Внеклассное мероприятие по химии: «Необычное об обычной воде»


Внеклассное мероприятие по химии: «Необычное об обычной воде»

Цель: расширение представления о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к воде и водным ресурсам.               

Задачи:

Образовательные:

— создать условия для активизации знаний о воде, полученные при изучении химии, физики, биологии, географии; 

— способствовать расширению знаний воспитанников о распространении воды в природе, свойствах воды, значении воды и охране воды.  

Развивающие:

— продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации;

Воспитательные:

— способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;

— содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.

Оборудование: компьютер, проектор, аудиозаписи (Чайковский).

химические реактивы (фенолфталеин, хлорид бария, гидроксид натрия, серная кислота), химические стаканчики, глобус, презентация

«Необычное об обычной воде».

Оформление класса: на доске высказывания о воде.

«Капля воды дороже золота» (Д. Менделеев)

«Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды» (В.Песков)

Раздаточный материал: снежинки и капельки белого и голубого цветов, карточки с заданием  «Продолжить фразу» (количество-15)

Ожидаемые результаты:

— заинтересованность детей к данной проблеме;

— наличие межличностных отношений на уровне доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи;

— реализация творческих задатков каждого учащегося.

План

1 Организационный момент

— вступительное слово о воде; (5 минут)

2.Основная часть (35 минут)

— презентация «Необычное об обычной воде»;

— инсценировка «Рождение воды» (4 уч-ся)

— факторы загрязнения воды;

— инсценировка с демонстрацией хим. опытов (2 уч -ся)

— решения проблемы загрязнения воды;

— викторина «Вода для жизни».

3.Заключительная часть

— рефлексия (5 минут)

Ход занятия

1.Организационный момент

Звучит тихая спокойная музыка. Ученики проходят в кабинет. Каждый участник мероприятия при входе в класс получает медальку в виде капельки и снежинки. Получив медали, ученики проходят, садятся за парты.

Мотивация

Мы уже не в первый раз собираемся вместе, чтобы отдохнуть, пообщаться, узнать что-нибудь новое, интересное. Всех нас объединяют дружеские, хорошие отношения, которые так важны для каждого человека на протяжении всей его жизни.

Тех, кто выбрал белую снежинку, ожидает успех на сегодняшнем мероприятии. Те, кто выбрал голубую снежинку, — желают общаться со всеми в классе. Белую капельку — проявят активность. Голубую капельку — будут настойчивы. Помните! Всё зависит от нас, наших стремлений и ожиданий.

Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим об удивительном и уникальном веществе. Это самая обыкновенная вода. Да! На свете нет ничего более драгоценного, чем эта вещество. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землёй по явному недразумению: на сушу приходится всего 13 территории, а остальное — вода. Правильнее было бы назвать планету «Вода»!

А сейчас, мы посмотрим презентацию о воде.

2. Основная часть

Презентация «Необычное об обычной воде»;

  Слайд №1 «Всемирный день воды»

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так:

«Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

«Капля воды дороже золота» — так сказал великий русский ученый Д.Менделеев.

Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов, а 2010 год был объявлен годом «Чистой воды для здорового мира».

Слайд №2 «Родник – маленькое чудо природы»

Родник – маленькое чудо природы… и глоток этого студеного кристально чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками, волшебными сказками природы…

Слайд №3 «Удивительная планета»

В Солнечной системе Земля — единственная планета, где вода находится в жидком состоянии. Считается, что именно этот факт и способствовал зарождению жизни на Земле около 4 млрд. лет назад. Что может быть важнее для человека, чем вода? Нам вода необходима для поддержания всех жизненно важных процессов в организме. Из воды состоят все живые растительные и животные существа.

Ни один из живых организмов на Земле не может просуществовать без воды и нескольких дней. Именно благодаря воде Земля получила свое второе название — Голубая планета, когда ее увидели из космоса. От всех нас и каждого в отдельности зависит, останется ли цвет планеты голубым, или она окрасится в тона сточных канав.

Слайд № 4 «Вода – целитель»

В 21-ом веке здоровая вода считается находкой для людей планеты. По статистике всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний и 52% детских смертей связано с некачественной водой. Вода занимает 70% человеческого организма и каждые 18 дней обновляется.

Без пищи человек может прожить несколько месяцев, а без воды не может прожить и более трех дней. Взрослому человеку в день надо 2литра воды, кстати, йоги рекомендуют это же! Подсчитано, что взрослый человек за 70 лет потребляет 60 т воды. При потере воды до 2% масса тела(1-1,5литра) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при потере 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает).

При купании вода благотворно влияет на кожу, улучшает кровообращение. Древние греки изображали богиню здоровья Гигиею с чашей воды в руке.

Инсценировка Экологическая сказка о рождение воды

Ведущий: «Повстречались однажды водород с кислородом».

Водород: «Давай с тобой соединимся, будет легче».

Кислород: «Нет, не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький».

Ведущий: «Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферы воздуха».

Водород: «Давай соединимся, я отдам два атома, а ты один и увидишь какое получится чудесное вещество».

Кислород: «Ну что же, давай попробуем».

едущий: « И пошла молва трезвонить,

Вещества все беспокоить.

Появилась здесь царица,

А прозванье ей – водица!

Шествует, как королева

Гордо, важно, очень смело.

Сильная она всегда.

Помни, звать её вода».

Ведущий: «Прослышали соли, что появилось красивое, чудесное вещество,

заволновались, особенно поваренная. Соль считала себя первой красавицей».

Соль: «Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех красивей и белее»?

Ведущий: «И ей зеркальце в ответ».

Зеркальце: «Ты прекрасна, спору нет,

Но водица всё ж милее,

Всех прозрачней и важнее».

Соль: «Ну что в ней хорошего? И без цвета она, и без запаха и даже без вкуса».

Вода: «Ты знаешь соль, если я чистая, то мой цвет не повторим в природе, он просто необыкновенный. Я образую реки, озёра, моря, океаны, ледники, а вы соли обижаете меня, загрязняете мои владения».

Слайд № 5 «Вода и здоровье»

За миллиарды лет в Мировом океане скопились несметные «сокровища». Ежегодно в океан выливается более 10 млн. тонн нефти. 20% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной плёнкой.

В бассейн великой матушки – Волги ежегодно попадает 800 тыс. тонн

загрязняющих веществ. Особенно загрязнены малые реки: Съезжая, Большой

Иргиз. Самые грязные реки области: Чапаевка и Падовка.Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в жиже из мазута, грязи, сточных вод.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что на ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность самоочищаться. Омуль – рыба, которая обитает только в чистой воде, – еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыб происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами.

«Наше физическое и духовное благополучие зависит от того, какую пищу употребляем» — так сказал Е. Уайт. Но мне кажется, можно перефразировать эти слова так: Наше физическое и духовное благополучие зависит от того, какую воду употребляем.

Инсценировка с демонстрацией хим. опытов

ТБ при работе с кислотами и щелочами
1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, Работайте только над столом.
2
. Будьте особенно осторожны в обращении с растворами кислот и щелочей.
3
. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.
4
. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.
5
. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.
Иванушка: «Алёнушка, я пить хочу».

Алёнушка: «Потерпи, Иванушка, домой придём, тогда и попьёшь.

У нас дома фильтр есть он воду очищает, а природную воду пить нельзя».

Иванушка: «А почему нельзя, она вроде бы чистая?»

Алёнушка: «Присмотрись какая вода, как кровь. Это Земля наша кровавыми слезами плачет от обиды на человечество».

Демонстрация опыта (щёлочь + фенолфталеин – малиновая окраска)

Иванушка: «Алёнушка, как пить хочется. Смотри вот ещё одно озеро,

может в нём вода чистая?»

Алёнушка: « Это только кажется, нет на Земле чистой воды.

Демонстрация опыта (серная кислота + хлорид бария – белый осадок)

Вот видишь и здесь сплошная грязь. Нет в природе чистой воды».

Ведущий:

«Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни»!

Слайд № 6 «Чистая вода».

Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы  относимся не экономно  к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

 При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит  будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

В Российской Федерации принята целевая программа «Чистая вода». Она предусматривает такие меры:

1) рациональное использование водных ресурсов;

2) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

3) повышение уровня защищённости водных ресурсов;

4) принятие законодательных актов.

IV. Физкультминутка.

«Дерево». Ученики встают, движениями рук и тела изображают дерево ( Оно тянется к солнцу, колышется под ветром, сбрасывает листву, засыпает под тяжестью снега, клонится к земле, вновь пробуждается).

 Слайд № 7  Викторина  «Вода  для  жизни»

  На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

1.Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 %                    Б- 2,5%                 В – 25%

 2.В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

 3.На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?   

А – личная гигиена      

Б – приготовление пищи         

В – орошение

 4.Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

А – 2 – 5 литров          Б – 100-300 литров           В – 1000-1500 литров

 5.Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А — примерно 100 литров воды

Б — примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

 6.На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти                 

Б – пива                   

В – бумаги

 7.Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра             Б – 3500 литров            В – 70, 00 литров

 8.Сколько литров воды понадобится , чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л

Б —  1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л

В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л

 9.Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда

Ответы:

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт:  90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

 6. Для производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

 Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

 Для производства 1 кг  бумаги требуется 300 литров воды.

 7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды   используется для того, чтобы вырастить для него корм.

8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой «водохлёб» из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды- 100000 литров.

 Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется   для выращивания для них корма. 

  9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.

Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 13  всего населения земного шара.   

3.Заключительная часть

«Где вода — там цветущая земля», — говорят в народе. Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье людей, красоту и богатство окружающей природы.

Я наливаю в ладошку воду из стакана. Я хочу пожелать, чтобы каждый из вас имел возможность пить только чистую воду (переливает ученику) Ученик должен сказать свое пожелание и передать воду дальше, следующему. И так, пока не закончится вода.

Прочитаем все вместе заповеди о воде и будем всегда помнить о них.

— Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

— Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть он начало большой реки.

— Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.

— Берегите воду! Берегите жизнь!

Рефлексия

Ребята у каждого из вас сейчас есть возможность высказать свое мнение, пожелание. Для этого заполните карточки, которые я раздам каждому из

вас.(звучит музыка , уч – ся работают с карточками)

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?






















































Рефлексия –(reflexio –обращение назад) – способность человека  взглянуть на себя со стороны.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)       физическую (успел – не успел);

2)       сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3)       интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4)       духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

   Таким образом, рефлексия может:

Свежие документы:  Тест для 8 класса на тему «Первоначальные химические понятия»

1)       выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)       отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)       быть средством самопознания.  

Следует различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

 рефлексия содержания учебного материала,

 рефлексия содержания  и результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

— На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Образная рефлексия.

Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

— Рисование образа урока (мероприятия, игры).

— Лепка из пластилина соответствующего настроению  образа.

 «Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел,                    поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,                               интересно,

Красной –не понравилось,                             скучно.

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                                                                              Комфортно

                                                               Уверен в своих силах

                                               Хорошо

                               Плохо

Крайне скверно

 «Мишень настроения»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

 Внутри – дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания,  позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Приёмы  рефлексии.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…  А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.

— Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

«Сказочное дерево  (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Интеллектуальная    рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

1.  Выбери верное утверждение:               1) Я сам не смог справиться с затруднением;

                                                                              2) У меня не было затруднений;

                                                                              3) Я только слушал предложения других;

                                                                              4) Я выдвигал идеи….

2)  Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

3) Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

4) Табличка —  фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Архивариусвхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

6) Шпаргалка информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

7)    Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

8)  Восстановление деформированного высказывания, правила, текста  или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

9) Пятистишие  — составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

10)  Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке…?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

    • Доволен ли ты своей работой?

    • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

11)   Бортовой журнал

12)  Дискуссионная карта

13)   Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

      «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

 «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «| »  — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

 «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» — не ответил.

    14)    Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

·         Мне было интересно…

·         Мы сегодня разобрались….

·         Я сегодня понял, что…

·         Мне было трудно…

·         Завтра я хочу на уроке…

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

 При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит.

 Принцип сознательности и активности — один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

 Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

 Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

 Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

 Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

15)  Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

·         Сначала мы рассуждали так…

·         Потом мы столкнулись с проблемой

·         Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

·         Мы увидели (поняли)…Значит…

·         Теперь мы будем…

16) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.                                                                                              

 


 

 

17) Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

 Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

 — Что я делаю?

 — С какой целью?

 — Каковы результаты моей деятельности?

 — Как я этого достиг?

 — Можно ли сделать лучше?

 — Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.



























Ученица

Звенит подобно колокольчикам

Прозрачна будто бы слеза

Быстрее самых быстрых гонщиков!

Сладка, как виноградная лоза.

Чиста, словно душа младенца

течет сквозь время и года

Четыре буквы, отражаясь в сердце

Святое слово создают – «вода».

Основа жизни, мирозданья,

Исток всего живого на Земле.

Ученица

Мать всех существ и каждого созданья!

Всем, что имеем, мы обязаны воде!

Нас очарует лед блестящий

И грустный дождик с нами плачет

Приносит радость снег слепящий-

Вода для нас так много значит!

И сбережем её мы детям!

Прозрачной, чистой сохраним!

Она для всех людей на свете!

Вода, за жизнь благодарим!



















.

Учитель. Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде.

Ученик 1. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду спасибо не говорят. «Плевать в колодец – все равно что в лицо матери», – говорили на Руси.

Ученик 2. Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.

Ученик 3. «Если в семье родился сын или случилось другое радостное событие, вырой колодец или найди родник, сделай так, чтобы они были заметны издали, и усталые путники могли утолить из них жажду и становились счастливыми, как и ты», – говорят старики молдаване.

Ученик 4. У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя».

Учитель  Без воды нет жизни. Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 45–50 кг воды, или 4 ведра. Потеря 10–20% воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды — не более 3дней, собака погибает на третий-четвертый день. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.
Кто еще не может жить без воды?

(Животные).

Учитель. Cлону нужно в сутки 90 л воды. Что еще не живет без воды?

 (Растения).

Учитель. Растение на 4/5 состоит из воды. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды. Без воды не могут работать заводы, фабрики. Вода расходуется на выплавку стали. Для изготовления 1 т стали нужно 150 т воды, 1 т чугуна – от 20 до 50 т воды, 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды, 1 т бумаги – 250 т воды, 1 т ткани – 1100 т воды, 1 т сахара – 100 т воды.

Ученик 5. На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. В дождливую погоду он укрывается под зонтом от воды, льющейся с неба, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах. Без воды не обходится современное производство транзисторов, космических ракет. Вода – древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.

Учитель. Чем же может быть вода на планете? (высказывания детей)

Демонстрация презентации «О воде» в сопровождении звуков льющейся воды.

Учитель.  А теперь представьте себе земной шар, а рядом – маленькую бочку, в которую умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберется за неделю? За месяц? Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции.
«Вода дороже золота», – утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их убивала одна карающая рука – неумолимая и безжалостная жажда. Во время одного из таких переходов, 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла могущественная 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
Знаете, как добывают воду некоторые африканские семьи? Все женщины большой семьи разгребают песок, чтобы из образовавшейся лунки зачерпнуть ложку бурой жидкости. И так ложка за ложкой целый день под палящими лучами солнца. С трудом набирается литр-другой за день. В Бразилии тысячи семей покупают минеральную воду в бутылках, чтобы приготовить пищу или умыться, так как вода в водопроводе загрязнена отходами промышленных предприятий.
Почему, например, сто лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить об угрозе водного голода, о жажде? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее на земле миллионы лет назад, столько осталось и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, увеличением посевных участков мы берем воды все больше. Но тем не менее она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают. Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в жиже из мазута, грязи, сточных вод.

Инсценировка

Спросил на днях малыш- сосед

У струйки, льющейся из крана:

-Откуда ты?

Вода в ответ:

-Издалека. Из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росой искрилась вся поляна

-Откуда ты?-

Спросил росу,-

-Поверь и я

Из океана!

-Ты, газировка,

Что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

-Знай. Малыш.

И я пришла из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода.


Учитель. Вы все хорошо знаете, что на Земле происходит круговорот воды в природе, что вода только на нашей планете может находиться в трех агрегатных состояниях.

Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе загадок.

Загадки

  1. Заря-заряница

По миру ходила,

Слезу уронила;

Месяц видел,

Солнце скрало. (Роса)

  1. На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать-

И на коне не обогнать. (Река)

7.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рождает. (Лед)

8. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда ревет. (Снег)

9. Сели дети на карниз

и растут все время вниз.(сосулька)


Учитель. Знаете ли вы, какая народная примета связана с сосульками? (предположения детей). Оказывается, народ давно заметил – чем длиннее сосульки, свисающие с крыш, тем длиннее будет весна. Какая весна будет в этом году?

Демонстрация видео-ролика «Сосулька»

Ученик 7. Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному человеку: «Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам».

Учитель. Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают, что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн. старых резиновых сандалий, приблизительно 35 млн. пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет.

Прочитаем заповеди: (учитель вывешивает на доску, ученики читают)

1. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

2. Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.

Ученица

Звенит подобно колокольчикам

Прозрачна будто бы слеза

Быстрее самых быстрых гонщиков!

Сладка, как виноградная лоза.

Чиста, словно душа младенца

течет сквозь время и года

Четыре буквы, отражаясь в сердце

Святое слово создают – «вода».

Основа жизни, мирозданья,

Исток всего живого на Земле.

Ученица

Мать всех существ и каждого созданья!

Всем, что имеем, мы обязаны воде!

Нас очарует лед блестящий

И грустный дождик с нами плачет

Приносит радость снег слепящий-

Вода для нас так много значит!

И сбережем её мы детям!

Прозрачной, чистой сохраним!

Она для всех людей на свете!

Вода, за жизнь благодарим!

Ученица

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Учитель. «Где вода — там цветущая земля», — говорят в народе. Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье людей, красоту и богатство окружающей природы.

Я наливаю в ладошку воду. (наливаю из стакана) Я хочу пожелать, чтобы каждый из вас имел возможность пить только чистую воду. (переливает ученику) Ученик должен сказать свое пожелание и передать воду дальше, следующему. И так, пока не закончится вода. Вопрос к тому, кому не хватило капли в ладошку: обидно, что вода закончилась и ты не смог высказаться? А представьте, что испытывают люди при постоянной нехватке воды? Они испытывают не обиду, а боль, жажду. Берегите воду! Берегите природу Цели:

образовательная – показать актуальность экологической проблемы;

воспитательная – сформировать у детей неравнодушное отношение к экологии нашей планеты;

развивающая — развитие индивидуальных творческих задатков каждого учащегося.



Задачи:

— привлечь детей к подготовке и проведению мероприятия;

— использовать индивидуальный подход при подготовке мероприятия;

— собрать информацию о водных ресурсах и факторах их загрязнения Липецкой области, Чаплыгинского района;

— распределить роли между детьми для мероприятия.



Оборудование:

— декорация «Зал космического корабля»;

— декорация «Пустыня безжизненной планеты»;

— выставка рисунков детей на тему «Берегите воду!»;

— плакаты с высказываниями о воде;

— газеты: « Липецкие известия» от 04.02.2004г., « Раненбургский вестник» от 22.03.2003г., «Православный Раненбург» №15 от 2003г., «Золотой ключик»№2 от 21.01.2004г., №2 от 20.01.2004г.;

— Липецкий энциклопедический словарь;

— фотоальбом «Липецк» под редакцией А.С. Моргачёва

— кассета с классической музыкой;

— бутылки с водой (минеральная вода, вода из источника села Дубовое)





Содержание:

— вступительное слово о воде;

— спектакль «Гимн воде»;

— значение воды в природе;

— водные ресурсы Липецкой области и Чаплыгинского района;

— факторы загрязнения воды;

— решения проблемы загрязнения воды.





Ожидаемые результаты:

— заинтересованность детей к данной проблеме;

— наличие межличностных отношений на уровне доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи;

— реализация творческих задатков каждого учащегося.





Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена на тему: «Осенний микс»

Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Вашему вниманию предлагается сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена. Есть праздники традиционные, без которых невозможно, а есть такие, которые проводятся для сплочения коллектива, расширения понятия об окружающем мире. Такие праздники-мероприятия делают жизнь в классе интересной, занимательной, помогают проявить себя, раскрыть свои возможности. Учитывая современные технические возможности, данное мероприятие проведено с использованием ИКТ. Во время мероприятия учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, работать в группе, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми. Мероприятие предназначено для учащихся среднего и старшего звена.
Триединая цель и задачи внеклассного мероприятия:
1. Сформировать умение работать со справочниками, энциклопедиями в поисках нужного материала.
2. Расширить словарный запас об овощах и фруктах – их происхождение.
3. Развивать монологическую речь учащихся, логическое и аналитическое мышление.
4. Формировать умения и навыки совместной работы, умение распределять между собой обязанности по подготовке задания; развивать коммуникативные и нравственные качества учащихся.
5. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, ответственность пред коллективом за выполненное поручение.
6. Прививать чувство прекрасного, любви и бережного отношения к природе.
Тип урока – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей:
отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, работа в парах, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов.
Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Организация работы:
организационный момент, целеполагание, защита проектов (выступление групп), беседа, работа над основным материалом: расширение культурного словаря учащихся, подведение логического итога, оценивание работы учащимися мероприятия.
Количество часов на мероприятие – 1 час.
Оборудование: презентация к уроку, буклет, ДМ, лист формата А4, маркеры, ватман; корзина с овощами; шесть непрозрачных бокалов с крышками для каждой группы, в которые предварительно помещаются: петрушка, дольки лимона, лука, чеснока, яблока, апельсина; 4 платка; для рефлексии: цветные листики и нарисованное дерево на формате А5 для каждой группы; шуточные дипломы «Нюхач-2014», «Карвинг-мастер-2014».
Оформление класса: парты расставлены буквой П для работы в группах, и удобного передвижения по классу, просмотра видеоинформации, бумага, маркеры, клей –для работы в группах; столы пронумерованы; на специальной табличке написаны имена данной группы, изображен фрукт или овощ, который представляет группа.
Подготовительная работа: в первую неделю сентября класс разделился на группы, выбрав жетон (что на нем изображено они не видят). Каждая группа, в соответствии выбранного жетона, получает задание:
1 группа. Рассказ о картофеле, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, песни, загадки. Готовят для других групп сувениры.
2 группа. Рассказ о луке, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, рассказы, загадки. Готовят для других групп буклет «Целебные рецепты».
3 группа. Рассказ о помидорах, где произрастал, как попал в Россию, какие есть о нем легенды, загадки. Готовят для других групп «Рецепты от шеф- повара»
4 группа. Рассказ о яблоках, где выращивают, история об апорте, какие есть о нем легенды, песни, фотоматериалы памятников, открыток, логотипов с изображением яблока. Угощают группы яблоками разных сортов.
— Каждая группа выбирает спикера, который координирует всю предварительную работу в группе, держит связь с учителем.
— Родительский комитет помогает группам приготовить картофель в мундирах, закрепить яблоки на красивую ленточку для всех участников мероприятия, приобретает сувениры (тетради с изображением фруктов, осенним пейзажем).
— Подготовить медали с изображением фрукта или овоща, который будут представлять группы. Лучше если эти медали не прикалывать, а закрепить их на яркие атласные ленточки. Будет удобно, красиво и участники мероприятия получают это как первый сувенир при входе в кабинет.
— Подготовить музыкальное сопровождение мероприятия.
— Роль учителя: консультирует, направляет, координирует действия в группах, готовит сценарий и презентацию мероприятия, выполненную в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 , готовит пригласительные и приглашает коллег к участию в мероприятии; приглашает коллег поработать в качестве жюри – это завуч по учебно-воспитательной работе, учитель биологии, учитель литературы; двух помощниц — ученицы 9 класса.
СЛАЙД. Название мероприятия.

Ход мероприятия.

Звучит тихая спокойная музыка. Ученики и гости проходят в кабинет. Гости работают в группах с учениками. Каждый участник мероприятия при входе в класс получает медальку. Получив медали, ученики и гости проходят, садятся по группам (жеребьевка была проведена раньше, для того чтобы группы могли подготовить проект).
Слово учителя.
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
— Доброе утро! Доброе утро! – солнцу и птицам.
— Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)
Разрешите представить членов жюри и наших помощников, которые будут помогать членам жюри, заполнять табло результатов, готовить инвентарь для заданий.
Учитель называет членов жюри, вручает им осенние сувениры. Жюри проходят и занимают свое рабочее место.
Учитель. Жизнь – это поезд, в котором мы мчимся сквозь годы, меняя попутчиков. Мы уже не в первый раз собираемся вместе, чтобы отдохнуть, пообщаться, узнать что-нибудь новое, интересное. Всех нас объединяют дружеские, хорошие отношения, которые так важны для каждого человека на протяжении всей его жизни. Поэтому, какие бы вы не заняли места по итогам всех выполненных заданий, мы останемся друзьями, товарищами.

Прием «Дерево достижений»

Учитель. Создадим хорошее настроение? Обратите внимание на одинокое дерево, которое изображено на рисунке. На листах формата А5 изображено дерево, у всех групп одинаковое. Дерево разделено пополам. Левая сторона – это ваше настроение сейчас. У каждого из вас есть осенние листочки разного цвета. Я прошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашим деревьям приобрести крону из листьев.
Ученики, коллеги, я (учитель) прикрепляют листочки.
Выводы и обобщения.
Учитель. Каких листочков на вашем дереве больше? Ответы спикеров.
— Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем мероприятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться со всеми в классе. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните! Красота дерева зависит от нас, наших стремлений и ожиданий.
Всем спасибо. Прежде чем начать наше путешествие по странам мира за овощами, нам необходимо расшифровать следующую запись. На столе лежат листы с тайной записью.

Тайнопись.

Задание. Расшифруйте запись. Время работы 3 минуты. Группа, которая выполнит задание первой, считается победительницей в этом задании. Жюри все задания оценивает по пяти бальной шкале. «5» — красный помидор, «4» — зеленый перец, «3» — желтая тыква, «2» — баклажан. Мои помощницы будут помогать заполнять табло результатов, выставляя ваши результаты овощами, которые, как я уже сказала символизируют полученные баллы.
СЛАЙД. Тайнопись.


Группы выполняют задание. Учитель наблюдает за ходом работы групп, контролирует время.
Ответ: Унылая пора! Очей очарованья! Автор: А.С. Пушкин. «Осень».
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Мы сейчас совершим с вами удивительное путешествие в мир овощей. Узнаем, что и когда появилось у нас на столе. Каждая группа готовила свой проект: рассказ, презентацию, загадки, пословицы, полезные советы и сувениры. Время презентации проекта 4-5 минут. Итак, слово предоставляется первой группе.
Для того чтобы не нарушить идею мероприятия и не перегружать сценарий текстовым материалом, в сценарии представлен краткий материал проекта об овоще или фрукте, который подготовили группы.
Выступление 1-й группы. «Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка» — эта песня стала гимном юных следопытов, ее пели у костра, в походах, на привале. И это не единственная песня, есть еще очень интересная песня М. Львовского, музыка В. Шаинского «Завтрак на привале». А помните песенку из мультфильма, где ребята дружно поют: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». Когда же появилась картошка на столе? Картофель долго странствовал по миру. Сначала он появился в Испании, потом перекочевал в Италию, где ему дали название «тартуфоли», которое постепенно превратилось в «картуфоли» и затем уже в «картофель». Однажды королева Мария Антуанетта приколола к волосам букетик цветов картофеля, что послужило новой моде. Все придворные стали вставлять в петлицы камзолов цветы картофеля. Спрос на цветы картофеля был так велик, что их стали делать из шелка и бархата. Было время (в XVIII веке), когда перед дворцами находились клумбы с кустами картофеля.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…


Участники группы угощают всех одноклассников картошкой, сваренной в мундирах.
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется 2-й группе.
Выступление 2-й группы. Сегодня мы не можем представить приготовление любого блюда без добавления лука. В древности философы, разрезали луковицу и объясняли ученикам строение вселенной. Лук начинали возделывать еще в Китае в древнейшие времена, потом в Индии, Египте. В средние века думали, что луковица обладает чудесным свойством: умеет предохранять воинов от стрел и ударов алебард и мечей. Храбрым рыцарям, закованным в стальные латы, предписывалось носить луковицу на груди, думая, что она поможет защитить своего хозяина от бед. Поэтому у лука такие разные названия: «лук победный», «кромион» — панцырь. Существует много поговорок и пословиц, которые говорят о целебных свойствах лука: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь», «лук о семи недуг». Чтобы убить во рту все бактерии – пожуйте лук всего три минуты.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…


Участники раздают всем группам и гостям подготовленный буклет «Целебные свойства лука».
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется третьей группе.
Выступление 3-й группы. Помидоры были завезены из Южной Америки, они долгое время были декоративным растением. В далекие времена ими украшали клумбы, обвивали беседки. Вначале помидоры выращивали как садовые и комнатные растение, многие хозяйки выращивали их в цветочных горшочках и с большим удовольствием демонстрировали их на окнах. Все это длилось до половины ХIX столетия. Вначале помидоры не употребляли в пищу, почему-то считая их ядовитыми. В «Ботаническом словаре», изданном в 1811 году, с явным недоверием сообщалось: «…хотя томат и считался ядовитым растением, но в Италии его едят уже с перцем, чесноком и маслом». «Помидор» и «томат» — два общепринятых названия.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…


Участники группы вручают буклеты «Рецепты от шеф-повара».
Учитель. Спасибо. Слово предоставляется четвертой группе.
Выступление 4-й группы. Алма-Ата — солнечный, уютный, утопающий в зелени город с широкими улицами, многочисленными парками, скверами и фонтанами. Красивейший город у подножия изумрудных хребтов Тянь-Шаня, который неслучайно называют «городом-садом». Это наша вторая столица. Весной, когда южные окраины утопают в цветении яблоневых, абрикосовых, вишневых садов, город становится похожим на сказку. Роскошный зеленый наряд и величественная панорама гор делают Алма-Ату непохожей на другие города. Существует красивый миф, о происхождении названия города. Название образовано от казахских слов «алма» — яблоко и «ата» – дед, значит название города можно перевести как «отец яблок». В городе установлен мраморный памятник яблоку. Здесь бросают монетки в воду и загадывают желания.
СЛАЙД. Знаете ли вы, что…


Группа угощает всех участников яблоками.
Жюри подводит итоги выступления групп. Выводы и обобщения.
Учитель. Всем спасибо. Каждая группа подготовила очень интересные истории об овощах и фруктах. Спасибо за подготовленные такие вкусные сувениры. А сейчас мы с вами отправимся на базар.

Поход на базар.

Задание. Вот корзинка с фруктами и овощами. Каждая группа может взять только три овоща. Достав овощ или фрукт, вы должны объяснить его правописание, и каково происхождение его названия.
Корзинка прикрыта полотенцем, поэтому группы не знают какой овощ или фрукт они возьмут. Если группа не знает ответа (написание, откуда прибыло это слово), то ответить может любой ученик другой группы, получая при этом дополнительный балл.
В корзине подготовлены следующие овощи: петрушка, картофель, огурцы, свёкла, тыква, абрикос, помидор, баклажан, перец, морковь, капуста, редька.
СЛАЙД-ответ. Поход на базар.


Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Спасибо всем. А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным миром искусства.
СЛАЙД. Кругом чудеса. Великий Джузеппе Арчимбольдо.


Учитель. Что мы знаем о величайшем итальянском живописце, жившем в ХVI веке Джузеппе Арчибальдо? Сальвадор Дали назвал его «предтечей сюрреализма». Несмотря на то, что художник был известен при жизни, его сын после его смерти за все работы получил всего несколько флоринов. Через четыре столетия его работы были оценены в миллионы! Джузеппе был замечательным режиссером-выдумщиком, организатором всевозможных празднеств, ярмарок при дворе императора, архитектор, проектировщик фонтанов. Самое главное, чему может научить нас Джузеппе Арчимбольдо – это смотреть на мир с изумлением. Удивляться! Радоваться! Восхищаться! Творить и восхищаться, помня, что кругом одни чудеса.
Задание. Познакомьтесь с еще одной уникальной картиной.
— Время на рассмотрение 1,5 минуты.
— Вспомните и перечислите все овощи, которые использовал мастер для создания такого чудесного и необычного портрета.
Задание лучше давать поэтапно, чтобы учащиеся не знали, зачем они знакомятся с картиной. Учитель демонстрирует слайд. Контролирует время, которое отведено для ознакомления с картиной.
СЛАЙД. Великий мастер.


Учитель. Запишите на подготовленных листах, какие овощи и фрукты понадобились художнику для «написания» этого портрета. Время — 1 минута. Предоставьте ответы жюри.Побеждает группа, которая правильно перечислит все овощи.
Помощницы помогают собрать ответы групп, передать жюри, проверить ответы.
Возможно, все будут ответы верными, поэтому лучше, если команды запишут количество и название овощей. Помощники и жюри просматривают записи. Подводят итоги.
Ответ. Капуста, перец сладкий, перец горький, зеленый горох, баклажан, огурец, петрушка, картофель, кабачок, яблоко.
Учитель. Разрешите назвать все овощи и фрукт, из которых состоял портрет. Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Надо быть внимательным, лучше изучать биологию. Вырабатывать внимательность. И, конечно, когда группа работает дружно, то у нее все хорошо получается. А мы продолжаем наше путешествие. Искусство карвинга пришло к нам из Таиланда. Однако, существует гипотеза, будто он изначально зародился в Китае.
СЛАЙД. Карвинг.


— Из каких природных материалов еще можно вырезать фигуры?
Ответ: дерево, камень, лед.

Мастер карвинга-2014.

Учитель. Хорошо. Сейчас мы с вами посмотрим, кто из групп самый лучший резчик. Приглашаю по одному участнику из групп. Задание. Вы должны очистить яблоко. У кого получиться самая большая лента, тот станет карвинг-мастером. Пожелание: Мусор на пол не бросайте, аккуратно вырезайте, за собой всё убирайте!
Для задания нам понадобится 4 яблока одного размера и 4 ножа для карвинга. Итак, приступаем.
Проводится поединок мастеров. Измеряется длина очищенной кожицы.
Жюри подводит итоги. Объявляется карвиг-мастер. Вручается диплом победителя «Карвинг-мастер – 2014».
Учитель. Спасибо всем. Поздравляю победителей. А сейчас мы узнаем, какая группа самая внимательная. Мы находимся на цветочной поляне.

Цветочная поляна.

Игра на внимательность. Задание. Узнайте, какие и сколько цветов растёт на поляне. Время на выполнение задания 4 минуты.
СЛАЙД. Отличная поляна.


У каждой команды есть лист, на котором изображен квадрат, в каждой клеточке которого помещен цветок. Для того чтобы подсчитать, можно вычеркивать цветы маркерами.
Учитель. Время. Помощники предоставьте ответы групп членам жюри.
Ответ: ромашки – 34; герберы – 24; красный мак – 11; желтый мак – 16; осенние листья – 15+2; всего = 102 цветка.
Беседа.
— Вы внимательно изучили поляну? Ничего больше интересного не заметили?
— Если присмотреться, то можно увидеть выложенные из цветов цифры «5», «4» и «3».
— Правильно. Вы очень внимательные цветоводы и, возможно, кто-нибудь из вас станет ландшафтным дизайнер и выложит уже ни цифры, а эмблему нашей школы.
Пока жюри подводит итоги, мы проведем сеанс релаксации. Прекрасно, когда у человека хорошее настроение. Но так бывает не всегда. Существуют разные способы для поднятия настроения. Способ, который я предлагаю, доступен в любой обстановке: на улице, в классе. Итак, давайте проведем сеанс. Сядьте удобнее. Посмотрите на небо – потолок; на землю – пол; на деревья справа – стену справа; на деревья слева – стену слева; на небо – потолок, найдите на нем то, что раньше никогда не замечали; на правую ногу, на левую ногу, на правую руку, на левую руку, на окно (оно стеклянное); потрогайте ухо – руку – ногу – своего соседа. Сеанс релаксации завершен… Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Выводы и обобщения.
Учитель. Молодцы, ребята. Насладившись красотой цветочной поляны, вы теперь должны собрать ягоды в корзинку.
Кроссворд.

Ягодки в корзинке.

Задание. Перед вами кроссворд. Впишите в пустые клеточки названия ягод. Учтите, что буквы И, А уже стоят на своих местах. Побеждает команда, которая быстрее, грамотнее соберет ягоды в кроссворд. Время выполнения 3-4 минуты.
Роль учителя: наблюдает, следит за временем, за тем, кто быстрее выполнит задание. По истечении времени помощницы собирают заполненные кроссворды, передают жюри.
СЛАЙД-ответ. Ягодки в корзинке.


Жюри подводит итоги. Выводы и общения.

Нюхач-2014.

Учитель. Для выполнения следующего задания определите участника в группе. Помощники сейчас вам приготовят столы для работы. Хорошо. Задание. Ваша задача, не открывая бокала определить по запаху, какой фрукт, овощ, растение помещено в бокал. Запишите ответ на подготовленном листе. Время выполнения 4 минуты.
Роль учителя: наблюдает за выполнением задания, контролирует время. Группы наблюдают за другими участниками, чтобы никто не подсказывал.
СЛАЙД-ответ. Нюхач-2014.


На один из столов в группе помощницы ставят закрытые одинаковые, пронумерованные чашки, которые накрыты пластиковыми крышками с прорезями, лист с маркером. По истечении времени участники передают свои ответы членам жюри.
Жюри подводит итоги. Вручает победителю диплом «Нюхач-2014». Выводы и обобщения.
Учитель. Вот и пришло время подвести общий итог. Слово предоставляется председателю жюри для подведения общего итога, вручения памятных сувениров всем участникам мероприятия и дипломов победителям.
Выводы и обобщения. Жюри подводит общий итог. Награждение команд и активных участников.

Табло результатоема _____
Цели (их три обучающая, развивающая и воспитывающая. Пишите их так: создать условия для…, способствовать.. . оказывать воздействие на…)) )
Тип — внеурочное мероприятие
Форма проведения (встреча за круглым столом, диспут и т. п. )
Используемые инновационные технологии
Литература
Оборудование
Организационный план (состоит из 2-х этапов: подготовительного и самого мероприятия — все рассчитывается по часам и минутам)
Ход мероприятия (вступительное слово учителя, этапы мероприятия, подведение итогов, рефлексияЦель мероприятия: развитие потребности и умения обучающихся определить свою гражданскую позицию через осознанный выбор общественно – полезных моделей поведения.

Задачи мероприятия:

1)Предоставить обучающимся информацию о

  • выборах;

  • избирательном праве;

  • избирательных системах;

  • особенностях избирательной системы в Российской Федерации.

2)Способствовать формированию потребности социально – активного поведения обучающихся.

3)Развивать коммуникативные, аналитические и социальные компетенции обучающихся.

4)Развивать умение выбора решения на основе альтернатив.

Форма занятия — интерактивное занятие на основе организации работы групп кооперативного обучения.

Методическое оснащение:

  1. Конституция РФ, Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010.

  2. Обществознание. Интенсивный курс. М., «Айрис – Пресс»,2010.

  3. Словарь терминов и понятий по обществознанию. М., «Айрис – Пресс»,2010.

  4. Мой выбор. Книга методик. М., 2002.

План занятия:

  1. Энергизатор: «Притча об экономии воды»»

  2. Мозговой штурм на тему: «Для чего необходимы выборы».

  3. Мини – лекция с информацией о выборах, избирательном праве и избирательных системах.

  4. Работа в группах кооперативного обучения.

  5. Представление результатов работы групп.

  6. Рефлексия деятельности участников.

Ход занятия:

1). Учитель объявляет тему занятия, его цели и задачи.

2). Учитель рассказывает обучающимся притчу об экономии воды (Приложение №1) и просит ответить на вопросы:

  • Какой смысл имеет притча?

  • Какое отношение она имеет к теме занятия?

Подводя итог обсуждению, учитель отмечает, что только коллективно принятые решения позволяют преодолеть отчуждение между государственной властью и обществом и создать всеобъемлющую систему взаимоответственности.

3). Учитель организует проведение мозгового штурма на тему «Для чего необходимы выборы?», напоминая его правила: мнения не обсуждаются, не оцениваются.

В результате проведения мозгового штурма обучающиеся должны прийти к выводу, что выборы – это необходимое условие демократии, проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа.

4). Мини – лекция (Приложение №2») предоставляет обучающимся информацию о выборах, избирательном праве и особенностях избирательной системы в Российской Федерации.

5). Организация работы групп начинается с деления на три группы в соответствии с тремя типами избирательных систем и продолжается согласно инструкции (Приложение № 3).

6). На следующем этапе занятия группы представляют результаты своей работы.

7). Завершая занятие, предложите участникам провести рефлексию по следующим понятиям: «Я понял…», «Я узнал…», «Я научился…»

Приложение №1.

Притча об экономии воды.

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали приказ.

В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что наутро воды в озере осталось мало.

Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы, а утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади.

Ночью горожане вышли на поливку, выстроив дозоры. Ситуация с водой вышла из под контроля.

В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Горожанам сообщили об истощении запасов воды в озере и предложили вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив личных участков двумя днями в неделю.

Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

Приложение № 3

Инструкция работы в группе:

1.Распределите роли в группе:






Лучше, если все команды получат награды. Сохраняя главный принцип: играть и никого не обижать. Предлагаю, чтобы после каждого подведения/объявления итогов жюри, помощницы прикрепляли к магнитной доске баллы: «5» — красный помидор; «4» — зеленый перец; «3» — желтая тыква; «2» — баклажан. Это наглядно. Ученики самостоятельно могут вести подсчет результатов.

Рефлексия.

Учитель. Ребята, в самом начале нашего мероприятия вы помогли своему дереву распустить свои первые листочки. Пожалуйста, выскажите свое мнение, какое у вас сейчас настроение, прикрепив к правой стороне дерева цветные листочки.
Ученики высказывают свое мнение, прикрепляя листики к символическому дереву. Выполнив задание, каждая группа вывешивает свое дерево на магнитную доску.
СЛАЙД-рефлексия. Дерево достижений.


Учитель. Всем спасибо. Желаю, чтобы краски осени становились только ярче с каждым днем. Учитесь видеть, слышать и слушать окружающий мир. Наслаждайтесь красотой природы. Помните, от нас с вами зависит, какой ее увидят наши потомки. Примите цитату в копилку. До свидания.

Цитата в копилку.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий осенней игровой программы в начальной школе











Ведущий 1 Ведущий 2

Ну ладно бы, скажем, чужие,

Ну ладно бы, скажем, враги,

А то ведь свои, коренные,

Играют судьбою реки.

Ну ладно бы, скажем, пришельцы

Вершили злодейство свое.

А то ведь свои же умельцы

Терзают и травят её.

Твердим, что мы сами с усами,

Твердим, не желая понять:

Не кто–нибудь, сами ведь, сами

Мы подняли руку на мать.

И смотрим едва ль не с восторгом,

Отринув и совесть и страх,

Как наша любимая Волга

Страдает у нас на глазах.

По воле какого же беса,

На красное выйдя крыльцо,

Следим, как обмывки прогресса

Летят в дорогое лицо?

Поверь я в нечистую силу,

Решил бы, что это она

Стремясь обессилить Россию

Всю муть поднимает со дна.

Да что ж это, братцы такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А с нами со всеми беда.

Пожалуй, и ждать–то недолго,

Когда упокоится мать.

И будем в печали над Волгой

Мы все, как над гробом, стоять.

Ни плач, ни мольбы, ни угрозы,

Ни поздно предъявленный счет,

Ни горьких раскаяний слезы –

— Ничто нас тогда не спасет1.

Ведущий 1

Ждёт помощи нашей бесценный Байкал,

Умирает в пустыне великий Арал,

Иргиз задыхается в груде камней

Природы не будет и нас вместе с ней.

Вы слышите, люди! Вы слышите, люди!

Природы не будет и нас вместе с ней!


Ведущий 2

Я не против прогресса, ни-ни!

Но прошу тебя, век, сохрани

Хоть какую-то малую дикость!

Сохрани приозёрный камыш,

Сохрани деревенские вишни!

Сохрани первозданную тишь,

Из которой когда – то мы вышли!


                 

                     

«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете…»

                                                                                 (Антуан де Сент Экзюпери.)

 

Слайд №5

Ведущий:   Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы  относимся не экономно  к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

 При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, 

ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока 

всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием 

городов и производств дефицит  будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем 

оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

Ученица:

В Российской Федерации принята целевая программа «Чистая вода». Она предусматривает такие меры:

1) рациональное использование водных ресурсов;

2) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

3) повышение уровня защищённости водных ресурсов;

4) принятие законодательных актов.

 

Ученик:           Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно.       Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

А что можем сделать мы?

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

Закрывайте кран во время чистки зубов.

Вовремя устраняйте протечки.

Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

Не используёте токсичные удобрения в саду.

Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

 

Слайд №6

                     

                  

Ведущий:    Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина  «Вода  для  жизни»

1.Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 %                    Б- 2,5%                 В – 25%

 

2.В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

 

3.На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?   

А – личная гигиена      

Б – приготовление пищи         

В – орошение

 

4.Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

А – 2 – 5 литров          Б – 100-300 литров           В – 1000-1500 литров

 

5.Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А — примерно 100 литров воды

Б — примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

 

6.На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти                 

Б – пива                   

В – бумаги

 

7.Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра             Б – 3500 литров            В – 70, 00 литров

 

8.Сколько литров воды понадобится , чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л

Б —  1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л

В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л

 

9.Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда

Ответы:

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт:  90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

 

6. Для производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

   Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

   Для производства 1 кг  бумаги требуется 300 литров воды.

 

7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

     Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды   

                 используется для того, чтобы вырастить для него корм.

 

8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой «водохлёб» из всех зерновых культур. Чтобы получить один кг говядины, требуется огромное количество воды- 100000 литров.

     Факт: животные выпивают небольшую часть этой воды, большая её часть используется   

                для выращивания для них корма. 

        

9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не имели доступа к безопасным источникам воды.

      Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к современным санитарно-техническим сооружениям. Это составляет более 13  всего населения земного шара.   

 

Материалы:      un.org > Школьный киберавтобус > Викторина «Вода».      

               https://www.water.ru/bz/param/water_in_life.shtml

                       https://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php

                       https://www.babygreen.ru/earthecology/2010/03/22/185/

                       Международные экологические акции в школе   (7-9 классы) 

                       Издательство  «Учитель» Волгоград  2005

                              https://www.onedrop.org/calcul/en/

 






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: