Урок — исследование «Химия в быту»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области














Методическая разработка урока-исследования

на тему: «Химия в быту»












Выполнил:

Харченко Евгения Петровна,

учитель химии МОУ СОШ №1

г. Алексеевки















Алексеевка, 2011


Эпиграф:

«Разве вы не видите,

что перед вами весы, на одной чаше

которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность».

В. Гюго


Тип урока: Учебное занятие по организации исследовательской работы на уроке


Цели:

  1. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, изучаемого на уроках химии.

  2. Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы она воспитывала самостоятельность, трудолюбие, добросовестность, уважительное отношение к окружающим людям и самому себе.

  3. Помочь учащимся в овладении умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.


Оборудование:

  1. Карточки задания для учащихся.

  2. Персональный компьютер.


Этапы урока:

  1. Организационный этап:

  • Озвучивание темы урока.

  • Постановка цели урока.

  • Постановка проблемы:

Химия в повседневной жизни – добро или зло для человека?


  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

    1. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа с группами. Обсуждение подготовленной информации группами обучающихся.


Группа

Задания

1

Тема: «Чистота и здоровье»

Цели:

  1. Создать условия для актуализации потребности изучения состава и свойств как современных, так и старинных средств гигиены.

  2. Доказать, что знание химии позволяет более грамотно выбирать средства гигиены.

Задачи:

  1. Провести опрос среди одиннадцатиклассников, что они знают о средствах гигиены.

  2. Организовать работу с дополнительным материалом (печатные издания, ИНТЕРНЕТ).

Проблема:

Средства гигиены – польза или вред?

Гипотеза:

Средства гигиены позволяют сохранить здоровье человека.

Задание №1

Все твердые туалетные мыла изготовлены на основе нитриевых солей высших жирных кислот. Но людям с повышенной жирностью кожи лица и головы врачи – дерматологи рекомендуют умываться и мыть голову жидким мылом, которое изготавливают из калиевых солей жирных кислот или препаратом, которое продается в аптеках под названием «зеленое мыло» и представляет собой чистое калийное мыло без ароматизаторов. Как это можно объяснить?


Задание №2

Дезодоранты по принципу действия делятся на два типа. Одни содержат бактерицидные вещества, уничтожающие микроорганизмы и таким образом тормозящие бактериальное разложение пота. Препараты второго типа содержат вещества, взаимодействующие с компонентами пота с образованием нерастворимых соединений, которые закрывают каналы потовых желез и таким образом уменьшают потовыделение (например, алюмокалиевые квасцы КАI(SO4) * 12 Н2О, формальдегид СН2 = О).

Определите, какому способу можно отнестиописанные приемы борьбы с запахом пота – к биологическому, химическому или химико – биологическому?. И какой из описанных способов можно считать более физиологичным?


Задание №3

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие женщины мыли волосы процеженным настоем древесной золы. И сейчас иногда в деревнях принято мыться в бане и мыть голову хотя и с мылом, но не чистой водой, а настоем золы. Особенно это распространено там, где пользуются не речной, а колодезной водой. Как можно объяснить применение золы для этих целей?

2

Группа №2

Тема: «Салон красоты»

Цели:

  1. Создать условия для актуализации потребности изучения состава и свойств некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики.

  2. Обеспечить развитие у школьников умений грамотно использовать препараты гигиенической, лечебной и декоративной косметики

Задачи:

  1. Провести теоретическое исследование состава и свойств различных средств гигиены.

  1. Изучить приемы грамотного использования препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики

Проблема:

Косметические средства приносят пользу или вред?

Гипотеза:

Средства гигиены позволяют сохранить здоровье человека.


Задание №1

Представьте, что вы решили заняться производством губной помады. Основу губных помад составляют природные воски или их синтетические аналоги. Воски относятся к классу липидов и являются сложными эфирами высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов. Имеющееся у вас сырье позволяет изготовить помаду одного из двух составов. В основе первого – пчелиный воск – природная смесь, основной компонент которой – эфир пальмитиновой кислоты С15Н31СООН, и миристинового спирта СН3(СН2)12СН2ОН, второго – синтетические эфиры пальмитиновой кислоты и цетилового С16Н33ОН и стеарилового С17Н35ОН спиртов. Себестоимость производства помады по каждой из рецептур примерно одинакова. Какой рецепт вы выберете, если предполагается основной объем продукции реализовывать в южных районах?

Это особенно важно в условиях жаркого климата, где помада может плавиться и терять товарный вид при хранении. Поэтому следует предпочесть те компоненты, у которых более высокие температуры


Задание №2

Лосьоны для очистки кожи лица – один из самых распространенных косметических препаратов. Производители, рекламируя свой товар, уверяют нас, что он содержит уникальные вещества, обладающие особыми очищающими свойствами. Предложите свой состав лосьона.


Задание №3

В старинных рецептах для очистки кожи лица рекомендуют применять отруби, так как в настоящее время установлено, что в них содержатся кератолитические ферменты. Как по вашему мнению, эффективнее пользоваться этим старинным средство: размешать в теплой воде и нанести на лицо или сначала заварить кипятком и только после этого наносить на кожу?



3

Тема: «Капитальный ремонт»

Цели:

1. Помочь учащимся узнать состав и свойства некоторых строительных материалов.

2. Обеспечить развитие у школьников умений использовать знания для решения бытовых проблем и извлекать прикладную информацию из дополнительной литературы, ИНТЕРНЕТа.

Задачи:

  1. Провести опрос среди одиннадцатиклассников. что они знают о строительных материалах.

  2. Провести исследование многообразия и применение в быту различных строительных материалов.

Проблема:

Умеем ли мы грамотно выбирать строительные материалы?

Гипотеза:

Разнообразие строительных материалов делает жизнь человека более комфортной.

4

Тема: «Папа купил автомобиль»

Цели:

1.Познакомиться с решениями некоторых проблем, возникающих при эксплуатации автомобиля.

2.Актуализировать потребность исследования проблемы автомобилиста глазами химика.

Задачи:

  1. Провести исследование проблем обслуживания автомобиля.

Проблема:

Надо ли знать химию владельцу автомобиля?

Гипотеза:

Знания химии дает возможность автомобилисту сделает свою жизнь более комфортной.


Задание №1

Накачивание автомобильных камер – процесс чисто физический. Но почему желательно в мороз сильнее накачивать камеры, а с наступлением теплой погоды немного их спускать.


Задание №2

Во время длительного автопробега по лесным дорогам нам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно смягчить воду для радиатора в походных условиях, не имея под рукой никаких реактивов?


Задание №3

Заполнение радиатора автомобиля водой на первый взгляд кажется очень простым делом, но в нем есть немало тонкостей. Например, тосолом нельзя заполнять радиатор доверху. В радиатор необходимо периодически добавлять дистиллированную воду. Почему?


5

Тема: «Химия в консервной банке»

Цели:

1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с химическими процессами, происходящими при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья.

Задача:

Провести исследование особенностей безопасного домашнего консервирования.

Проблема:

Возможно ли разнообразить питание с помощью консервированных продуктов без ущерба для здоровья?

Гипотеза:

Консервированные продукты — качественные и полноценные продукты питания.


Задание №1

Почему при заквашивании капусты с большим количеством соли она иногда значительно хуже сохраняется, чем при добавлении очень малых количеств соли, — ведь соль является консервантом?


Задание №2

Некоторые хозяйки перед варкой варенья обрабатывают кислые яблоки, например, антоновские, слабым раствором пищевой соды. Это делается для того, чтобы яблоки не потемнели и не разварились. Как это отразится на пищевой ценности варенья?


Задание №3

Самой лучшей посудой для варки варенья издавна считаются неглубокие медные тазы. Какими свойствами меди – химическими или физическими – это объясняется?



3) Этап обобщения и систематизации.

3.1 Оформление результатов исследования в форме презентаций.

3.2 Защита исследовательских работ учащимися:

4) Этап контроля и самоконтроля


Рейтинговая карточка оценивания результатов

участников конференции

Группы обучающихся заполняют рейтинговую карточку:


Критерии

оценки

1 группа

Чистота и здоровье человека

2 группа

Салон красоты

3 группа

Капитальный ремонт

4 группа

Папа купил автомобиль

5 группа

Химия в консервной банке

Актуальность

темы






Доступность

изложения

материала






Умение

анализировать,

делать выводы






Творчество

и наличие аргументирован-

ной точки зрения






Культура речи

и ответов на вопросы







5) Этап информации о домашнем задании.


6) Этап подведения итогов учебного занятия

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


7) Этап рефлексии.

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем, предлагая ответить на вопросы:

  1. Что мы узнали сегодня нового?

  2. Что было непонятно?

  3. Что мы научились выполнять?

  4. Какие были затруднения?

  5. Что показалось самым интересным?

  6. Что удивило вас?

    Спасибо за  сотрудничество!

Используемая литература


Литература для учителя:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М., Просвещение, 1983 г.

  2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М., Просвещение, 1977г.

  3. Войтович В.А. Химия в быту. М., Знание, 1980г.

  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л., Химия, 1978 г.

Литература для учащихся:

  1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М., Просвещение, 1977 г.

  2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики. М., Химия, 1979 г.

  3. Неорганическая химия Энциклопедия школьника. Под ред. М.А.Прокофьева. М., Советская энциклопедия, 1975 г.

  4. Шкуро Д.И. Забавная химия. Л., Детская литература, 1976 г.

  5. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М., Химия, 1984



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. Изменение глагола по временам"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: