РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 11 класс на 2014-2015 год


МБОУ «Лицей №2»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по


ХИМИИ

(базовый)


11 класс


на 2014__-2015__ учебный год







Составитель: Привизенцева Л.К.,

учитель химии

первой квалификационной категории














Мытищи

2014 г




Рабочая программа по химии

11 класс

(1 час в неделю, 35 часов за год)




1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в МБОУ «Лицей 2» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

По БУПу 2004 года на изучение химии в 11 классе предусмотрено 35 часа, по Учебному плану МБОУ «Лицей 2» так же 35 часа.

Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение основ общей химии в 11 классе.


Документы, взятые за основу при составлении программы


Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии;

  • Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004  1312);

  • Учебным планом МБОУ«Лицей 2» на 2014-2015 уч. год;

  • Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной ступени для ЕГЭ 2015 года по химии;

  • Примерной программой по химии основного общего образования.







Цели изучения курса


Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать учащиеся после изучения курса:


Знать / понимать :

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


Уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.


 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ


Требования к уровню подготовки обучающихся по химии – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы или тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения — контрольной работы.

Организация и контроль за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • планы и конспекты лекций учителя;

  • задачи и упражнения по химии;

  • рефераты по химии;

  • ответы на вопросы по химии;

  • отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

  • домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

— ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

— ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

— ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

— ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

— при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.


2. Оценка экспериментальных умений.

— Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

— работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

— эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

— проявлены организационно — трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

— работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

— работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

— допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

— работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

— в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

— в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

— в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

— имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

— отсутствие ответа на задание.


4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

— ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

— ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

— работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

— работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

— работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка — оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

Основное содержание.

Тема 1 Строение вещества. 15 часов.

Атом — сложная частица. Ядро: протоны и электроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s— и р- орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронная конфигурация атома.

Современное понятие о химическом элементе. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов.

Виды химической связи. Ковалентная, ионная, металлическая и водородная химические связи. Агрегатные состояния вещества. Типы кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси.

Лабораторный опыт. 1.Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.3. Жёсткость воды. Устранение жёсткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.

Демонстрации. Различные формы периодической системы Д.И.Менделеева. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза и графита. Модель молярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды.

Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 2. Химические реакции. 9 часов.

Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Термохимические уравнения.

Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения и катализатора.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия.

Лабораторные опыты. 1. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.4. Различные случаи гидролиза солей. 5. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.


Демонстрации. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками цинка и на примере взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов ( магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl3, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)

Тема 3. Вещества и их свойства. 9 часов.

Металлы, взаимодействие с неметаллами, с водой, с растворами кислот, с растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов и способы защиты от неё.

Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

Кислоты. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями и спиртами.

Основания. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Средние, кислые, основные.

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Генетический ряд металла и неметалла. Генетические ряды органических соединений.

Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Получение и свойства нерастворимых оснований. 3. Ознакомление с коллекцией металлов. 4. Ознакомление с коллекцией неметаллов. 5. Ознакомление с коллекцией кислот. 6. Ознакомление с коллекцией оснований. 7. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли

Практическая работа №2 Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений»














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Практических работ – 2

Контрольных работ — 3



п./п.

урока

Тема урока

Применение ИКТ

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


Тема 1. Стоение вещества(15 часов)


1


1


Основные сведения о строении атома.

Использование мультимедийного проектора для показа презентации «Эволюция представлений о строении атома»


03.09.2014



2



2


Периодический закон и строение атома.

Видеофрагмент «Состояние электронов в атоме»


10.09.2014



3



3


Ионная химическая связь.

Использование мультимедийного проектора для показа

электронных конфигурации атомов химических элементов.


17.09.2014



4


4


Ковалентная химическая связь.

Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.



24.09.2014



5


5

Металлическая химическая связь.

Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.



01.10.2014



6


6


Водородная химическая связь.


Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.



08.10.2014



7


7

Полимеры.

Показ видеофрагмента о современных полимерах.



15.10.2014



8


8


Газообразные вещества.


Показ видеофрагмента о получении аммиака.


22.10.2014


9

9

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе.

29.10.2014



10


10


Жидкие вещества.




12.11.2014


11

11

Твёрдые вещества.


19.11.2014



12


12


Дисперсные системы.


Презентация «Дисперсные системы»


26.11.2014



13


13

Состав вещества. Смеси.

Использование мультимедийного проектора для показа алгоритма решения задачи.



03.12.2014



14


14

Повторение и обобщение темы «Строение вещества»





10.12.2014



15


15

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»






17.12.2014




Тема 2. Химические реакции. (9 часов)




16


1

Понятие о химической реакции.

Презентация «Химическая реакция»



24.12.2014



17


2

Классификация химических реакций.

Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.




14.01.2015


18

3

Скорость химической реакции.

Показ фрагмента видео о скорости химической реакции.

21.01.2015



19


4

Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.




28.01.2015


20

5

Роль воды в химических реакциях.

Показ фрагмента видео о воде.



04.02.2015



21


6


Гидролиз.


Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.




11.02.2015



22


7

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.


Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.




18.02.2015



23


8

Повторение и обобщение темы «Химические реакции»


Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.




25.02.2015



24


9

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции»




04.03.2015




Тема 3. Вещества и их свойства. (9часов)




25


1

Металлы.


Презентация «Металлы»


11.03.2015



26


2

Неметаллы.

Презентация «Неметаллы»



18.03.2015



27



3

Кислоты.

Презентация «Кислоты»


01.04.2015



28


4

Основания.

Презентация «Основания»


08.04.2015



29


5

Соли.


Презентация «Соли»


15.04.2015



30


6


Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.


Использование мультимедийного проектора для показа упражнений.



22.04.2015



31


7


Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений»


Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе

29.04.2015




32


8


Повторение и обобщение темы «Вещества и их свойства»


Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе

06.05.2015




33


9


Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства»



13.05.2015





Резервное время 1 час используется для повторения и подготовки к ЕГЭ.






ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Обязательная литература для учащихся:(учебник)

1.Учебник Габриелян О.С.. «Химия» – 11 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений. М., Изд. «Дрофа», 2014

Рекомендуемая литература для учащихся: (задачник, демо-версии)

1. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 11 класс»/ О.С.Габриелян, А.В.Купцова.- М., Изд. «Дрофа», 2014

Литература для учителя:

1.Химия 11 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, М., Изд. «ВАКО», 2012

ЦОР:

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

www.openclass.ru/wikipages/185609

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/

powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/

















Техническая оснащенность (фактическая и перспективная) учебного процесса


Наименование

Кол-во

Натуральные объекты

Коллекция металлов и сплавов

6 шт.

Коллекция пластмасс

6 шт.

Коллекция шкала твёрдости

1 шт.

Коллекция алюминий

2 шт.

Коллекция образцов бумаги и картона

1 шт.

Модели

Комплект основных типов кристаллических решеток

1 шт.

Набор для составления шаро-стержневых объемных моделей молекул

2шт.

Приборы, наборы посуды и реактивов для выполнения химического эксперимента

Вытяжной шкаф

1 шт.

Прибор для демонстрации электропроводности растворов

1 шт.

Весы технические

1 шт.

Спиртовка

15 шт.

Комплект реактивов для проведения лабораторных работ ученический универсальный

15 шт.

Набор мерной посуды

15 шт.

Набор фарфоровой и фаянсовой посуды

15 шт.

Набор стеклянной посуды для хранения реактивов и проведения опытов

15 шт.

Штатив лабораторный металлический

15 шт.

Пособия на печатной основе

Портреты ученых-химиков

имеется

Справочно-инструктивные таблицы по химии

имеется

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

имеется

Электрохимический ряд напряжений металлов

требует обновления

Технические средства

Медиапроектор (1 шт.)

имеется

Ноутбук (1 шт.)

имеется

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей химии и биологии

от 28.08.2014г.№1

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР

______________________/ Т.А.Кондакова/ 28.08.2014



Свежие документы:  Конспект урока по теме "Предельные альдегиды" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: