Н.И. Сидорова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300- летию М.В. Ломоносова
Игра « Счастливый случай» по теме
« ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ПОМОРСКОЙ»
Цель: познакомить с жизнью и научными достижениями М.В. Ломоносова, прививать интерес к изучению родной истории.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова;
подчеркнуть значение его работ в становлении атомно-молекулярного учения, развитии химии, физики, астрономии, возрождении мозаичного искусства в России;
закрепить и систематизировать полученные ранее на уроках природоведения, физики, химии знания о веществах, явлениях;
провести сопоставление теоретического и практического материала.
Развивающие:
развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;
совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторных опытов;
развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
развивать желание учиться активно;
развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;
развивать любовь к химии и научным исследованиям;
создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Ход мероприятия
Дорогие, друзья, отгадайте имя нашего известного земляка:
«Мать-крестьянка, отец-рыбак, а сын над всем миром царствует?». Кто это?
Правильно, это Михаил Васильевич Ломоносов.
А Михайло Ломоносов
Всем сородичам пример.
Он явился – нет вопросов,
Он в науке – пионер.
Из Курострова в науку
Он пешком ушёл в поход,
А сегодня вся наука
К Ломоносову идёт.
И в его село с почтеньем
Шлют гонцов из разных стран,
Потому что его чтенья –
Светлый праздник северян.
Сегодня наша игра посвящается великому помору – Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Н.И. Сидорова
Гейм 1 « Загадочный»
|
| 1 | К | Л | Я | К | С | А |
| |
|
| 2 | Д | В | О | Й | К | А |
|
|
|
|
|
| 3 | М | Е | Д | А | Л | Ь |
|
|
| 4 | Л | О | Д | Ы | Р | Ь |
|
|
| 5 | Л | Е | Н | Ь |
|
|
|
|
| 6 | М | О | Л | О | Д | Е | Ц |
|
|
Г | Л | О | Б | У | С |
|
|
|
|
|
8 | Г | Р | А | М | О | Т | А |
|
|
|
|
|
|
| 9 | В | О | Р | О | Н |
|
Разгадайте кроссворд
1.Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)
2.Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)
3. Тот в школе много достиг,
Кто 10 лет трудился.
Он ею будет награжден,
Коль многого добился.
(Медаль)
4. Не колода и не пень,
А лежит целый день.
(Лодырь)
5. Слаще мёда, мягче пуха.
— Отдохни! — всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.
(Лень)
6.Буквы пляшут и смеются,
Почему-то не даются…
Написал я наконец.
Учитель скажет – …(молодец).
7. Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай.
(Глобус)
Н.И. Сидорова
8. Ее вручают лишь тому,
Кто будет год стараться,
Пятерки получать,
Отлично заниматься.
(Грамота)
9. Посмотрела я в окошко
И задумалась немножко
Вдруг кричат со всех сторон
Перестань ловить…(ворон).
Гейм 2 « Вопросы»
1 команда
С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? | С десяти лет | |
2 | Как звали родителей М.В.Ломоносова? | Отец – Василий, мать – Елена |
3 | В каком году Ломоносов отправляется в Москву? | 1730 году |
4 | Сколько лет было Михаилу, когда он сел за парту Славяно-греко-латинской академии? | 19 лет,
|
5 | Сколько лет учился Ломоносов? | 10 лет |
6 | Назовите любимое детище Ломоносова | МГУ |
7 | Продолжите слова Ломоносова “всего труднее для учащихся” | леность, нерадивость |
8 | Как относился Ломоносов к второгодникам | хорошо |
9 | Какой язык во времена М.В.Ломоносова считался международным? | латинский |
10 | Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по профессии? | Химик |
11 | Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии? | Рихман |
12 | Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым? | смальта |
13 | Современное название места рождения М.В.Ломоносова? | Село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области |
14 | Наука, которой Ломоносов предсказывал великое будущее. | Химия
|
15 | Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? | Полтавская баталия». Сделана из стеклянной мозаики |
Н.И. Сидорова
2 команда
Как звали единственную оставшуюся в живых дочь М.В.Ломоносова? | Елена | |
2 | С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? | В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук |
3 | Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? | Славяно-греко-латинская академия |
4 | Какова была его стипендия в Славяно-греко-латинской академии? | 3 копейки в день
|
5 | Как называлась школа, в которой учился Ломоносов? | Спасские школы |
6 | Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? | Химию |
7 | Название какой науки впервые ввёл Ломоносов? | физическая химия |
8 | В каком году был основан Московский университет? | В 1755 году. |
9 | Духовное звание некоторых преподавателей Ломоносова.
| Монах |
10 | Что означало во времена Ломоносова слово “ревность” | усердие |
11 | Разновидность живописи, использованная Ломоносовым | Мозайка |
12 | В каком году родился М.В.Ломоносов? | 19 ноября 1711 г |
13 | Любимый герои-личность для М.В. Ломоносова? | Петр 1 |
15 | Кто автор фразы:»Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». | Ломоносов |
Гейм 3 « Кубики»
В виде пирамидки выложены 10 кубиков с буквами, на них зашифровано слово «Мозаика +М +В +Л». Задача обеих команд — составить самые
длинные слова. ( Зимовка, мимоза, мозаика, вокзал).
Л | В | А | |
З | А | И | О |
М | К |
|
|
Н.И. Сидорова
Геим 4 « Лаборатория»
В руках у ведущего находятся гвоздь и спичка — предметы, связанные с заданиями. Командам предлагается определиться — какой предмет они возьмут: гвоздь или спичку.
ГВОЗДЬ
1.М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон”.
О получении какого газа при действии кислот (“кислотные спирты”) на железо, цинк и др. металлы идет речь?
Ответ: Водород
СПИЧКА
2. В 1749 г. М.В. Ломоносов написал диссертацию “О рождении в природе …..”.
В Cредние века в Европе отскабливание этого вещества с глиняных стен домов было королевской привилегией. Стены делались из животных отбросов, садовой земли, смешанных с известью, глиной и соломой. Со временем на стенах появились белые налеты этого вещества. Шведские крестьяне, например, были обязаны платить часть своего оброка этим веществом.
Так называли в прошлом нитрат калия KNO3. Это вещество носило в России и другое название — “ямчуг”, от слова “яма”. В ямах заготавливали сырье для производства KNO3: навоз, мочу, строительный мусор, остатки растений и др. Это вещество образовывалось через два-три года в результате естественных биохимических процессов. О каком веществе идет речь?
Подсказка: выданный предмет связан с ответом.
Ответ: Селитра.
Гейм 5 « Смекалка»
Ребусы по химии про химические элементы.
Химические элементы:Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.
Н.И. Сидорова
Гейм 6 « Полиглот»
М. В. Ломоносов владел 10-ю языками очень хорошо. Из предложенного списка выберите правильные.
португальский | польский | |
латинский | церковно-славянский | английский |
немецкий | итальянский | испанский |
финский | греческий | шведский |
китайский | японский | французский |
Ответ: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский
Гейм 7 «Заморочки из бочки»
1.О какой отрасли знаний М.В.Ломоносов сказал: «…Почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно…» (о математике)
2. В 1761 Ломоносов наблюдал редкое астрономическое явление—прохождение Венеры по диску Солнца — и открыл…..( атмосферу Венеры )
3.»Между Петром I и Екатериной II он (Ломоносов) один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»,- сказал о М.В.Ломоносове… (А.С.Пушкин)
4. Достоевский писал: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: ……….., ………и …………..» .
(Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь).
5. Кому принадлежат слова: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим»?
(В.Г.Белинский.)
6. Все выдающиеся русские люди высоко ценили М.Ломоносова. Один из них писал : «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрёшь»( Радищев)
Н.И. Сидорова
Гейм 8 « М.В. Ломоносов и правители»
М.В. Ломоносов прожил неполных 54 года и за этот период сменилось 8 правителей. Расставьте правителей в порядке их правления.
Анна Иоанновна | Елизавета Петровна | Екатерина II Великая | |
Екатерина I
| Петр II | Иоанн VI | Петр III |
Ответ:
1)Петр I Великий 2)Екатерина I 3)Петр II
4) Анна Иоанновна 5)Иоанн VI 6) Елизавета Петровна
7)Петр III 8)Екатерина II Великая
Гейм 9 « Черный ящик»
1.Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Позже в Петербурге был построен завод.
Что в чёрном ящике? ( Фарфор).
2. В черном ящике находится знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым.
О чем речь? ( Ночезрительная труба).
Геим 10 « Гонка за лидером»
Слова-перевертыши, связанные с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова.
1Латинский 2. Дьячок 3. Смальта 4. Мозайка 5.Рихман 6. Монах 7. Химик 8.Чаика 9. Мишанинская 10. Фарфор 11.Елена 12. Стихи 13. Сивкова |
Н.И. Сидорова
Стихотворение «М. Ломоносов» Н. Рыжова
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайла Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайла Ломоносов
Родившейся под северной звездой.
Жюри подводит итоги, награждение команд
Литература
1.Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. -М.: Просвещение, 1960 г.
2.Гений из Поморья : к 300-летию М.В. Ломоносова : [биогр. очерк, посвящ. гл. фактам из жизни М.В. Ломоносова, причинам, которые имели влияние на развитие характера ученого : из книги «Труды Архангельского статистического комитета за 1865 год»] // Слово. — 2007. — № 1. — С. 91–103. — (Великие соотечественники).
3.Кархофф, Б. От Ломоносова и Пастернака до наших дней : Михаил Васильевич Ломоносов в Марбурге / Б. Кархофф // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2005. — № 5. — С.147–155. — (К 250-летию Московского университета). — Библиогр.: с. 155 (20 назв.).
4.Лебедев, Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. — М. : Фонд поддержки эконом. развития стран СНГ, 2008. — 752 с. — (Серия «Ломоносовская библиотека»).
5.Мастера русской историографии: Михаил Васильевич Ломоносов : (1711-1765) // Исторический архив. — 2009. — № 2. — С. 195–210. — (Фотолетопись).
6.Мельников, Л. Гений и везенье – две вещи совместимые, или Жизнь Михайлы Ломоносова / Лев Мельников // Наука и религия. — 2005. — № 1. — С. 14–17. — (Сыны Отечества).
7.Сибирцев, И. М. К биографическим сведениям о М.В. Ломоносове (Его жизнь на родине) / И. М. Сибирцев // Иустин Михайлович Сибирцев : труды, творч. биогр., библиогр. / Арханг. обл. науч. ордена «Знак Почета» б-ка ; ПГУ ; [сост. Е. И. Тропичева ; науч. ред. Н. А. Шумилов]. — Архангельск : Помор. ун-т, 2007. — С. 248–279. — (Серия «Северная библиотека»).