Урок химии в 9 классе «Качественное определение ионов металлов в воде реки Лысьва»


Урок химии в 9-м классе. «Качественное определение ионов металлов в воде реки Лысьва»

Учитель химии: Шилоносова Елена Леонидовна

Образовательная цель урока:  актуализировать знания учащихся по определению ионов металлов с помощью качественных реакций.

Деятельностная цель: отработать умение качественного определения ионов металлов через выполнение компетентностно — ориентированного задания.

Задачи:

  • Образовательные:

    • повторить понятия качественные реакции, индикаторы;

    • формировать умения учащихся применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни;

  • Развивающие:

    • формировать у учащихся рациональные приемы мышления – анализ, сравнение.

  • Воспитательные:

    • прививать желание учиться активно;

    • научить самостоятельно работать, чтобы успешно сдать экзамен в 9 классе.

Форма урока: химический практикум.

Ход урока

Ход урока:

  1. Организационный момент ( презентация) слайд 1.

  2. Мотивационный этап урока — введение в проблему — слайд 2.

Знаете ли вы, что ресурсные возможности нашего организма неограниченны, и мы можем, прожить не 50, 90 и даже не 100 лет, а намного больше!

  1. Как вы думаете, от чего зависит продолжительность жизни?

  1. Что вы понимаете под понятием экологическая среда? слайд 3.

  2. Давайте поговорим только об одном из них, самом распространённом и самом важном для нашей жизни. О воде. слайд 4.

Уже всем давно известно, что неочищенная вода в открытых водоёмах может содержать огромное количество вредных химических соединений.

Перед вами на слайде самые распространённые и опасные из них. слайд 5.

Причём большее количество из них соли тяжёлых металлов.

Как вы думаете можно ли пить неочищенную воду из реки Лысьва? слайд 6.

Ответы учеников. (А вы можете ответить, почему?)

Давайте (убедимся) опытным путём ответим на этот вопрос. слайд 7.

Тема нашего урока: Качественное определение ионов металлов в воде реки Лысьва.

Одним из самых распространённых и доступных методов определения качественного состава воды является метод осаждения. Этот метод активно используется в химических лабораториях завода «Полистил». слайд 8.

Какая справочная таблица нам необходима для определения реакций на осаждение. С помощью какого иона мы можем осадить все ионы металлов.

(-ОН ) Какое вещество содержит такой ион среди ваших реактивов. (NaOH)

Но есть и специфические реактивы.

Ваша задача определить есть ли в воде реки Лысьва вредные соединения. слайд 9,10.

Вам даны пробы воды с разных участков реки, реактивы, таблица для идентификации, инструктаж по Т.Б.

Задача каждой группы определить есть ли в воде вредные вещества, и какие именно?

Результаты вы заносите в таблицу по идентификации, если вещество присутствует, ставите знак (+) записываете уравнение прошедшей химической реакции в молекулярном и ионном виде, затем ионное уравнение на доску. слайд 11.

Определяемый ион

Результат определения

Реактив на ион

Результат определения(+)

Pb2+ Cl2

Белый осадок



Hg2+ SO4

Белый студенистый осадок



Zn2+ SO4

Зеленоватый осадок, который

со временем буреет



MnSO4

Осадок бурого цвета



CuSO4

Синий осадок



Давайте вернёмся к нашему вопросу. Можно ли пить неочищенную воду из реки Лысьва? слайд 12,13.

А теперь, посмотрите, какое вредное влияние могут оказать на организм человека ионы металлов, которые вы определили в воде реки Лысьва.

Слайды о металлах 14,15,16.

Как можно оградить себя от этого вредного воздействия?

Ответы детей.

В промышленных масштабах её очищают на специализированных очистных сооружениях нашего города. А в быту? слайд 17,18,19.

Ответы детей.

Наш урок заканчивается, а итог урока я предлагаю подвести с помощью интересного метода: который называется «метод пяти пальцев»

Метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту ) слайд 20.

М (мизинец) – мысли, знания, информация. Мыслительный процесс.

Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

Б ( безымянный ) – близость к цели. Что я сегодня сделал и чего я достиг?

С (средний палец ) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение. Что было связано с положительными эмоциями?

У ( указательный ) – услуга, помощь. Сотрудничество. Чем я сегодня помог другим?

Б ( большой палец ) – бодрость, физическое состояние. Что я сделал для своего здоровья?

Оценки за урок вы узнаете после проверки ваших работ на следующем уроке.

слайд 21.

 101682051224 Ваш материал уже опубликован и доступен по адресу:https://infourok.ru/material.html?mid=101682

Свежие документы:  Тест на тему "Кислоты, оксиды, основания, соли"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: