Общая характеристика неметаллов, 9 класс






Конспект урока по химии


Тема урока: «Общая характеристика неметаллов»

УМК: Габриелян О.С. Химия 9 кл

Возраст: 9 класс


Учителя химии МБОУ СОШ №2

с. Труновского Труновского района Старопольского края




Тищенко Ольги Алексеевны















Цель урока: дать общую характеристику неметаллов

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся о физических свойствах неметаллов, о типах кристаллических решеток;

  2. развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы;

  3. воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.

Форма урока: изучение нового материала с элементами лекции.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

На прошлых занятиях мы завершили изучение большой темы «Металлы», а сегодня мы приступаем к изучению нового объемного материала по теме «Неметаллы».

Итак, как вы уже знаете, все вещества, простые и сложные, состоят из атомов.

Учитель: Что же такое атом?

Ученик: Особая группа атомов, которая располагается в ПСХЭ Д.И. Менделеева называются химическими элементами.

Учитель: На какие две группы делятся химические элементы?

Ученик: Все химические элементы делятся на металлы и неметаллы. При чем из 109 х.э. только 22 являются неметаллами.

Откройте рабочие тетради и запишите тему нашего занятия «Общая характеристика неметаллов».

Цель урока: дать общую характеристику неметаллов.

  1. Изучение нового материала

  1. Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Учитель: Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева располагаются неметаллы?

Ученик: Неметаллы располагаются вдоль диагонали вор – астат и выше нее, т.е. в верхнем правом углу ПСХЭ.

  1. Особенности электронного строения атомов неметаллов

Надо отметить, что для неметаллов характерно скорее отличия в свойствах, чем сходство, как у металлов. Одним из немногих критериев схожести неметаллов является электронное строение.

Рассмотрим электронное строение атомов неметаллов в сравнении с электронным строением атомов металлов.

Учитель: О чем говорит электронное строение атома кальция?

Ученик: У атома кальция на внешнем энергетическом уровне находится два электрона.

Учитель: Сколько может быть электронов на внешнем уровне атома металла?

Ученик: На внешнем энергетическом уровне у атома металла может находится от 1 до 3 –х электронов.

Учитель: У какого металла на внешнем уровне атома находится 3 электрона?

Ученик: У атома алюминия на внешнем энергетическом уровне находится 3 электрона.

Учитель: Какие физические свойства проявляют металлы?

Ученик: Металлы проявляют следующие свойства: теплопроводность, электропроводность, имеют металлический блеск, ковкость, плавкость, пластичность.

Запишите схему отдачи электронов атомом кальция.

Сa-2ẽ →Ca2+

Учитель: О чем говорит электронное строение атома хлора?

Ученик: На внешнем энергетическом уровне атома хлора находится 7 электронов.

Учитель: Сколько может быть электронов на внешнем уровне атома неметалла?

Ученик: На внешнем энергетическом уровне атома неметалла может находится от 4 до 7 электронов.

Учитель: Почему же бор проявляет свойства неметалла, хотя у него на внешнем уровне всего 3 электрона?

Ученик: Атом бора содержит на внешнем энергетическом уровне 3 электрона, но он относится к неметаллам из – за небольшого радиуса.

Учитель: Что является качественной характеристикой атомов неметаллов? Т.е. что является своеобразной мерой их неметалличсности?

Ученик: Электроотрицательность.

Запишите схему приема электронов атомом хлора.

Cl-1Cl

Учитель: Что можно сказать о размере атома металла и неметалла?

Ученик: Атом неметалла имеет меньший радиус по сравнению с атомом металла.

ВЫВОДЫ:

    1. У неметаллов на внешнем уровне 4-8 электронов (исключение бор).

    2. Они проявляют окислительные свойства.

    3. Малый радиус атома.

    4. Высокое значение электроотрицательности (Э.О.).

  1. Электроотрицательность

Учитель: Дайте определение Э.О.

Ученик: Электроотрицательность – свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Учитель: Существует два рада активности:

Ряд активности металлов.

Ряд активности неметаллов

(демонстрация соответствующей таблицы).

Ряд активности металлов характеризует их восстановительные способности, т.е. меру их металличности. Ряд активности неметаллов характеризует их окислительные способности, т.е. меру их неметалличности.

Чем выше значение Э.О., тем:

— больше способность оттягивать электронную плотность атомов;

— больше неметаллические свойства атома;

— больше окислительные свойства.

? Назовите самый активный неметалл?


  1. Физические свойства неметаллов


Физические свойства неметаллов мы рассмотрим в сравнении с металлами, параллельно заполняя табличку.


Физическое свойство

Металлы

Неметаллы

Агрегатное состояние

Твердые

Жидкое (ртуть)

Газообразное (О2, Н2)

Жидкое (Br 2)

Твердое (C)

Цвет

Большинство металлов имеют серебристо-белый цвет

Белый (Р)

Черный (графит)

Красный (Br 2)

Желтый (S)

Фиолетовый (I2)

Бесцветный(О2, Н2)

(учитель демонстрирует данные неметаллы)

Электро – и теплопроводность.

Электро – и теплопроводны.

Большинство не проводят электрический ток (проводниками являются, например, Si, графит).

Пластичность

Ковкие пластичные, тягучие.

В твердом состоянии хрупкие.

Температура плавления

От 3.380С (W) до – 38,9 С (Hg)

От 3.800С (графит) до – 210 С (N2)

Вид химической связи

Металлическая


Ковалентная неполярная








Тип кристаллической решетки

Металлическая

Атомная

Молекулярная


По ходу заполнения таблицы учитель задает вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют таблицу.

      • Чем объясняются химические свойства металлов?

      • Какой тип связи для них характерен?

Записывается схема образования металлической связи на примере атома кальция, с ее занесением в таблицу.

      • Какой тип кристаллической решетки для них характерен?

      • Чем можно объяснить свойства неметаллов?

      • Какой тип связи характерен для неметаллов – простых веществ?

Записывается схема образования ковалентной неполярной связи на примере молекулы кислорода, с ее занесением в таблицу.

      • Какой тип кристаллической решетки характерен для неметаллов – простых веществ?

Для неметаллов характерно явление аллотропии.

Учитель: Приведите примеры аллотропных модификаций?

Ученик:

1. Кислород и озон, О2 и О3.

2. Графит и алмаз.

Учитель: Чем же свойства кислорода отличаются от свойств озона?

Ученик: Кислород газ без цвета и запаха, а озон газ с фиолетовым оттенком и имеет запах, запах свежести после грозы.

Учитель: Разберем, чем можно объяснить аллотропию.

1.Сроение кристаллической решетки.

2. Различным составом молекул.

  1. Состав воздуха

Озон – переменная составляющая воздуха. Еще в 18 веке Лавуазье установил, что воздух это не простое вещество, а смесь газов.

Сообщение на тему: «Состав воздуха».

  1. Анализ и коррекция знаний (фронтальный опрос)

        1. Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева располагаются неметаллы?

        2. В чем особенность электронного строения неметаллов?

        3. Дать определение Э.О.

        4. Какие агрегатные состояния характерны для неметаллов?

        5. Какай тип связи, характерен для неметаллов — простых веществ?

        6. Какай тип кристаллической решетки, характерен для неметаллов?

        7. Дать определение аллотропии.

        8. Чем она объясняется?

        9. На какие виды делятся компоненты воздуха?

V.Задание на дом

П.25, задание 6 стр. 75 в учебнике.

Сообщение на тему:

  1. Значение кислорода.

  2. Виды загрязнений воздуха.


Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 14 – е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия . 9 класс /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

  3. Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Якушева. – М. Дрофа, 2008.


6


Свежие документы:  План-конспект открытого урока по технологии "Модель сезона" 7 класс (девочки)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: