Выбор учащихся — основа уровневой дифференциации обучения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50» города Калуги












Выбор учащихся – основа уровневой дифференциации обучения






Подготовила:

Щурова Лариса Михайловна учитель химии









г. Калуга

2014 год


«Все дети разные, и надо дать возможность

каждому развиваться

с собственной скоростью».


Я.А.Коменский


Одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Переход на новую, личностно – ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям. Использование этих технологий в обучении направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребенка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией.

Один из принципов здоровьесберегающих технологий – осуществление уровневой дифференциации при усвоении содержания предмета через реализацию собственного права учащегося на это. Уровневая дифференциация при обуче­нии – это потребность времени. Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных учеников, создавая благоприятные условия для развития ВСЕХ И КАЖДОГО в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, учитывая особенности характера. Разноуровневые задания являются основой дифференциации обучения.

Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся, обеспечивает образовательные потребности личности в соответствии с ее наклонностями, интересами и возможностями, создает условия для самореализации, готовит к творческому интеллектуальному труду и предоставляет право выбирать уровень своего обучения по каждому предмету.

Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у детей школьного возраста. Учащимся предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального, базового и творческого. Осуществляется принцип: «возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». При этом отношения «учитель-ученик» претерпевают глубокие изменения: ученик все больше становится субъектом учения, а учитель – консультантом, партнером, между ними устанавливаются договорные отношения.

Сущность уровневого обучения заключается в создании условий, обеспечивающих включение каждого ученика в работу в соответствии с уровнем его развития (уровней обученности и восприимчивости к обучению). Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов.

Выделяют пять уровней обученности учащихся:

Свежие документы:  Химические свойства предельных карбоновых кислот. Разработка урока-исследования

1 уровень – различение, ученик способен различить знакомое и незнакомое.

2 уровень – запоминание: ученик воспроизводит требуемый материал, но при этом может его и не понимать.

1 и 2 уровни являются репродуктивными.

3 уровень – понимание: ученик умеет устанавливать причинно-следственные связи. 4 уровень – уровень простейших умений, которые могут быть доведены до автоматизма. 3 и 4 уровни объединяют в один – конструктивный.

5 уровень – творческий: ученик умеет использовать полученные знания в иной, нестандартной ситуации.

Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе – не цель, а средство развития ребенка. Следовательно, увеличение количества изучаемых фактов, понятий, теорий и т.п. не имеет смысла, а для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне восприятия фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:

1 уровень – стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».

2 уровень – базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».

3 уровень – продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают отметку «отлично».

Свежие документы:  Конспект урока "Аминокислоты. Состав, строение, физические свойства и получение" 10 класс

При организации уровневой дифференциации работы учащихся на уроке необходимо, чтобы поставленная цель шла от ученика, а не для него, причем на разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из трех уровней. Каждая цель предполагает, что учащиеся в конце урока должны знать, уметь, понимать и т.п.

Методика уровневого обучения может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах. Группы могут быть различными по составу: гомогенными и гетерогенными. Гомогенные группы объединяют учащихся, имеющих одинаковый уровень учебной подготовки. Гетерогенные группы включают учащихся разного уровня обученности. Из состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь учителю в работе с членами группы. Учитель должен провести подготовительную работу с консультантами.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Закрепление и проверка знаний проводятся учителем, как правило, на репродуктивном уровне. На уроках систематизации, обобщения и комплексного применения знаний, итогового контроля учащимся предлагаются задания разного уровня. В этом случае уровень контроля школьники выбирают сами, что обеспечивает комфортное состояние их психики.

При систематическом использовании методики уровневого обучения по мере развития ученики могут переходить с одного уровня обученности на другой, более высокий.

В обучении химии индивидуально-дифференцированный подход имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химических знаний сопряжено со значительными трудностями, у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальные темпы развития.

При организации дифференцированных самостоятельных работ необходимо постоянно следить за работой каждого ученика, отмечать его успехи и неудачи. Если школьник без затруднений справляется с репродуктивным заданием, то на следующем уроке ему необходимо предложить работу частично-поискового характера. Со временем в поисковую деятельность надо включать все большее количество учащихся. Они самостоятельно научаться выполнять продуктивные и творческие работы.

Важен еще один фактор — оценка знаний, необходимо оценивать не столько достигнутые результаты, сколько УСИЛИЯ ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула прилагать УСИЛИЯ для достижения лучшего результата. Только, когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, ЗАЧЕМ мне стараться. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько ЗНАНИЯ.

Свежие документы:  Конспект открытого урока по химии в 8 классе по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Используя на уроках разноуровневых заданий при обучении учащихся химии, я убедилась в ее высокой эффективности. Слабоуспевающие учащиеся ощущают свою успешность при выполнении заданий минимального уровня. Больше возможностей предоставляется для развития школьников продвинутого уровня. В целом наблюдается повышение уровня обученности учащихся и качества знаний. Особенно хорошие результаты дает использование уровневой дифференциации в старших классах, так как предоставляется возможность интересующихся химией изучать материал на более высоком уровне.

Уровневая дифференциация реализует основное положение – право выбора, что способствует укреплению психики и формированию адекватной самооценки учащихся.

















Список использованной литературы

1. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. — М.:Знание, 1995. 2. Иванова И.Г. Использование модульной и уровневой технологии обучения школьников // Научно-методический журнал «Химия. Методика преподавания в школе», № 7, 2002 3. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие под редакцией Н.Н.Никитиной. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г. 4. Обучение химии и биологии в малокомплектной школе.- Калуга: Институт повышения работников образовния, 2002. 5. Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся: сборник статей. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998. 6. Толкачева, Т.К. Методист-учителю химии. Калуга: ИУУ, 2001. 7. Толкачева Т.К., Политова С.И., Турлакова Е.Ф. Уровневая дифференциация – потребность времени. // Химия в школе, № 8, 2000. 8. Уроки химии по интегральной технологии.8кл: метод. пособие/Т.К.Толкачева, Л.Г. Лазыкина и др.-М.: Дрофа,2007.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: