Урок «Сложные эфиры», 10 класс



Урок по теме «Сложные эфиры»

Цель урока:

  • Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.

  • Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.

  • Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие .

2. Проверка готовности учащихся к уроку.


II. Проверка знаний учащихся.

1 ряд. Дайте определение и укажите общую формулу спиртов. Запишите формулы 5-ти первых представителей гомологического ряда одноатомных спиртов.

2 ряд Дайте определение и укажите общую формулу карбоновых кислот. Запишите формулы 5-ти первых представителей гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот.

3 ряд.


( у доски по одному представителю от ряда)


Учитель. К какому классу относится конечный продукт превращений в цепочке, которую осуществлял 3 ряд. При взаимодействии, каких классов веществ он образуется?


III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (См. слайд № 1)

Тема урока: «Сложные эфиры».

2. Сообщение цели урока. (См. слайд №2)

3. Реакция этерификации. (См. слайд № 4,5)


4. Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение. (См. слайд № 6)


5. Далее составляем на доске общую формулу сложных эфиров, образованных предельными одноосновными карбоновыми кислотами и предельными одноосновными спиртами: Сп Н2п О.


6. Объясняем принцип построения названий сложных эфиров:

По систематической номенклатуре названия сложных эфиров образуются путем прибавления к названию аниона кислоты приставки с названием УВ радикала спирта. Название аниона кислоты оканчивается на –ат или –оат.


НАЗВАНИЕ СЛОЖНОГО ЭФИРА

название УВ радикала спирта + название аниона кислоты (-ат)


С3Н7 – СООСН3

метилбутират или метилбутаноат


(слайд № 7)


7. Изомерия сложных эфиров. Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида).

1-й вид – изомерия углеродного скелета , 2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки, 3-й вид — межклассовая изомерия.

8. Работа с учебником (с.196-197)

Учащиеся готовят ответы на вопросы:

  1. Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. Растворяются ли они в воде? Ответ поясните.

  2. Ознакомьтесь с таблицей специфические запахи сложных эфиров (слайд №8,9).

  3. Что называется восками?

  4. Каково применение сложных эфиров? На основе, каких свойств используют сложные эфиры? (См. слайд № 10)

  1. Химические свойства сложных эфиров.

    • Характерное свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:

R C OOR* + HOH RCOOH +R*OH

Установление этого равновесия катализируется кислотами.

    • В присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца:

RCO2R* + NaOH —> RCO2Na + R* OH

    • Реакция восстановления.

R C OOR* + Н2 = RCH2OH +HOR*

    • Реакция горения. Самостоятельно запишите реакцию горения этилацетата.

  1. Закрепление.

Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 196. По формуле составить уравнение реакции: I вариант – получение бутиловогоэфира масляной кислоты, II вариант – этилового эфира масляной кислоты. (См. слайд №11)

  1. Итог.

  2. Дом. задание п. 21 у.10,11 и задача в тетради.

Какую массу этилацетата можно получить при взаимодействии этанола массой 1,61 г и уксусной кислоты массой 1,80г, массовая доля выхода эфира равна 75%.




















Используемая литература.


Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Звучит романса звук прелестный" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: