Технологическая карта урока химии на тему: «Оксиды» 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7 имени Героя России С.В.Василева» г. Брянска











Технологическая карта урока по химии

в 8 классе




«Оксиды»












подготовила

учитель химии и биологии

Кондрашова Ольга Владимировна






г. Брянск

2014




Технологическая карта урока


Учитель: Кондрашова О.В.

Класс: 8

Предметная область: химия.

Тема: Оксиды.

Автор УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Тип урока: повторение и обобщение. Комбинированный.

Цель урока: обобщить, углубить, уточнить знания учащихся о классификации и свойствах, получении и применении оксидов;

привести в систему знания учащихся; продолжить формировать понимание причинно-следственных связей (состав, строение, свойства).

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, телевизор.

Лабораторная посуда: штатив, пробирки.

Реактивы: BaO, H2O, HCl, индикатор фенолфталеин.

Использованные на уроке технологии:

  • Системно-деятельного подхода.

  • Проблемное обучение.

  • Интерактивное обучение.

Технологическая карта урока


пп

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формирование УУД (универсальных

учебных

действий)

1.

Мотивация к учебной деятельности


приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

коммуникативное

сотрудничество с учителем

2

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Постановка темы и цели урока


Предлагает загадку:

«Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед». 
Какие это вещества?



на основе прослушанной информации предлагает сделать вывод, о каком классе веществ идет речь, таким образом, определяя тему урока.


Мы определили класс веществ, с которыми будем работать на сегодняшнем уроке. Давайте попытаемся дать определение оксидам. Проверим себя (слайд 2).


Определяют класс веществ, о котором будет идти речь на уроке. Формулируют тему урока.

Предположительный ответ – оксиды.


формулируют определение данного класса











Предположительный ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород со степенью окисления -2.



Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.


3

Совместное открытие новых знаний

Выполнение задания

3 в опорном конспекте.

Составьте формулы названных в тексте оксидов. Обратите внимание на тривиальные названия.

Организовывает проверку написанного.



Как вы думаете, чем отличаются эти оксиды?

Давайте просмотрим слайд 5 нашей презентации.



На какие группы их можно разделить?

Задание № 4 опорного конспекта

(Приложение 1).

Определите место оксидов из предыдущего задания в предложенной схеме.

Организует самоконтроль.

Проговаривает Какие способы получения оксидов вы знаете?



Задание № 5 опорного конспекта.

Найдите соответствие между формулами заданных оксидов и способами их получения.

Предлагает просмотреть видеоопыты: «Горение фосфора, углерода».

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/695aa82a-e84a-fa4d-7b04-16d28ded2fbb/index.htm

Так получают оксиды в лаборатории и промышленности. А как образуются оксиды в природе? Приведите пример.





Что с ними происходит в природе?



Корректирует предположение:

«То есть оксиды вступают во взаимодействие с другими веществами с образованием новых веществ».


Как называются такие процессы?

Вспомним какие химические свойства характерны для основных и кислотных оксидов.


Перед вами оксид бария BaO, какой это оксид?

Как это доказать?

Наблюдает за работой учеников, корректирует при необходимости, направляет деятельность учащихся.



Как еще доказать, что BaO основный оксид?


Например, с оксидом фосфора (V). Назовите его формулу.

Как доказать, что P2O5 кислотный оксид?

Организовывает просмотр видеоопыта «Взаимодействие оксида фосфора P2O5 с водой» с использованием интернет-ресурса:

https://www.youtube.com/watch?v=hsQCMg26-r0

Как еще доказать, что P2O5 кислотный оксид?

Корректирует правильность написания уравнений реакции.






Вписывают формулы оксидов.

Проверяют себя. Определяют свои ошибки.









Предполагают, что эти оксиды отличаются по агрегатному состоянию, составу.




Классифицируют оксиды и заполняют схему в опорных конспектах.

Определяю, что к несолеобразущим оксидам относят: CO.

К основным: BaO.

К амфотерным: Al2O3, Fe2O3.

К кислотным: SiO2, SO2,NO2,CO2.

Проверяют себя (слайд 5).





Находят соответствие.

Проговаривают материал.

Проверяют себя по слайду презентации.

Смотрят видео.

Записывают уравнения получения оксида фосфора (V) и оксида углерода (IV)
















Предполагают, что в результате вулканической деятельности образуются оксид серы (IV) SO2 и оксид углерода (IV) CO2.




Они взаимодействуют с водой, что приводит к выпадению кислотных дождей.










Ответ:

химические реакции. Они отражают химические свойства.

Участвуют в обсуждении.




Ответ:

Основный

Взаимодействует с водой, кислотой.

Один ученик выполняет задание практически, другой пишет на доске уравнение.


Ответ:

Взаимодействует с кислотным оксидом.


P2O5



Ответ:

Взаимодействует с водой.

Просматривают видеоопыт.








Ответ: взаимодействует со щелочью. Два ученика выходят к доске и записывают уравнения реакции.


Познавательные

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

3.

Закрепление

изученного материала









Организует работу учащихся в парах.

Для систематизации и обобщения полученных знаний предлагает выполнить задание (Приложение 2).

Работают в группах по два человека.

Коммуникативные

формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)


4.


Домашнее задание



Поясняет выполнения задание.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


5.

Рефлексия

Итоги урока

Общение с учащимися:

Задает вопросы.

Я узнал(а)…

Я научился(лась)…

Открытием для меня было…

Особенно меня заинтересовало…

Делятся впечатлениями от урока

Коммуникативные

Формируем умение формулировать сои мысли









Приложение 1

Опорный конспект

«Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед».

Тема:

  1. Оксиды – это____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________.

  1. Вставьте формулы оксидов:

  • В земной коре – литосфере находятся: оксид алюминия_______ (глина), оксид кремния (IV)______ (песок) и оксид железа (III)_____.

  • Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода_______ (вода).

  • В воздухе есть оксид углерода (IV)______ (углекислый газ).

  • В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)______ (угарный газ), оксид серы (IV)______ (сернистый газ) и оксид азота (IV)________ (бурый газ).

  1. Классификация оксидов: Оксиды






  1. Найдите соответствие между заданными оксидами и способами их получения, запишите уравнения реакции:

А. горение простых веществ CaO

Б. разложение кислот Al2O3

В. разложение солей P2O5

Г. разложение оснований SO2

Д. горение сложных веществ CO2

Приведите примеры получения оксидов в природе:

  1. Химические свойства оксидов

основные оксиды кислотные оксиды

а) реагируют с водой если, а) реагируют с водой (кроме SiO2);

при этом образуется щелочь; б) реагируют с основными оксидами;

б) реагируют с кислотными оксидами; в) реагируют со щелочами.

в) реагируют с кислотами.

BaO + …→ Ba(OH)2 P2O5 +… → H3PO4

+ HCl→ BaCl2+… … + NaOH→ Na3PO4 + …

BaO + … Ba3(PO4)2

  1. Домашнее задание: https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_02.swf

Творческое задание. Оксиды в руках художника становятся пигментами красок.

Обязательными компонентами краски являются окрашивающее вещество – пигмент и связующее.

Вам предлагаются цвета красок (зеленый, белый, желтый, синий, оранжевый, коричневый) определите, какой из оксидов является пигментом.

Исследовательскую работу оформите по плану.

1. Определите, какой оксид является пигментом данного цвета.

2. Составьте формулу оксида, дать ему характеристику.

3. Область применения таких красок.

4. Получение оксида – пигмента.

5. Представьте картину(-ы) известных художников, где ярко выражено использование красок, в состав которых входит рассматриваемый пигмент.

Приложени 2

Вариант 1

Составьте уравнения практически осуществимых реакций.

Из букв соответствующих химическим свойствам кислотных оксидов (вариант 1) составьте название одного из классов неорганических веществ:□□□□, а из букв соответствующих химическим свойствам основных оксидов (вариант 2) – название продукта горения древесины: □□□□.

  1. SO3 + Na2O →_________________________ С

  2. CuO + H2O→_________________________ М

  3. SiO2+ NaOH→________________________ O

  4. SiO2+H2O→__________________________ P

  5. CaO+H2O→__________________________ З

  6. N2O5+ H2O→_________________________ Л

  7. FeO+ H2O→__________________________ Т

  8. CO2+ CaO →_________________________ И

  9. Na2O + H2O→________________________ О

  10. SiO2+ CO2__________________________ П

  11. FeO+ CO2__________________________ Л

  12. K2O+MgO→ _________________________ H

  13. CuO+ Ca(OH)2______________________ К

  14. K2O+H2SO4_________________________ А

  15. СuO+ K2O →__________________________ A

  16. CO2+ H2SO4→_________________________ E


Вариант 2

Составьте уравнения практически осуществимых реакций.

Из букв соответствующих химическим свойствам кислотных оксидов (вариант 1) составьте название одного из классов неорганических веществ:□□□□, а из букв соответствующих химическим свойствам основных оксидов (вариант 2) – название продукта горения древесины: □□□□.

  1. SO3 + Na2O →_________________________ С

  2. CuO + H2O→_________________________ М

  3. SiO2+ NaOH→________________________ O

  4. SiO2+H2O→__________________________ P

  5. CaO+H2O→__________________________ З

  6. N2O5+ H2O→_________________________ Л

  7. FeO+ H2O→__________________________ Т

  8. CO2+ CaO →_________________________ И

  9. Na2O + H2O→________________________ О

  10. SiO2+ CO2__________________________ П

  11. FeO+ CO2__________________________ Л

  12. K2O+MgO→ _________________________ H

  13. CuO+ Ca(OH)2______________________ К

  14. K2O+H2SO4_________________________ А

  15. СuO+ K2O →__________________________ A

  16. CO2+ H2SO4→_________________________ E


Список использованной литературы

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия.8 класс. Неорганическая химия – 15-ое изд. М., 2011.

  2. Габриелян О.С. Химия.8 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений – 16-ое изд., стереотип.-М.,2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm


  1. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/695aa82a-e84a-fa4d-7b04-16d28ded2fbb/index.htm


  1. https://www.youtube.com/watch?v=hsQCMg26-r0


4. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_40_02.swf




Свежие документы:  Урок по теме: "Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: