Внеклассное мероприятие «Химия — наука чудес и превращений»


Внеклассное мероприятие «Химия — наука чудес и превращений»

(НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)


 Интерес к химии как науке, нужно развивать не с 8 класса, а как можно раньше. Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес и превращений» мы проводим в школе для учащихся 4-7 классов во время месячника естественных наук. Урок помогают проводить учащиеся 9-10 классов. Дети после таких уроков с интересом ждут изучения новой для них науки — химии.
 Цели мероприятия: Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить значение химической науки; показать ее связь с другими естественными науками.


Ведущий 1. : Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы — кабинет химии. Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса — они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука — вот истинная волшебница.
Химия — наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это — химические явления.
Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Чудесные превращения сегодня вам предлагают посмотреть ученики 9-х класса.

2 ведущий : Что же такое химия? Химия — это наука о веществах, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Сама природа является объектом естествознания. Таким образом, химия относится к естественным наукам. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Благодаря работам ученых и специалистов-практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит еще исследовать вам.

 1 ведущий
Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!

2 ведущий:
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.

1 ведущий: Ну что, начнём.

Свежие документы:  Применение ИКТ на уроках математики

2 ведущий. А с чего?

1 ведущий. А начнём мы с металлов? Скажите ребята, можно ли железный нож сделать медным? А вот я умею. И поможет мне в этом вот этот красивая тёмно-голубая жидкость.(Опыт «Золотой нож»)

2 ведущий. А еще у нас есть металл, который исчезает, если его бросить в воду и превращает её в малиновый сироп (Опыт «Взаимодействие натрия с водой»).

1 ведущий. Жарко здесь. Хочу я пить.

У кого б воды спросить?

                    Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

2 ведущий. Братцы, мне нужна корова. Молочка хочу парного.



Выходит учительница, в руках у нее большая колба с жидкостью.

 

Учительница:   Вы пить хотите? А я тоже немного волшебница.

У меня есть волшебная колба.

                               В колбе сказочная жидкость,

                               чудеса мне по плечу,

я ведь химии учу.

                               Подставляйте-ка стаканы

                               опыт точно проведу,

вот газировка,

                              вот парное молоко, получилось

                              очень ловко.

(В колбе серная кислота, стаканы смочены растворами хлорида бария и гидроксида натрия)


  1 ведущий                Я еще не то умею,

                              Из песка полезут змеи.

                              Страшные, кусачие

                              От страха не заплачете?

                              Не боитесь? Ну, смотрите

                              Не все сразу, подождите

                              Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть.

 (На асбестированной сетке лежит таблетка сухого горючего, на которой находятся две таблетки норсульфазола. Ученик поджигает сухое горючее и из таблеток начинают «выползать змеи».)


«Змея» зеленая… Спрессованный столбик из смеси вещества оранжевого цвета и двух бесцветных органического и неорганического веществ, смоченный водой и высушенный на воздухе, поджигают с одного конца. Что происходит? Дайте объяснение наблюдаемому явлению и приведите уравнение реакции.

Опыт 3. Способ изготовления смеси для дихроматной «змеи» включает смешивания порошков 1 гр. дихромата аммония, 2 гр. нитрата аммония и 1 гр. сахарной пудры. Эту смесь смачиваем водой, лепим из неё палочку или столбик и сушим на воздухе. Если палочку поджечь из неё в разные стороны поползут черно-зеленые «змеи». При этом происходят следующие реакции:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4Н2О

NH4 NO3 = N2О + 2Н2О

C12H22O11 + 6O2 = 6CO2 + 11Н2О + 6C

При разложении дихромата аммония образуется азот, водяной пар и зеленый оксид хрома(III). Реакция протекает с выделением теплоты. В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ — оксид диазота, который уже при слабом нагревании разлагается на кислород и азот. А горение сахара дает еще один газ- диоксид углерода, вдобавок происходит обугливание — выделение углерода. Много газов плюс твердые продукты окисления — вот причина «змеиного поведения горящей смеси.


Раздаётся стук в дверь.

2 ведущий. Кто это там?

Входит Баба Яга.

Б.Я. Ой! Куда это я попала? Мне сказали, что здесь обитают волшебники? А где же они?

Ведущие (вместе) Это мы.

Б.Я. Вы? Ха. Да у вас даже волшебной палочки нет. А у меня есть. Где же она (ищет по карманам) А вот, нашла. Вот она палочка моя любимая. Сейчас начну превращения. Только чевой- то она у меня запылилась, пока я к вам летела. Ну-ка, дайте-ка мне водички – палочку в порядок привести (моет палочку раствором фенолфталеина). Ну вот, теперь порядок.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Книга - мой самый лучший друг"

Дайте — ка мне, красавицы, стаканчик водички, а я вам из неё малиновый сироп сделаю.

Колдуй баба, колдуй дед

Колдуй серенький медведь. (Подают стакан с раствором щёлочи, Б.Я. мешает его палочкой).

Б.Я. А ещё у меня порошочек волшебный есть. Он простую воду в газированную может превратить. (Достаёт баночку с содой, на столе стакан с любой кислотой. Сыплет щепотку соды в стакан, говоря заклинание (Ахалай, махалай). Ох и вкусненькая газировочка получилась (Пытается пить)

1 ведущий. Бабушка, Вы что делаете?

Б.Я. А что?

2 ведущий. В нашем кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, т.к. это опасно для здоровья.

Б.Я. Ну вот? А я газировочки хотела попить. Ну да ладно, засиделась я у вас. Пора и домой. Где-то у меня тут адресок был записан, а то стара стала, забываю всё. (Достаёт из кармана листок бумаги. На нём невидимыми чернилами (родонид калия) написан адрес). Ой! А где-же буковки?

1 ведущий. Не переживай, Баба Яга. Мы тебе поможем. Ведь мы тоже умеем делать чудеса. Есть у нас волшебная бутылочка с жидкостью. Она любую невидимую надпись проявить может. Давай cюда свой листок ( в бутылочку с распылителем наливаем раствор хлорида железа (3))

Б.Я. Ох, как хорошо. Молодцы! А у меня для вас подарочек есть. Только я вам его не отдам. У вас документов нет. Но если вы уголь и дым без огня получите огонь без спичек зажжете, то так и быть – подарю вам подарочек.

2 ведущий. Нет ничего проще.

А вот тебе лучинка обугленная без огня.Опыт «Обугливание лучинки в серной кислоте»

Вот тебе дым без огня. Опыт «Дым без огня»

А костёр мы и водой зажечь можем. Опыт «Самовоспламенение костра»

Б.Я. Ай-да, девицы-красавицы. Ну удивили. А вот ваш подарочек. Это не простая баночка. В ней порошочек волшебный. Если его держать в комнате – ничего с ним не происходит. Но если его нагреть, то он меняет цвет, начинает светиться в темноте да ещё и сам загорается. А я с вами прощаюсь. А то до дома далеко лететь. До свидания.

Ведущий. 1

А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.

Демонстрирует опыт «Извержение вулкана».

В фарфоровую чашу горкой помещает дихромат аммония, добавляет кусочки бенгальского огня. В центр капает спирт и поджигает. Происходит «извержение» вулкана.

(На столе модель, имитирующая вулкан. В чашке для выпаривания находится дихромат аммония, смоченный спиртом. Поджигает смесь, начинается реакция разложения и образуется оксид хрома зеленого цвета)

Опыт 4 «Вулкан на столе»
На демонстрационном столе макет вулкана. В кратер вмонтирован фарфоровый тигель, в который насыпан измельченный бихромат аммония (NH
4)2Cr2O7 оранжевого цвета. Ведущий сильно нагревает стеклянную палочку и опускает в тигель с бихроматом аммония , удерживая его там до начала реакции. Затем он вынимает палочку и реакция протекает самопроизвольно с выбрасыванием искр и «вулканического пепла»-Сг 2О 3.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 7 класса "Путешествие в страну "Молекулярию"

Второй ведущий: (медленно говорит и делает)
Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение?
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте Йод.
Один момент! (раствор FeCl3)

Йодом смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!

При каждой операции нужна стерилизация
(«скальпель» пластмассовый ножичек, смачиваем в растворе родонида калия)

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!


1 ведущий. Ребята, а как вы думаете, можно жидкое вещество сделать твёрдым? А как? А мы сейчас превратим жидкость в твёрдое вещество без холода (Опыт «Превращение воды в студень»)

. Фейерверк в банке. Стенки и дно банки смочены небольшим количеством ле­тучей жидкости, имеющей щелочные свой­ства. В банку высыпаем ложечку предва­рительно нагретого зеленого порошка амфотерного оксида металла. Что происходит в банке? Дайте объяснение наблюдае­мому и приведите уравнения реакций.

Опыт 6. Смачиваем стенки банки кон­центрированным раствором гидроксида аммония. В ложечку для сжигания ве­ществ помещаем свежеприготовленный гидроксид хрома (III). Ложечку нагреваем и высыпаем в банку гидроксид хрома (III), который служит катализатором при взаи­модействии аммиака с кислородом возду­ха. Реакция экзотермическая, в результате продукты ее воспламеняются:

4NH3 + 5O2 = 4NO + 6 Н2О

7.5 Несгораемая бумага

Приготавливают насыщенный раствор калийной селитры KNO3, опускают в него на 5-7 минут лист газетной бумаги. По истечении указанного времени его вынимают из раствора и сушат. Затем вносят в пламя горелки, он не горит, а тлеет.

Взрыв с серной кислотой и марганцовкой.

Всем известно, что «марганцовка» довольно сильный окислитель. Но ангидрид марганцевой кислоты — Mn2O7, куда сильнее. Это соединение вызывает воспламенение, а порой и взрыв, при соприкосновении с различными органическими и другими веществами, ведь температура при которой высший оксид марганца разлагается на свободный кислород и низшие оксида марганца чуть выше 50 градусов.

Оборудование: марганцовокислый калий (марганцовка KMnO4), концентрированная серная кислота (H2SO4), вата. Насыпьте маленькую горочку марганцовки. Полейте ее серной кислотой. Если кинуть ватку на горку то происходит хлопок и смесь воспламеняется. Опыт следует ставить только на открытом воздухе, т. к. при хлопке происходит большой разброс пачкающего продукта. Произошла реакция: 2Mn2O7+C6H10O5=6CO2+5H2O+4MnO2  




2 ведущий. Ой, ребята, а ведь мы забыли про подарок Бабы Яги. Давайте проверим, действительно ли порошок волшебный. («Опыт Самовоспламенение белого фосфора»)



Учитель химии

Вот и закончился наш час занимательной химии. Скоро вы начнете изучать химию. И если будете учиться с увлечением, то сможете объяснить все увиденные сегодня опыты. До встречи на уроках химии!


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: