Подгруппа азота, 9 класс


Конспект урока по химии в 9 классе

Гребенюк Татьяна Николаевна,

учитель химии высшей категории

МОУ СОШ №5 «Образовательный центр»

г.о. Новокуйбышевск Самарской области

Итоговый урок по теме: « Подгруппа азота».













































г.о. Новокуйбышевск 2011

Форма урока: урок-путешествие в Химляндию

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели урока.

  • Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора.

  • Развить практические умения определять вещества по качественным реакциям

  • Расширить знания учащихся о значении этих веществ, в природе и деятельности человека.

  • Сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и не живой природы.

Задачи.

I.Образовательные

1.Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, и их нахождении в природе, физических и химических свойствах.

2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с жизнью.

II Воспитательные

1.Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.

2.Экологическое воспитание на основе знаний о круговороте азота и фосфора в природе и их значении для жизни на Земле.

3. Формирование научного мировоззрения.

III. Развивающие

  1. Развитие познавательного интереса к химии.

  2. Развитие логического мышления обучающихся на примере сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.

  3. 3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения.

Предварительная подготовка. Каждая команда готовит презентацию о фосфоре или азоте.

Оборудование: пробирки; держатель для пробирок; спиртовка, компьютер, мультимедиа проектор, презентации.

Вещества: Натриевые соли ортофосфорной и азотной кислот, нитрат серебра, медь, концентрированная серная кислота.











Ход урока

1.Организационный момент.

2. Начало урока. Объяснение правил игры. В путешествие отправляются две команды. За две недели учащиеся получили список учебной, научно-популярной и художественной литературы, чтобы подготовить вопросы, знакомятся с правилами игры. Учащиеся делятся на две команды (по 8 человек), остальные-зрители. В жюри выбираются 2 учащихся, на уроке присутствует учитель литературы, который будет представлять станцию «Литературная». Ведущий игры — учитель. Перед каждой станцией объясняются правила выполнения задания. Ребята, занявшие 1 место, получают «5», 2 место-«4».

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о веществах. Вы ещё раз убедитесь, что вещества, которые очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов.

Итак, у нас с вами сегодня игра — путешествие в страну Химляндия до станции Менделеевская (слайд 1).

А от какой станции начнётся путешествие? Разминку проведём и станцию отправления назовём.

Разминка (звучит музыка).

Задания:

  1. Отгадать ребус (слайд 2,3).

  2. Игра. Кто лишний (слайд 4,5).

Разминку провели, название нашли. Станция называется: «Азот и фосфор». Эти вещества изучаем в теме: « Подгруппа азота». Учащиеся записывают тему урока, эпиграф.

Жизнь учит только тех, кто её изучает.

В.Ключевский

Какая команда начнёт путешествие первой? Та, которая первая справится с задачей и получит правильный ответ.

Задача. Вычислите объём кислорода, необходимый для получения оксида азота (II) объёмом

5,6 л (слайд 7).

Пока команды выполняют задания, с остальными учащимися проводится игра

(слайд 8,9). Напоминаю условия игры:

1)номер первого элемента удваивается;

2) к произведению прибавляется 5;

3) сумма умножается на 50;

4) к произведению прибавляется порядковый номер второго химического элемента, задуманного играющим. Результат сообщаете мне.

Станция 1. Тест

А теперь тест для вашего внимания (слайды:10,11,12,!3,!4, 15, 16, 17,18,19).

Тест для команд.

1.Где больше всего азота:

А) в почве;

Б) в воздухе;

В) в воде;

Г) в космосе. ( Б)

2.Каково содержание азота в воздухе:

А) 21%;

Б) 1%;

В) 78%

Г) 70% (В)

3.Какова роль азота воздуха для человека:

А) служит для дыхания;

Б) входит в состав важных биологических веществ;

В) является инертной средой для организма; (В)

4.Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:

А) N2NONO2HNO3;

Б) N2NH3NH4OH;

В) N2NH3NONO2HNO3. (Б)

5.Выберите формулу аммиака:

А) N2;

Б) NO;

В) NH3;

Г) HNO3; (В)

6. Какая реакция называется «дым без огня»:

А) взаимодействие аммиака с водой;

Б) взаимодействие аммиака с кислотой;

В) горение аммиака. (Б)

6. Как в лаборатории можно собрать аммиак:

А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;

Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;

В) способом вытеснения воды. (А)

7. Какое соединение входит в состав дымного пороха:

А) KNO3;

Б) NH3;

В) HNO3. (А)

8. Какое вещество называется «бурый газ»:

А) NO;

Б) NH3;

В) NO2

Г) N2. (В)

9. Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:

А) красный;

Б) белый;

В) чёрный. (Б)

Станция 2. Превращений.

Учащиеся по вариантам выполняют задания на оценку(слайд 20).

1. Вариант: KNO3HNO3→Си(NO3)2CuSО4 Ответ: 1)KNO3+HCl= KCl+HNO3

2) CuO+HNO3=Cu(NO3)2+H2O

3) Cu(NO3)2+H2SO4= CuSО4+2 HNO3 2.Вариант: Ca3(PO4)2→H3PO4→Na3PO4→Ag3PO4

Ответ: 1)Ca3(PO4)2+ 6HCl=2 H3PO4+3СaCl2

2) H3PO4+3NaOH= Na3PO4+3H2O

3) Na3PO4+3AgNO3= Ag3PO4+3NaNO3



Станция 3. Химический эксперимент (слайд 21).

Качественное определение ортофосфатов и нитратов

Определить в нумерованных пробирках

натриевые соли ортофосфорной и азотной кислот.

Составить соответствующие уравнения реакций.

Оценка по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение, максимально — 6 баллов

Инструктивная карточка. (Выдаётся слабым группам в случае необходимости) Качественное определение фосфатов и нитратов.

  1. Вам выданы кристаллические вещества

  2. Разделите их на две порции, одну из

которых растворите.

  1. Распознавание фосфат-иона PO43- К растворам

солей добавьте нитрат серебра. В той порции, где выпал жёлтый осадок — ортофосфат.

  1. Качественная реакция на нитрат-ион NO3ֿ.

К кристаллам нитрата натрия добавьте металлическую медь

и немного концентрированной серной кислоты (осторожно!). Подождите начала реакции. Если реакция не идёт, смесь слегка нагрейте. До появлении бурого газа (осторожно, яд!)

Станция 4. «Ты — мне, я — тебе».

Игроки первой команды задают вопросы, подготовленные дома, второй команде (при неправильном ответе или его отсутствия — отвечают сами).

Приведём примеры вопросов, подготовленных учащимися.

  1. Как называются соли азотной кислоты? (Нитраты)

  2. Какова среда раствора аммиака в воде — кислая, щелочная или нейтральная? (Щелочная)

  3. Какие аллотропные видоизменения фосфора вам известны? (Белый, чёрный, красный)

4.Что в переводе с латинского означает «фосфор»? (Несущий, светоносный)


Станция 5. Литературная (слайд 22).


А. К. Дойл. «Собака Баскервилей». » Стоя рядом с Холмсом, я мельком взглянул на его лицо — бледное, взволнованное, с горящими при лунном свете глазами. И вдруг оно преобразилось: взгляд его стал, сосредоточен и суров. В ту же секунду Лейстред вскрикнул от ужаса и упал ничком на землю. Да! Это была собака, огромная, чёрная как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.

Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно напугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем,

глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветилось в темноте.

  • Фосфор, — сказал я.

Да какой-то особый препарат,- подтвердил Холмс.

О каком веществе шла речь?

Заключение. Вот и подошла к концу наша игра. Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.

Рефлексия. Поставьте на листочках «+», если вы с этим утверждением согласны:

1 — мне было комфортно на уроке

2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы

3-я принимал активное участие во всех этапах урока

Подведение итогов урока, выставление оценок с комментарием.


Список использованной литературы.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  2. А.К. Дойл. Записки Шерлока Холмса. Москва, «Правда», 1986.












Свежие документы:  Конспект урока на тему "Природные зоны нашей страны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: