Разработка уроков по химии «История каучука и резины» 10 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 210

Центрального района Санкт-Петербурга






Разработка уроков по химии
в 10 классе

«ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (часть I)

ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (часть II



подготовила

учитель химии

Полутова Елена Альбертовна






















Санкт-Петербург

2013


Цели уроков:

1). Создать условия для формирования исследовательских умений учащихся на материале интеграции предметных областей: химия, география;

2). Формирование гражданской идентичности: способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и гордости за научные достижения России

Задачи уроков:

1). Способствовать осознанию учащимися общечеловеческих, гуманистических ценностей; 2). Создать условия для развития действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; 3). Формирование умения работать с различными источниками информации на разном предметном содержании; 4). Формирование представления о влиянии природных и экономических факторов на ход исторических событий, развития науки и техники; 5). Побудить учащихся к поисковой работе, чтению исторической, научной литературы, посещению экспозиций музеев, просмотру исторических фильмов; 6). Формирование предметных навыков и умений в области химии: умения находить логическую связь между строением, свойствами материала и его применением, умения составить пространственную модель молекулы по структурной формуле, применяя информацию о гибридизации, навыков составления уравнений реакций; 7). Развитие коммуникативной культуры, умения работать в группе, создавать общий продукт, достигать общего результата; 8). Создать условия для самореализации учащихся; 9). Использование Интернет-ресурсов и возможностей для организации взаимодействия «ученик-учитель».

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:

1).Индивидуальные ответы учащихся; 2). Письменные и устные ответы групп по заданиям карточек; 2). Беседа по формулировке выводов; 3). Самостоятельная работа с технологическими картами; 4). Постановка проблемных вопросов на этапах сбора и обобщения информации; 5). Анализ работы над технологическими картами.

Текст методической разработки материалов:

1). Материально-техническое обеспечение урока: проектор, компьютер (для работы с презентацией), пластилин, спички, раздаточный материал: образцы каучука, резины, эбонита (на каждую группу); карточки для работы на уроке (1 на группу), технологические карты с домашним заданием по химии (на группу или каждого ученика).


2). Сценарий уроков:

(Материал рассчитан на два урока по 45 минут)

  • Организационный момент

1. Для подготовки к уроку класс делится на группы (оптимальное количество групп – четыре). Группам дается задание для подготовки: технологические карты домашних заданий (могут быть высланы через Интернет)

2. Технологические карты домашних заданий могут быть использованы на уроке или собраны для оценивания подготовки группы в начале урока (в зависимости от уровня класса) (см. Приложение)

  • Работа по презентации

Задача уроков – рассказать историю каучука. Рассказ ведут группы учеников в соответствии с материалами слайдов презентации, которая будет предложена на уроке.

Если в слайде презентации есть многоточие (пропуски), то предлагается сначала предложить варианты ответов. Ученики заполняют эти пропуски устно, получая индивидуально баллы (жетоны или шары) за верный ответ. Таким образом, в конце можно оценить индивидуальную работу учеников (5 баллов – «5»).

Группы, увидев слайд с информацией, могут совещаться в течение минуты, после чего предлагают свой вариант рассказа (по желанию, без соблюдения очередности). В течение уроков ведется учет работы групп (3 балла – полный, верный ответ, 2 балла – неполный ответ, 1 балл – в рассказе допущены ошибки). Если нет вариантов ответа, то рассказ ведет учитель.

В презентации есть слайды со специальными заданиями для групп (№. 8, 10, 12, 14, 19, 21, 22, 23, 24, 25). В дополнение к слайдам задания записаны на карточки и выданы группам в начале урока для работы (см. Приложение, п. Б). Материалы карточек для работы на уроке). Ответы группы записывают на карточку в течение того времени, которое дается на обсуждение (в этом случае — 5 минут), карточка сдаётся учителю до того, как даётся верный ответ на вопросы. Устные ответы группы дают по очереди (три группы сдают письменные ответы, а одна — даёт устный ответ). После урока можно оценить письменную работу каждой группы.

Варианты рассказов по слайдам презентации (жирным шрифтом выделены верные ответы для пропусков в презентации):

УРОК «ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (частьI

Слайд № 3

ВЕК XV

История каучука могла бы начаться в 1493 году, когда на остров Гаити высадилась вторая экспедиция знаменитого генуэзца Христофора Колумба если бы её участники приехали с целью познавать природу, а не в поисках золота и рабов. Путешественники видели, как индейцы играют в мяч, привезли его в Испанию как заморскую диковинку.


Слайд № 4

ВЕК XVI

Началом истории каучука мог стать 1540 год, когда вглубь Южной Америки вышел отряд Ганселло Писсаро, если бы участники похода не были одурманены легендой о стране золота – Эльдорадо. В этом походе европейцы могли впервые услышать слово «као-учу», что значит «слезы дерева».


Слайд № 5

ЭКСПЕДИЦИЯ

Несколько месяцев испанцы в этом походе строили бригантину, чтобы плыть по одной из лесных рек, но оказалось, что судно нечем просмолить. Тут и вспомнили о белом древесном соке, которым индейцы пропитывали свои одеяла, чтобы защититься от дождя. Этот сок, когда его держали над огнём, становился густым, как смола. И его пустили в дело. Бригантине дали имя «Виктория». Командир бригантины Франциско де Орельяна рассказывал (когда вернулся в Испанию) о чудесах Великой реки – Амазонки (в селениях вдоль её берегов жили одни женщины), о необыкновенном «као-учу», делающим одежду непромокаемой. Образцы каучука исследовали алхимики. Их заключение – смола животного происхождения, всего лишь «экскременты горного дракона».


Слайд № 6

ВЕК XVIII

Может быть, нужно вспомнить 1743 год и экспедицию французской Академии Наук в Эквадор для измерения дуги меридиана. В отчёте об этой экспедиции её руководитель Шарль Мари де ла Кондамин описывает чудесный сок дерева гевеи, который туземцы применяют для производства сапог, бутылей и факелов.


Слайд № 7

ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Какими особыми свойствами обладает каучук? (Упругость, эластичность, влагонепроницаемость, горючесть)

Какие растения – каучуконосы вам известны? (Гевея, одуванчик, кок-сагыз)


Слайд № 8 (КАРТОЧКА №1)

Почему мяч прыгает?

Почему рогатка стреляет?

Соберите фрагмент молекулы изопренового каучука

(не менее 2-х звеньев) и постарайтесь ответить на эти вопросы!

Ответ: благодаря строению каучука (цис-расположение структурных звеньев, угол в сто двадцать градусов, характерный для sp2-гибридизации).


Слайд № 9

Первую фабрику, выпускающую изделия из каучука — непромокаемые плащи, открыл в Глазго в 1823 г. Шотландский химик Чарльз Макинтош.

Макинтош покупает отходы – побочные продукты перегонки угля (в Англии введено освещение улиц каменноугольным газом), аммиачную воду (хочет применить для производства фиолетовой краски) и сольвент-нафт (не знает, что с ним делать). Оказывается, что каучук хорошо растворяется в сольвент-нафте. А если взять ткань, намазать её раствором каучука в сольвент-нафте, а сверху положить ещё один слой ткани – получается материал, который не промокает под дождём.

Слайд № 10 (КАРТОЧКА № 2)

С 1823 г. Начинается промышленный выпуск дождевиков. Они имеют огромный успех в Англии. В 1830 г. Новый завод в Манчестере выпускает огромное количество надувных матрасов, подушек, спасательных приборов. В Америке Чаффи организовывает компанию «Роксберри». «Резиновые» изделия не залёживаются в магазинах. За два года капитал фирмы увеличивается в 17 раз. Но в середине 30-х годов каучуковый бум заканчивается крахом “резиновых” предприятий.


Слайд № 11

ВЕК XIX

Как-то раз американец Чарльз Гудийр зашёл в магазин компании «Роксберри» с предложением усовершенствовать клапан каучукового спасательного круга, но вместо вознаграждения получил совет лучше поискать способ «вылечивания каучука».

Чарльз Гудийр не был особенно силён в химии, но от идеи «вылечивания каучука» не отказался, и долги в тысячи долларов не могли остановить его опытов на кухне. Говорят, его изобретения – случайность, но сам он утверждал (Гудийр), что его открытия «явились результатом настойчивости и наблюдательности


Слайд № 12 (КАРТОЧКА № 3)

???

Какое открытие было сделано?

Ч. Гудийр осуществил реакцию вулканизации, в результате которой образуется резина

Какими свойствами резина отличается от каучука?

Ч. Гудийр осуществил реакцию вулканизации, в результате которой образуется резина


Слайд № 13

ЭТО ЖИЗНЬ

Гудийр нашёл разгадку, создал резину, только патент на изобретение не удалось получить первым.

Первым, в 1843 г., такой патент получил Хэнкок, ознакомившийся вначале с образцами первой резины, принявшийся после этого знакомства за экономический шантаж и усиленные исследования.

Настоящий первооткрыватель подал в суд . Судебные разбирательства тянулись 30 лет. Правда восторжествовала, но прибыль Гудийр не получил, так как много раньше он ошибся в расчётах и неверно установил авторскую долю прибылей.

В 1860 году Чарльз Гудийр умер, оставив миру великое открытие, а своей семье – долг в 200 тысяч долларов.


Слайд № 14 (КАРТОЧКА № 4)

???

Известно, что каучук – это не резина. При производстве резины к каучуку добавляют серу, способную образовывать дисульфидные мостики, и производят нагревание (до 130 – 140 градусов С).

Напишите фрагмент структурной формулы резины.

С чем связаны новые свойства резины?

Что такое эбонит?

Резина (разветвлённая структура, меньшая зависимость от перепада температур, чем у каучука, увеличение прочности, устойчивости к истиранию, действию органических веществ).

Для «сшивания» макромолекул каучука берётся 2-3% серы от общей массы.


Слайд № 15

А У ВАС ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

Резина (разветвлённая структура, меньшая зависимость от перепада температур, чем у каучука, увеличение прочности, устойчивости к истиранию, действию органических веществ).

Для «сшивания» макромолекул каучука берётся 2-3% серы от общей массы.


Слайд № 16

ЭБОНИТ

При добавлении к каучуку более 30% серы от общей массы и нагревании образуется эбонит. Особенности эбонита: сетчатая структура, потеря эластичности, хороший диэлектрик.


УРОК «ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (частьII

Слайд № 19 (КАРТОЧКА № 1(5))

ИНФОРМАЦИОННЯ СТРАНИЧКА

Потребление каучука:

1827 г. – 3 т

1840 г. – 370 т

1870 г. – 3 600 т

1890 г. – 13 000 т

1900 г. – 53 890 т

1913 г. – 108 440 т

Средняя годовая добыча бразильского каучука:

30 000 — 40 000 т


1839 г. – открыта вулканизация каучука

1870-ые годы – Бразильское правительство издаёт закон, запрещающий вывоз семян и саженцев гевеи. Позже за нарушение этого закона назначается смертная казнь.

Начало 1880-ых годов – заложена первая плантация каучука (о. Цейлон, Индия).

Торговля каучуком велась с теми странами, с кем у Англии и Голландии были добрые отношения. В 1914 г. В Европе началась мировая война, в первый же её день Германия лишилась импорта каучука.


Слайд № 20

???

1). Объясните причины роста потребления каучука;

2). Сформулируйте, какая проблема, связанная с каучуком, встала перед европейцами в начале XX века.


Слайды № 21, 22 (КАРТОЧКА № 2(6))

ПЕРВЫЕ

Экспериментальные паровые машины, такие как “Пыхтящий дьявол” Тревитика (1801 г.) успели стать обычным явлением; но серьёзное развитие машиностроения началось лишь в 1876 г., когда компания «Даймлер и Отто» создала двигатель внутреннего сгорания;

В 1885 г. в Германии Карл Фридрих Бенц сконструировал первую настоящую машину, работающую на бензине; она была открытой, имела одноцилиндровый двигатель, три колеса и могла развивать скорость до 13 км в час;

В 1886 г. Готфрид Даймлер создал первую четырёхколёсную машину с бензиновым двигателем. Пангард в1890 г. выпустил первый подобный автомобиль с кабиной;

В 1888 г. шотландский ветеринар Джон Б. Данлоп запатентовал своё изобретение: резиновые шины, наполненные воздухом. Сначала такие шины использовались только в велосипедах;

Братья Андре и Эдуард Мишелин впервые установили съёмные пневматические шины на автомобиле. Своё изобретение они продемонстрировали в автогонке «Париж – Бордо» в 1895 г.;

1901 г. США: Элси Рэнс Олдс начал выпуск спроектированного им олдсмобиля мощностью в три лошадиные силы; его собирали на конвейере, способном собирать до 10 автомобилей в неделю;

В 1908 г. Генри Форд начал массовый выпуск своей «Модели Т»;

Шины, сделанные из немецкого каучука, пробегали не более 20 000 км, а из бразильского – несколько десятков тысяч.


Слайд № 23 (КАРТОЧКА № 3(7))

КОНКУРС

В конце 1925 г. Высший Совет Народного Хозяйства СССР объявляет конкурс: изготовить искусственный каучук из продуктов, добываемых в СССР. Искусственный каучук должен быть сходен по свойствам с натуральным, не должен содержать примесей природного каучука. Цена искусственного каучука не должна превышать средние мировые цены за последние 5 лет.

Размер премии:

1-я – 100 000 рублей; 2-я – 50 000 рублей

Срок представления образца каучука (2 кг) – 1 января 1928 г.


Слайд № 24 (КАРТОЧКА №3 (7))

ПОБЕДА

В 1927 г. в Ленинграде группа исследователей, которую возглавлял известный советский учёный, профессор Медико-хирургической академии Сергей Васильевич Лебедев, получила первые килограммы синтетического каучука (из этилового спирта синтезировали дивинил, который подвергали полимеризации на металлическом натрии).

В 1930 г. по методу Лебедева была получена первая партия нового каучука на опытном заводе в Ленинграде. Первая покрышка пробежала 18 000 км.

В 1932 г. в Ярославле пущен в строй первый в мире завод по производству синтетического каучука в широких масштабах.

За рубежом подобные производства появились позже: в Германии – в 1938 г., в США – в 1942 г.


Слайд № 25 (КАРТОЧКА № 4(8))

???

Составьте уравнения реакций, в ходе которых из крахмала получают бутадиеновый каучук (по методу Лебедева):

кПрямая со стрелкой 2рахмал глюкоза спирт дивинил бутадиеновый каучук

(картофель)

+ брожение

(Овал 11С6 Н10О5)n + (n-12О (Н ) —————n C6H12O6

Al2O3, ZnO, 425 C

C6H12O6 ————————2Н5ОН + 2СО2

Na

2 С2Н5ОН ———————— СН2 = СН – СН = СН2 + 2Н2О + Н2

n СН2 = СН – СН = СН2 ———-(- СН2– СН = СН – СН2 -)n


Слайд № 26

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Карл Циглер (открытие 1953 г.) и Джулио Натта (открытие 1955 г.) в 1963 г. удостоены Нобелевской премии (ими найдены катализаторы, позволяющие синтезировать каучук стереорегулярного строения: Al(C2H5)3, TiCl3);

Впервые получить бутадиеновый каучук стереорегулярного строения (дивиниловый) удалось в 1957 г. группе советских учёных под руководством академика Бориса Александровича Долгоплоска и члена- корреспондента АН Алексея Андреевича Короткова. Они же разработали метод синтеза изопренового каучука;

Более половины мирового производства СК идёт на производство шин (на покрышки для малолитражного автомобиля нужно около 20 кг каучука, а для 40-тонного самосвала – почти 1900 кг). Меньшая половина СК идёт на все остальные виды резиновых изделий для техники (их около 50 тыс.), быта, спорта;

Сейчас известны и производятся в прмышленных масштабах каучуки изопреновые, бутадиеновые, бутадиен – стирольные, хлоропреновые, тиокольные, полиуретановые, силиконовые, акрилатные, этиленпропиленовые и др.

  • Подведение итогов. Домашнее задание (см. Приложение, п. В). Материалы карт домашних заданий)


3). Приложение

А). Материалы технологических карт домашних заданий групп для подготовки к урокам:

1. Как связаны с историей каучука люди:

  • Христофор Колумб

  • Ганселло Писсаро

  • Франциско де Орельяна

  • Шарль Мари де ла Кондамин

  • Чарльз Гудийр

  • Хэнкок

  • Сергей Васильевич Лебедев

  • Карл Циглер

  • Джулио Натта

  • Борис Александрович Долгоплоск

  • Алексей Андреевич Коротков

2. Какую формулу имеют:

  • Изопреновй каучук

  • Дивиниловый каучук

  • Бутадиеновый каучук

3. Определить типы гибридизации углеродных атомов в структурном звене изопренового каучука. Каковы особенности каждого типа гибридизации

4. Составить уравнение реакций:

  • Вулканизации

  • Получения каучука по методу С.В. Лебедева

5. Что собой представляют материалы и каковы их свойства:

  • Каучук

  • Резина

  • Эбонит

  • Гуттаперча

Б). Материалы карточек для работы на уроке (одна на группу):

УРОК «ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (часть I

1. Карточка № 1 (выдается пластилин, спички, лист картона):

Почему мяч прыгает?

Почему рогатка стреляет?

Соберите фрагмент молекулы изопренового каучука

(-СН2-С=СН-СН2-)n

СН3

(не менее 2-х звеньев) и постарайтесь ответить на эти вопросы!


2. Карточка № 2

  • 1823 г. АНГЛИЯ

  • 1830 г. МАНЧЕСТЕР

  • АМЕРИКА. ЧАФФИ. «РОКСБЕРРИ»

  • НО ….

Почему? Дайте объяснение этим явлениям:


3. Карточка № 3 (выдаются образцы каучука и резины)

Какое открытие было сделано?

Какими свойствами резина отличается от каучука?


4. Карточка № 4 (выдается эбонитовая палочка)

???

КАУЧУК + ??? РЕЗИНА


Дополните схему.

Напишите фрагмент структурой формулы резины.

С сем связаны новые свойства резины?

Что такое эбонит?


УРОК «ИСТОРИЯ КАУЧУКА И РЕЗИНЫ (часть II

1 (5). Карточка № 1 (5)

Потребление каучука:

1827 г. – 3 т

1840 г. – 370 т

1870 г. – 3 600 т

1890 г. – 13 000 т

1900 г. – 53 890 т

1913 г. – 108 440 т

Средняя годовая добыча бразильского каучука: 30 000 — 40 000 т

  • Объясните причины роста потребления каучука;

  • Сформулируйте, какая проблема, связанная с каучуком, встала перед европейцами в начале XX века


2 (6). Карточка № 2 (6)

ПЕРВЫЕ

  • 1901 г. выпуск олдсмобиля мощностью в три лошадиные силы;

  • 1908 г. массовый выпуск «Модели Т»;

  • Шины, сделанные из немецкого каучука, пробегали не более 20 000 км, а из бразильского – несколько десятков тысяч;

  • 1901 г. выпуск олдсмобиля мощностью в три лошадиные силы;

  • 1908 г. массовый выпуск «Модели Т»;

  • Шины, сделанные из немецкого каучука, пробегали не более 20 000 км, а из бразильского – несколько десятков тысяч


3 (7). Карточка № 3 (7)

  • В конце 1925 г. Высший Совет Народного Хозяйства СССР объявляет конкурс;

  • 100 000 рублей;

  • 2 кг;

  • 1 января 1928 г.

  • 1927 г., Ленинград;

  • Профессор Медико-хирургической академии;

  • Этиловый спирт;

  • 1930 г., Ленинград;

  • 18 000 км;

  • 1932 г., Ярославль;

  • 1938 г., Германия;

  • 1942 г., США


4 (8). Карточка № 4 (8)

Составьте уравнения реакций, в ходе которых из крахмала получают бутадиеновый каучук (по методу Лебедева):

крахмал глюкоза спирт дивинил бутадиеновый каучук

(картофель)

В). Материалы карт домашних заданий:

1. Обязательное задание.

Заполните таблицу:

Показатель сравнения

Каучук (изопреновый, бутадиеновый, дивиниловый)

Резина

Эбонит

Состав




Строение




Свойства




Применение





2. Обязательное задание.

Составьте диаграмму «Потребление каучука. 1827 г.-1913 г.» (по материалам урока):

1827 г. – 3 т

1840 г. – 370 т

1870 г. – 3 600 т

1890 г. – 13 000 т

1900 г. – 53 890 т

1913 г. – 108 440 т

3. Задание по выбору:

Напишите эссе на тему «Научное открытие – случайность или закономерность. Слагаемые успеха в науке»

4). Список используемых источников:
  1. В. Азерников, 200 лет спустя, 1967, https://likebook.ru/books/view/42228
  2. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин, М, Дрофа, 2005

  3. М. Колтун, Мир химии, М, Детская литература, 1988

  4. Э. Хендеросон, Первые, М, ООО Издательство Астрель, ООО Издательство АСТ, 2002

  5. Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо, М, Педагогика, 1990

  6. Эбонит https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82

5). Список используемых источников изображений:

  1. Изображение сбора латекса:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6391/%D0%9A%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%A3%D0%9A каучук

  1. Изображение Колумба (картина)

https://www.topnews24.ru/readme/uploads/posts/2011-10/1318952442_kolumb.jpg

  1. Изображение Гудийра

https://www.iter.org.ua/info/images/goodyear_big.jpg

  1. Изображение Колумба (гравюра)

https://sbiblio.com/biblio/archive/vern_otkritie/images/05_clip_image012.jpg

  1. Изображение карты путешествий Колумба:

https://lealev.narod.ru/traveller/columbus.gif

  1. Изображение карты Бразилии

https://uniqueworld.ru/lib/countries/img/br/bra_map.gif

  1. Изображение реки Амазонки

https://www.wallon.ru/_ph/22/376269434.jpg

  1. Изображение Кондамина

ru.wikipedia.org/wiki/Кондамин,_Шар…

  1. Изображение листьев гевеи

https://www.eklips.kz/sites/eklips/files/img/1_1.jpg

  1. Изображение добычи каучука

https://sl.photo-traveller.net/Foto/Indonesia/Indonesia2010/278.jpg

  1. Изображение каучуковой плантации. Сушка каучука

http://checkpush.com/wpcontent/uploads/2011/11/Cauchuk.jpg

  1. Изображение кружки из эбонита:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82

  1. Изображение ластика

https://www.finsib.com/catalog/14/1724/

  1. Изображение индейца

https://fotto.ru/tag/izobrazheniya_indeytsev/wlua

  1. Изображение листьев и плодов гевеи

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Hevea_brasiliensis_-_K%C3%B6hler%E2%80%93s_MedizinalPflanzen-071.jpg

  1. Изображение сбора латекса на плантации

http://ecosportpol.ru/_mod_files/ce_images/photoalbum/givea2.jpg

  1. Изображение Москвы

http://rufact.org/media/attachments/wakawaka_wikipage/224/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C.jpg

  1. Изображение Лебедева

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Sergey_Lebedev.jpg

  1. Изображение Санкт-Петербурга

http://www.peterburg.biz/ekskursiyapetrovskiypeterburg.html

  1. Изображение велосипеда

http://motorpuls.ru/wpcontent/uploads/2012/03/reitwagen.jpg

  1. Изображение автомобиля

http://phenomenonsofhistory.com/site/wpcontent/uploads/2010/04/610514225841-793x1024.jpg

  1. Изображение аппарата для реакции вулканизации

http://4tochki.ru/picktures/uf/0_4057d_ea361459_orig.jpg

  1. Изображение автомобильного колеса

http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/04/201104081200_sh_optimo_k715.jpg

  1. Изображение каравеллы Колумба:

http://korabley.net/news/khristofor_kolumb_ego_imenem_nazvana_strana/2008-12-04-69



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 4 класса на тему «Путешествие в Спасибоград»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: