Урок химии в 8 классе по теме «Химические свойства оксидов»


Чиркова Марина Юрьевна

МБОУ СОШ № 22

Г. Узловая Тульской обл.

Тема урока: «Химические свойства оксидов»

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: Научить учащихся записывать реакции химических свойств оксидов.

Задачи урока:

  1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме.

  2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.

  3. Проговорить схему «словами».

  4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.

  5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

План урока:

  1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.

  2. Повторение опорных знаний о классификации оксидов.

  3. Работа по блок-схеме:

    • устная (проговаривание свойств «словами»);

    • письменная (составление химических реакций по схеме).

  4. Закрепление материала.

Ход урока.

1-й этап урока

РАБОТА С ОПОРНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с очень важными соединениями — оксидами.

Некоторые сведения о них вы уже имеете и, надеюсь, легко ответите на мои вопросы.

Вопросы:

  1. Оксиды — это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите, почему вы так думаете.

  2. Дайте определение оксидов.

  3. В каком агрегатном состоянии можно встретить оксиды? Приведите примеры.

  4. Какие виды оксидов вы знаете?

У каждого из вас на столе лежит лист контроля. Ваше первое задание – игра «Крестики-нолики».

Теперь рассмотрим данную схему. Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете немного позже.

Химические свойства оксидов


Оксиды





Основные

Н2О

Кислотные




Основания


Кислоты




(соль + Н2О)


(соль + Н2О)





Друг с другом






Соль



2-й этап урока

УСТНАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ

Учитель: Почему одни оксиды называют кислотными, а другие — основными?

Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах — металл.

Учитель: Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?

  • Кислотные

  • Основные

Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?

По всей видимости, они сами образуют эти вещества.

Учитель: Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?

Учащиеся отвечают, что это вода.

Учитель: Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные — с водой образуют основания, поэтому они так и называются.

Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?

  • Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.

  • Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.

Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.

Учитель: И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?

Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.

Учитель: Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!

(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)

После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.


3-й этап урока

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения свойств оксидов, давайте вспомним, как мы узнаем кислоты, основания и соли?

  • Учащиеся дают определения кислот, оснований и солей.

  • Проводится быстрая игра «Найдите лишнее»

Учитель: Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:

СО2 → Н2СО3

SО2 H2SО3

SО3 → Н2SО4

N2О5HNO3

P2О5H3PO4

Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:

Na2ONaOH

CaOCa(OH)2

Al2O3 → Al(OH)3

FeO → Fe(OH)2

Fe2O3Fe(OH)3

Как вы думаете, почему так происходит?

Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.

Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3

Учитель: А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.

СаО + Н2OCa(OH)2

(Осн. оксид + вода = основание)

СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O

(Осн. оксид + кислота = соль + вода)

SO3 + H2OH2SO4

(Кисл. оксид + вода = кислота)

SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O

(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)

СаО + SO3 → CaSO4

(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)

Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:

1 вариант

2 вариант

a) SO2

б) Na2O

a) MgO

б) CO2

Можно разрешить пользоваться схемой, зарисованной в тетрадь.


Заключение:

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.


Домашнее задание:

Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.

5


Свежие документы:  Урок для 9 класса «КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: