слайд 2)

Задачи: 1) образовательная:

а) отработать умение записывать химические формулы веществ;

б) закрепить умение классифицировать неорганические вещества;

в) проверить умение давать название веществам;

2) развивающая: развивать способности к логическому мышлению;

3)воспитательная: продолжить воспитание желания учиться без принуждения и перегрузки.(Слайд 3)

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, карточка с зашифрованным словом по вариантам, зачетная дифференцированная карта – задание, карточки – приложения на 2 варианта, рабочая тетрадь, таблица Д.И.Менделеева;

на дополнительном столе: формулы веществ и их названия в виде рыбы;

интерактивная доска: формулы веществ для взаимопроверки II этапа, задания и игры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.(Слайд 4)

Ход урока.

I.Организация начала урока.

II.Вызов. Цель: активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме и определение задач урока.

Запись темы урока в тетрадь.

1)Целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ, знания которых будут необходимы в дальнейшем при изучении уравнений химических реакций. Ребята, как вы думаете, какие задач нам помогут реализовать поставленную цель? С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к их формулированию.

2)Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Предлагаю вместе со мной совершить путешествие в страну химических веществ. У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете отмечать прохождение всех его этапов и накопите багаж нужных вам знаний, которые понадобятся в скором времени.

Карта маршрута.(Слайд 5)





Этап

Количество набранных баллов

Максимально возможное количество баллов

1.Собери рюкзак



14

2.Ориентировка


10

3.Восхождение на гору


3

4.Привал

а) химическая рыбалка

б) крестики – нолики




4

5.Путь домой (итого)


III. Осмысление содержания. Цель: поддержание интереса, создание условий для активного обобщения информации.

I этап. Собери рюкзак

Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу и проставляете набранные баллы в первую колонку маршрутного листа. Даже если вы лично не отвечали на заданный вопрос, но знали ответ на него, вы тоже ставите себе баллы. Мы работаем на доверии и, я думаю, вы будете честно себя оценивать, а всю необходимую информацию записываем в свои тетради.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 г."

На какие две группы делятся неорганические вещества?

Что такое простые вещества?

Какие вещества называют сложными?

Какие вы знаете классы сложных веществ?

Что такое оксиды?

На какие группы делятся оксиды?

Какие оксиды называют основными?

Какие оксиды называют кислотными?

Что такое основания?

На какие группы делятся основания?

Что такое кислоты?

На какие группы делятся кислоты?

Что такое соли?

Какие бывают соли?

Собрали снаряжения – знания? Итак, отправляемся в путь.

II этап. Ориентировка

Чтобы путешествие прошло успешно, необходимо уметь ориентироваться. Ваша задача состоит в том, чтобы по произношению записать формулы. За каждую правильную 1 балл, максимально у вас может быть 10 баллов, и вы их после взаимопроверки внесете во вторую колонку маршрутного листа.

Бериллий – о, литий – два – эс, аш-два-эс-о-четыре, цезий -о-аш, феррум-два-эс-о-четыре-трижды, хром-о-аш-трижды, селен-о-три, аш-хлор, барий-эс-о-четыре, натрий-аш-цэ-о-три.

Меняемся тетрадями и проводим взаимопроверку. Подсчитайте баллы и внесите их в маршрутный лист. Ребята, есть ли у кого меньше 5 баллов? Мы вас возьмем на буксир и не дадим вам отставать. Предлагаю вам активно поучаствовать в восхождении на гору.

III. Восхождение на гору

«Отстающие» или желающие (4 человека) выполняют интерактивное задание, выбирая из предложенных формул оксиды, основания, кислоты, соли, заработав при правильном выполнении 3 балла и внеся их в третью колонку маршрутного листа.

В это время все остальные ребята разгадывают зашифрованное слово и могут заработать также 3 балла (задание на 2 варианта).


Формулы

Классы неорганических веществ

оксиды

основания

кислоты

соли

Cu2O

Р

С

О

Т

Ni(OH)2

Ф

Е

Ц

Б

Fe2(SO4)3

Ы

Х

Щ

А

H3PO4

Н

И

К

У

Zn(OH)2

Ь

Ц

В

Ш

Cl2O7

И

А

С

Ю

Ca(NO3)2

Д

О

Г

Я


Формулы

Классы неорганических веществ

оксиды

основания

кислоты

соли

Cr(OH)2

Т

Я

У

С

NiO

В

И

Б

Ц

HClO4

Р

О

Л

З

MgBr2

Ю

К

М

Е

SO3

Н

А

Ф

Ж

HI

С

У

И

Ч

CuSO4

Э

Й

Н

Я

Зашифрованные слова: реакция и явления.

После разгадывания они показывают слово учителю, которое написано на обратной стороне листочка и в случае правильного ответа вносят 3 балла в свой маршрутный лист. Баллы накапливаются, а задания усложняются.

Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме «Одноатомные спирты»

IV.Привал

Покоряя гору, мы устали, поэтому необходимо отдохнуть. Сейчас у нас будет привал. А кстати, ребята, кто из вас любит рыбалку? Хорошо, есть заядлые любители – рыболовы. Итак, желающие отправляются на рыбалку, но не на обычную, а химическую (3-4 ученика).

Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина выполнена в форме головы рыбы и передней части туловища, а другая половина – в виде задней части туловища и хвоста. На карточках первого вида написаны химические формулы, а на карточках второго вида – названия веществ. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сопоставить формулу и название.

Победителем будет тот «рыболов», который за 3 минуты поймал больше рыб – карточек. За каждую правильную «рыбку» дается 1 балл.

А чтобы нам не было скучно, поиграем в крестики – нолики (3 минуты).

На интерактивной доске последовательно демонстрируются слайды с заданием. Нужно найти выигрышный путь и дать название веществам.(Слайд 6,7,8,9,10)

1)выигрышный путь – оксиды

CuS

CO

H2CO3

HCl

N2O3

NaOH

Cu(OH)2

Li2O

Fe(NO3)3


1)выигрышный путь – кислоты

H2Cr2O7

Na2O

FeSO4

KOH

HNO2

CO2

NaCl

Pb(OH)2

H2SO4

1)выигрышный путь – основания

K2S

P2O5

H2SO3

CuOH

Ca(OH)2

Fe(OH)3

AlCl3

HBr

FeO

1)выигрышный путь – соли

H2SeO4

Cr2O3

Al(NO3)3

Ba(OH)2

CaI2

HNO2

Li2SO4

Ca(OH)2

SeO3

Ребята осуществляют самопроверку с помощью слайдов с ответами и проставляют набранное количество баллов в четвертую колонку маршрутного листа, а затем проверяют «улов». Подводим итоги, подсчитываем баллы.(Слайд 11,12,13,14)

V.Путь домой

Уважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. С каким багажом знаний вы отправитесь домой? Если у вас багаж тяжелый (35 – 29 баллов), то вы дома выполните все три задания, если средний – 1 и 2 задание, а если легкий (21 – 17 баллов) – тогда 1 и часть второго задания. Но вы можете повторить еще раз этот материал, чтобы попробовать выполнить большую часть заданий. Зачетную карту – задание дети берут с собой. (Слайд 15,16,17)

VI.Рефлексия Цель: способствовать формированию положительной Я-концепции учащихся через оценочно-аналитическую деятельность учителя.

Спасибо, ребята, за то, что вы активно участвовали в нашем путешествии.(Слайд 18)

1)Какие виды работ помогли вам обобщить пройденный материал?

2)Получили ли вы на уроке какие — то новые навыки?

3)Что вам понравилось, а что нет?

4)Что бы вы хотели сделать по — другому?

5)Хотели ли вы задать мне какие — то вопросы?(Слайд 19)


(Слайд 21)Литература.

1. О.С.Габриелян Химия 8 -М.:Дрофа, 2012

2.Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Издательство «Глобус», 2010, с.22

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Система дистанционного обучения в средней школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: