«Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

г. Омутнинска Кировской области













Программа кружка

«Прикладная творческая деятельность учащихся

в исследовательской деятельности по химии»





Чупрун Марина Александровна —

учитель химии и экологии
I квалификационной категории

Муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №6

г. Омутнинска Кировской области

















г. Омутнинск- 2010


Пояснительная записка

Программа кружка «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» по содержательной направленности сочетает в себе эколого-химическое и художественно-эстетическое направления. Выполняет различные функции: учебно-познавательные, прикладные, досуговые, общекультурные, специальные. По форме организации данная программа носит групповой характер (группа количеством 10-15 человек), по времени реализации рассчитана на год.

Программа «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» предназначена для учащихся 8-10 классов, интересующихся химией и увлеченных исследовательской деятельностью по данному предмету. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки, касающихся вопросов проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так же рассматривает сочетание как межпредметных связей между такими дисциплинами как химия, биология, экология, так и надпредметных, например, сочетание данных наук с прикладным творчеством.

Содержание программы нацелено 1) на формирование культуры творческой личности, способного самостоятельно добывать знания и уметь применять полученные знания в современном мире; 2) на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представление учащихся об исследовательской и проектной внеурочной деятельности по химии и экологии, знакомит с различными направлениями в искусстве, формирует чувство гармонии.

Изучение данного курса актуально, так как в настоящее время в сфере образования все больше уделяется внимание развитию исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися; также данная программа затрагивает вопросы здоровья человека, что является немаловажным в современном мире, в котором происходит ухудшение экологической обстановки.

Дети могут применить полученные знания и практический опыт как при работе над проектами, так и при подготовке к олимпиадам, а так же данные навыки пригодятся им при обучении в ВУЗах, и даже при освоении будущей профессии.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на часовую недельную нагрузку. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу (или по 1часу 2 раза в неделю) без деления на подгруппы.

Целью данного курса является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся.

Логика освоения учебных тем определяется следующими задачами:

– приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

– овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

– освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

— формирование чувства эстетизма, гармонии, и красоты к окружающему через создание собственных изделий;

Содержание курса объединено в 3 образовательных блока: Раздел 1. «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися».

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса на тему "В магазине"

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

В результате работы по программе «Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской деятельности по химии» учащиеся должны знать:

– структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– основные информационные источники поиска необходимой информации;

– правила оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;

– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);

– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернетом для поиска учебной информации об объектах.








Календарно-тематическое планирование


Разделы


Темы занятий

Формы проведения занятий.

Основное содержание

Дата

Планируемая

Фактическая

Раздел 1. «Теоретические основы проектной
и исследовательской деятельности»


Формирование творческой группы учащихся. Цели и задачи данного курса.

Игровая форма.

Беседа

Цели и задачи данного курса. Анкетирование учащихся. Формирование групп по интересам



Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.

Лекция

Понятие и составные компоненты исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.



Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.).

Лекция

Типология проектов (на основе классификации Полат Е.С.). По характеру доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые — игровые, информационные, практико-ориентированныею По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; По характеру контактов. По количеству участников. По продолжительности выполнения.



Структура и логика исследовательских проектов

Лекция

Структура исследовательских проектов: проблема, тема актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость.



Определение проблемы, темы и актуальности исследования.

Семинар

Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы .

Требования: наличие всеобщей актуальности (из литературы); частная актуальность (для области, района, посёлка); конкретная актуальность (для школы, класса, исследователя).



Требования к постановке проблемы в исследовательской работе

Лекция

Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности.



«Почему эта проблема меня волнует?»

Практическая работа

Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой проблемой. Формулировка проблемы, темы исследования и определение его актуальности. Ошибки в постановке проблемы и формулировке темы.



Что представляют собой предмет и объект исследования.

Беседа

Объект и предмет исследования.



Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе.

Практическая работа

Выделение объекта и предмета учащимися в своей исследовательской работе.




Основные требования к постановке цели и гипотезы

Лекция

Цель, гипотеза. Основные требования к постановке цели и гипотезы. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотез.



Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезы

Практическая работа

Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотез к выбранной теме исследовательской работы.



Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности.

Практическая работа

Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические.



Планирование исследования и его проведение.

Семинар

Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д.



Планирование исследования и его основные направления.

Практическая работа

Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д.



Раздел 2 «Виды сбора информации для написания исследовательской работы»


Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос

Выступления учащихся с сообщениями

Информационные источники: литература, интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные черты данных источников информации.



Как работать со справочной литературой

Экскурсия в библиотеку

(групповые формы работы по выбранным направлениям)

Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации.



Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата

Практическая работа

Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата



Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета

Практическая работа (работа с использованием ИКТ)

Поиск и отбор необходимой информации в сетях интернета. Правила оформления цитат из интернет ресурсов.



Социальный опрос как один из способов получения информации.

Практическая работа

(подготовка анкет и анкетирование учащихся)

Анкетирование как один из способов получения информации. Требования к составлению анкет. Пр. раб. «Составление анкеты». Сбор информации с учащихся школы методом анкетирования



Эксперимент в исследовательской работе

Практическая работа

(постановка и проведение опытов)

Эксперимент как один из методов исследования. Виды эксперимента. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы.



Эксперимент в исследовательской работе

Практическая работа


Проведение учащимися предложенных опытов и экспериментов.



Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования.

Лекция с элементами игровой технологии.

Виды систематизации полученных данных: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов к полученным результатам.



Варианты подведения итогов, оформление результатов, их презентация.

Семинар с элементами игры

Варианты подведения итогов: таблицы, диаграммы, графики, схемы, рисунки. Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады.



Раздел 3 «Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися»


Выдвижение новых проблем исследования.

Беседа

Постановка новых проблем исследования.



Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ.

Беседа

Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ.

Беседа


Требования к оформлению исследовательской работы.

Лекция

Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения)



Варианты презентации исследовательской работы.

Диспут с элементами игры

Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: доклад, газета, презентация, выступление на конференции, детская творческая продукция и т.д.



Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления.

Беседа с элементами самостоятельной и парной работы

Требование к оформлению доклада. Составление текста выступления.



Требование к составлению компьютерной презентации.

Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ

Требование к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.



Составление компьютерных презентаций учащимися по исследуемой теме


Практическая работа с использованием ИКТ

Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материала для слайдов.



Разработка буклета с использованием ИКТ

Урок – диалог, практическая работа с использованием ИКТ

Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. Разработка буклета учащимися с использованием ИКТ



Подготовка школьной газеты по выбранной теме.

Урок – диалог, практическая работа по изготовлению газеты.

Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом.



Обобщение и рецензирование проектов учащихся

Индивидуальные консультации

Обобщение и рецензирование проектов учащихся.



Итоговое занятие: «Мое творение»

Конференция

Защита исследовательских и проектных работ учащимися.



Итоговое занятие: «Мое творение»

Конференция

Защита исследовательских и проектных работ учащимися.




Литература:

  1. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под редакцией А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.

  2. Лямин А.Н. Интегративное обучение химии в современной школе. [текст]: Монография / А.Н.Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007 – 294с.

  3. Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.-метод. пособие. / Под ред. С.И. Мелехиной. — Киров: КИПК и ПРО, 2006 – 232с.

  4. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / авт. – сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2006. – 78 с.

  5. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: методическое пособие / И.М. Титова. – М.: Вентана – Граф. 2008 – 96 с. – (Библиотека элективных курсов).

  6. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 368 с. – (Библиотека элективных курсов).

  7. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2007 – 144 с. – (Библиотека элективных курсов).

  8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 135 с.

  9. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт. – сост. В.Е. Морозов. — Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.

  10. Химия. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. В.Е. Морозов. — Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.

  11. Химия. 11 класс. Проектная деятельность / Сост. Т.А. Мирошниченко.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: