Программа кружка «Химия внутри нас»


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области











ПРОГРАММА КРУЖКА


ХИМИЯ ВНУТРИ НАС





Подготовила

Кузнецова Лариса Валерьевна

учитель химии










г. Луза

2011 г



ПРОГРАММА КРУЖКА

ХИМИЯ ВНУТРИ НАС

Кузнецова Лариса Валерьевна,

учитель химии высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ №2 г. Лузы

Кировской области,

email: kuzlv[email protected]yandex.ru.


Пояснительная записка.


Программа кружка «Химия внутри нас» (32 занятия по 1 часу в неделю) рассчитана на учащихся 10-11 классов на этапе профильной подготовки, обучающихся в классах естественнонаучного профиля, предполагающих поступать в медицинские, фармацевтические или ветеринарные вузы, на биологические и химические факультеты университетов.

На занятиях кружка учащиеся получат представление о роли химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма, о важнейших химических превращениях, лежащих в основе метаболизма, о применении в медицине некоторых неорганических и органических веществ. Данный кружок позволит не только расширить и систематизировать знания учащихся о биогенных элементах, биологических функциях их соединений, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направлениями развития бионеорганической, биофизической, биоорганической и биологической химии.


Цель занятий:

В рамках реализации профильного обучения показать учащимся взаимосвязь химии и биологии, раскрыть химизм некоторых биологических процессов, углубить и расширить знания о биологическом значении неорганических и органических соединений.


В ходе занятий решаются следующие задачи:

— углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о биогенных элементах и их соединениях;

— знакомство учащихся с биологической функцией неорганических и органических веществ;

— формирование умения работать с научно-популярной литературой;

— совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;

— развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения;

— проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, лаборанта, микробиолога, химика-технолога, врача, медсестры.


Основные формы проведения занятий:

— традиционные (беседа, рассказ, объяснения, лекция и т.д.)

— информационно-поисковые ( проблемного изложения, метод учебного диспута, проектирование и моделирование)

— исследовательские (экспериментальное решение задач, исследовательские проекты)

— практические работы



Способы оценки ожидаемых результатов:

— наблюдение

— анкетирование

— участие в школьных и районных олимпиадах

— отчет о практических работах

— исследовательские и информационные проекты


Структура программы.


п/п

Разделы

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

2.

3.


4.


5.

Введение

Биогенные элементы

Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов.

Основы биоорганической химии.

Заключительное занятие – конференция.

Всего : 32 часа.

1 ч

4 ч

6 ч


8 ч


1 ч





4 ч


8 ч



Программа кружка.


Вводное занятие (1 ч.).

Цель: познакомить учащихся со структурой работы и правилами техники безопасности на занятиях химического кружка.

Организационный момент: выбор старосты, назначение дежурных их обязанности.

Знакомство с правилами техники безопасности, пожарной безопасности для кабинета химии. Первичные средства пожаротушения. План эвакуации из кабинета. Средства индивидуальной защиты. Аптечка. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, химических отравлениях.

Тестирование « Мои интересы и склонности»

Учащиеся должны знать: правила ТБ и ПБ, основные средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

Свежие документы:  Конспект урока "Построение развертки конуса. Конструирование макета дома из геометрических тел" 6 Класс

Учащиеся должны уметь: пользоваться основными средствами пожаротушения, оказывать первую медицинскую помощь.

Литература [инструкции по ТБ и ПБ]



Биогенные элементы (4 ч.).

Цель: дать понятие о биогенных элементах и их роли в живых организмах.

Химические элементы, образующие живые организмы – биогенные элементы. Классификация. Биологическая роль элементов-органогенов: углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора. Содержание и роль в живых организмах неметаллов, не относящихся к органогенам: фтор, хлор, бром, йод, кремний, селен. Биологическая роль «металлов жизни»: натрий, калий, магний, кальций, железо, марганец, кобальт, медь, цинк и другие.

Учащиеся должны знать: какие элементы относятся к органогенам и «металлам жизни», их значение в живых организмах, применение элементов и их соединений в медицине, токсическое действие на организм.

Учащиеся должны уметь: вычислять массовые доли элементов в организме человека, записывать схемы превращений, лежащих в основе обмена веществ, с участием изученных элементов.

Литература [2,8,9,10,11,18,19,20]



Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов(10 ч).

Цель: раскрыть химизм биологических процессов, идущих с участием неорганических веществ, изучить их биологическое значение.

Биологически важные неорганические соединения неметаллов: кислород, озон, вода, пероксид водорода, сероводород, аммиак, оксиды, кислоты, соли.

Кислород. Дыхание, кислородная терапия.

Озон. Озоновый слой. Озонирование воды и воздуха.

Значение воды, состав воды. Тяжелая вода, её биологическая роль. Вода в живом организме. Содержание воды в организмах растений, животных, тканях и органах человека. Функции воды в организме. Баланс воды в организме. Жажда. Морская вода. Дистиллированная вода. Минеральная вода. Действие минеральных вод на организм.

Пероксид водорода. Биологическое окисление. Свободные радикалы. Ферментативные средства защиты организма. Антиоксидантная защита клеток. Применение пероксида водорода в медицине.

Сероводород в организме человека. Отравление сероводородом. Природная сероводородная вода.

Аммиак в организме растений, животных, человека. Круговорот азота в природе. Цикл мочевинообразования. Отравления аммиаком. Применение в медицине хлорида аммония, нашатырного спирта.

Углекислый газ, его физиологическое значение: физиологический раздражитель дыхательных мышц, явление кашля, зевоты. Вред курения. Фотосинтез. Применение углекислого газа.

Оксид углерода (II) – угарный газ. Физиологическая активность.

Оксиды азота и охрана окружающей среды.

Биологическая роль кислот. Соляная кислота в составе желудочного сока. Фосфорная кислота в составе нуклеиновых кислот.

Биологическая роль солей. Хлорид натрия. Нитраты.

Буферные системы организма.

Учащиеся должны знать: основные химические, биологические термины, определения явлений и процессов, биологическую роль некоторых неорганических соединений.

Учащиеся должны уметь: объяснять причинно-следственные связи между явлениями и процессами, оценивать процессы и явления на основе комплекса критериев, используя теоретические знания, осуществлять практические операции: осуществлять эксперимент, решать количественные и качественные задачи ( на определение основных катионов и анионов в растворе).

Литература [1,2,8,9,11,18,19,20]



Основы биоорганической химии (16 ч).

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях органических соединений в живых организмах.

Углеводороды. Алканы, алкены. Биологическое окисление. Применение в медицине вазелина, циклопропана, хлороформа, трийодметана, перфторалканов, фторопластов. Соединения ароматического ряда: бензол, толуол, фторпроизводные бензола, нитробензол, анилин, их биологическое действие. Сульфамидные препараты (лекарства). Витамины.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Игра как средство развития школьников на уроках химии"

Спирты и их производные: этанол, метанол, глицерин, ксилит, сорбит. Действие этанола на организм. Применение в медицине. Холестерин.

Применение фенола и его производных в медицине: салициловая кислота, метилсалицилат, салол, аспирин, парацетомол, фенолфталеин, резорцин, пирогаллол.

Формальдегид, бактерицидное действие. Уротропин. Ацетальдегид. Витамин В6.

Метаболизм карбоновых кислот в анаэробных и аэробных условиях. Цикл Кребса. Молочная кислота. Лимонная кислота. Яблочная кислота. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Валериановая кислота. Бензойная кислота. Анестезин. Новокаин. Применение в медицине.

Жиры. Содержание в живых организмах. Биологическая роль животных жиров. Физиологическая ценность растительных жиров.

Биополимеры. Углеводы. Классификация углеводов. Функции углеводов ( энергетическая, метаболическая, рецепторная и др.). Обмен углеводов. Гликолиз. Биосинтез углеводов.

Белки. Роль белков в построении и функционировании живых систем. Аминокислотный состав белков. Пептиды. Природные пептиды ( глутатион, вазопрессин, энкефалины, эндрофины и др.), их физиологическое значение и использование в качестве медицинских препаратов. Структура белковых молекул. Номенклатура и классификация белков. Функции белков: каталитическая, строительная, сократительная, регуляторная, транспортная, энергетическая, защитная. Инсулин.

Нуклеиновые кислоты. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот. Два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Структура и функции ДНК и РНК.

Биологически активные вещества. Витамины. Роль витаминов в питании человека и животных. Жирорастворимые витамины. Витамин А и его участие в зрительном акте. Витамины D, К и Е и их роль в обмене веществ. Водорастворимые витамины. Витамины группы В и их значение в обмене веществ. Витамин С. Гормоны. Стероидные гормоны: тестостерон, эстрадиол. Пептидные гормоны: инсулин, тиреотропин. Ферменты. Селективность. Эффективность. Классификация. Лекарства.

Учащиеся должны знать: основные понятия биоорганической химии, механизмы реакций, лежащих в основе обмена веществ.

Учащиеся должны уметь: объяснять функции органических веществ в живых организмах, проводить качественный анализ органических веществ.

Литература [2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,14,15,16,17].



Заключительное занятие – конференция.(1ч).

Цель: подвести итоги работы кружка за год.

Защита проектов участников работы кружка: наглядные пособия, раздаточный материал, конструкции приборов, рефераты, санбюллетени и т.д.


Календарно-тематическое планирование.


Раздел

Число

часов

Последовательность

занятий

Практическая часть

Контроль

Введение.

1 ч

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Тестирование

«интересы и

склонности»


Биогенные элементы

4 ч

2. Общий обзор биологической роли элементов-органогенов.

3. Содержание и роль в живых организмах неметаллов, не относящихся к органогенам.

4-5. Биологическая роль «металлов жизни».



Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов

10 ч

6. Кислород и озон.

7-8. Вода.





9. Пероксид водорода.

10. сероводород и аммиак.

11-12. Оксиды углерода.



13. Оксиды азота.

14. Кислоты.




15. Соли.


Определение качественного состава минеральной воды.




Качественная реакция на углекислый газ.


Изучение свойств соляной кислоты.


Приготовление физрастворя.


Отчет о практической работе.














Отчет о практической работе.

Основы биоорганической химии

16 ч

16. Алканы и алкены.

17. Ароматические соединения.

18. Спирты и их производные.



19. Производные фенола.

20.Формальдегид.



21.. Метаболизм карбоновых кислот.

22. Жиры.







23-24. Углеводы.



25. Аминокислоты.

26-27. Белки.




28. Нуклеиновые кислоты.

29-31. Биологически активные вещества.




Изучение физических и химических свойств этанола.



Качественная реакция на альдегиды.



Изучение физических и химических свойств растительных и животных жиров.

Качественные реакции на глюкозу.


Денатурация белка.

Цветные реакции белков.



Обнаружение витаминов.

Действие ферментов на различные вещества.

Анализ лекарственных препаратов.




Отчет о практической работе.









Отчет о практической работе.









Отчет о практической работе.




Отчет о практической работе.

Заключительное занятие

1 ч

32. Конференция.


Защита проектов.

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина"










































Литература для учителя:

1. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / авт.- сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2006.

2. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Ленинджер А. Основы биохимии. Т 1,2,3. – М.: Мир, 1985.

4. Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ: Пособие для учащихся 10 кл. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980.

5. Соловьев Ю.И. История химии. Развитие основных направлений современной химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978.

6. Коничев А.С., Коничева А.П. Программа элективного курса «Биохимия». / Программы элективных курсов. Биология. – М.: Дрофа, 2006.

7. Ильина И.Ю., Рыженко Н.В. Интегрированный курс «Биохимия».// Химия в школе. № 3, 2001, с.28.

8. Петунин О.В. Перекрестки химии и биологии в средней школе. // Химия в школе. №1, 2005, с.19.

9. Радецкий А.М. О связи неорганической химии и медицины. // Химия в школе. №7, 2007, с.27.

10. Олейникова А.В., Анацко О.Э. Интеграция знаний при изучении темы « Обмен веществ и процессы, его обеспечивающие». // Химия в школе. №5, 2007, с.33.

11. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2002.

12. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004.

13. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.


Литература для учащихся.

14. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – М.: Дрофа, 2002.

15. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2002.

16. Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка: Кн. для внеклас. чтения учащихся 10 кл. – М.: Просвещение, 1984.

17. Шерстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот: Кн. для учащихся 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990.

18. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.

19. Савина А.А. Я познаю мир. Химия . – М.: Детская энциклопедия, 2001.

20. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта+, 2000.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: