ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ для 8-9 классов по теме: «ЧЕЛОВЕК — ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ ИЛИ ТИРАН ЗЛА?»


1001 идея интересного занятия с детьми


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ЧЕЛОВЕК — ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ ИЛИ ТИРАН ЗЛА?

Кислая Тамара Николаевна

учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения

«Копейкинская общеобразовательная средняя школа» Таврического района Омской области

Предмет (направленность): экология

Возраст детей: 14-16 лет, 8-9 класс

Место проведения: вне класса.

Тема конференции: Человек — венец природы или тиран зла?

Цель:

  1. Сформировать представление об экологической ситуации на планете земля.

  2. Воспитывать бережное отношение к естественному богатству на планете земля


Оборудование: аудиозаписи колокольного звона, сигналы SOS, мелодии песен «Русское поле»; презентация.

. Ход конференции

На экране планета земля

Ведущий 1: Здравствуйте уважаемые участники и гости экологической конференции под названием «Человек — венец природы или тиран зла?», посвященный одной из самых актуальных проблем сегодняшнего времени — загрязнение планеты земля.


(Звучит музыка и на экране смена видео фотографий планета земля, океаны, закаты, пески, леса.)





Разрешите мне начать нашу конференцию словами русского писателя В.Астафьев:

«Планета- Земля — единственная планета голубая от океанов, зелённая от лесов, жёлтая от песков, но стонущая сегодня от боли взывающая от помощи и, увы, остающаяся по-детски беззащитной перед варваром- человеком!»


(Звучит колокольный набат и на экране видео фотография планета земля)


Учащийся:

Тихо! Слышите плач? Очнитесь!

Помогите Земле! Отзовитесь!

Не машите рукой небрежно,

Вспомните, как она вас ласкала,

Как к груди прижимала нежно,

Колыбельную песню шептала!

А теперь вот она рыдает,

Неужели ваше сердце ослепло?

Мы виноваты в её страданьях,

Возродим ли мы счастье из пепла?




Ведущий 2:

Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью человек считает себя «Венцом природы», но при этом забыл, что он сам является её скромной частицей. Мне бы хотелось обратиться ко всему человечеству словами русского писателя В.Астафьева «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять — что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня»


Это по истине «золотые» слова, вдумайтесь в них. Земля в опасности — она медленно погибает.


(На экране видео фрагмент планета Земля звучит сигнал SOS)


Учащийся:

Нам радирует Земля

Засорёны все поля

Кучи мусора кругом,

Дышат многие с трудом,

Экология ужасна,

Рубят там леса бесстрашно

Отравляют в реках воду

Человек почувствовал свободу!







( На экране видео фрагмент Океан)


Учащийся:

Моя планета — человеческий дом

Ну, как жить под дымным колпаком

Где сточная канава- Океан

Где вся природа поймана в капкан

Где места нет ни аисту, ни льву

Где стонут травы: больше не могу!





(На экране видео фрагмент голубой небосвод)

Уж всё тоньше слой озона,

А – он щит жизни на Земле

Уже растут, как язвы раны

Где смерть таится в дымной мгле


Текут отравленные воды

По руслам рек и под Землей

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой


Леса свою теряют силу

Уходит нежный запах лип

Озера ставшие могилой

В себе хоронят стаи рыб

(Н.Н.Ландо)


Долго время состояние Мирового океана не внушало человечеству серьезных опасений. Но сегодня положение серьезно изменилось. Мировой океан постепенно превращается в водную свалку мирового масштаба. Так, каждый год в Мировой океан сбрасывается десятки тысяч тонн и твердых отходов.

По последним данным ежегодно в Мировой океан сбрасывается:

Нефть – 12 миллионов тонн в год;

Пестициды – более-1,5милионов тонн в год;

Ртуть ежегодно 5,5тысяч тонн;

Свинец – вместе с дождями, более 5000 тонн в год;

Нефтепродукты в год 3,5 тысяч;

Жидкие и твердые отходы 4,2 тысяч тонн в год.

Академик С. Струмиттин говорил: «Экономика будущего – это, прежде всего экономика Мирового океана»

Небывалыми объемами ведется хищение флоры и фауны Мирового океана. Браконьерство расцвело, выросло как по объему, так и по чину. Запасы флоры и фауны за последние десятилетия сократилось втрое, многие виды рыбы исчезли вообще, многие виды на гране исчезновения. Красная книга России пухнет, пополняясь списками редких и исчезающих видов фауны и флоры Мирового океана.

Известный французский океанограф Жан Кусто назвал Мировой океан:

«Океаном без надежд»

Всю жизнь свою Жан Кусто посвятил изучению Мирового океана. По результатам его исследований если к 2025 году не принять меры по охране Мирового океана, то из-за браконьерства и загрязнения погибнет более 40% флоры и фауны океана. А это грозит серьёзными последствиями.

(на мониторе озеро Байкал)

Учащийся:

Байкал как зеркало лежит

Гора в него глядится

То тучка воды затемнит

То Солнце в них лучится

О нем писали «Чаша вод»

Да, но какая чаша!

Как море чаша глубока

Прозрачная водица

Россия очень велика

А вся могла б напиться

(Н.И. Ландо)




Ведущий 2:

Однако в настоящее время Байкал нельзя назвать ни «зеркалом», ни «голубой чашей».

К сожалению, сегодня это озеро становится больше похожим на свалку по имени Байкал».

Его воды несут тонны мусора, и вредных ядовитых веществ которые сбрасывает целлюлозно-бумажный комбинат. Берега Байкала постепенно зарастают болотной растительностью. Богатейшая фауна озера подвергается массовому уничтожению со стороны браконьеров. Байкал взывает человечество о помощи, но в ответ – людское безразличие и безмолвие.


(на экране видео фрагмент реку)

Учащийся:

Пусть на Земле ни умирают реки

Пусть стороной отходит их беда

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастают тиной

Тот берег, на котором я стою

Большие дяди взрослые мужчины

Храните, речку светлую мою



(на экране видео фрагмент Земли)


Учащийся:

Вращаясь в космосе,

В плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек.

Все то, что я имела и имею.

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой

в дымной мгле.

И не случайно грозные вулканы.

Выплескивают лавой боль земли!

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

(С. Михалев)







Ведущий 1:

Наша страна стремительно «лысеет» под натиском человека леса отступают. При этом особенно массовое уничтожение лесного покрова России происходит в Сибири.


(на экране видео фрагмент лес)

Учащийся:

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.


Ведущий 2:

По имеющимся сведениям здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров ценных хвойных пород, лесных угодит. Однако сегодня эта цифра выросла в разы.

(на экране видео фрагмент лес в пожаре)

И сему причина лето 2010г вошедшее в историю как Огненное лето 2010г.

А по данным Всемирного центра мониторинга пожаров наблюдения велись из космоса, площадь уничтоженных лесных угодий составила 12 миллионов га. Пожары затронули 69 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонны экосистем, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных. Некоторые данные по 60 субъектам федерации.

Архангельская область огонь уничтожил 12 тысяч га

Брянская область – 1милион 490 тысяч га

Карелия – 1миллион 614тысяч га

Липецкая область – серьезно пострадал заповедник «Галчья гора»

Мордовия – сгорело 10 тысяч га, сильно пострадал Мордовский государственный заповедник им. П. Смидовича

Нижегородская область – 1 миллион 112тысяч га

Ульяновская область — 1милион 503тысячи га


Учащийся:

Кто-то ночью утащил лес

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста.

Только белая кругом тишина.

(И. Токмакова)


Ущерб, нанесенный популяциям растений и животных, которые занесены в красную книгу, а так же популяциям хозяйственных животных и растений оценивается в сотни миллионов рублей. При пожаре в атмосферу было выброшено огромное количество «черного углерода» (парниковый) NO; SO2; NH3; формальдегиды, фенолы, альдегиды. По данным со спутника НАСА «Терра» мощный поток горячего воздуха и дыма поднимался в атмосферу на высоту 12км и попал в стратосферу, образовал облака вредных газов. По оценке ученый Мюнхенского университета Германии в атмосферу от лесных пожаров было выброшено 100 миллионов тон СО2. Увеличение будет наблюдаться и в последующие годы за счет поврежденных лесов.

Огненное лето 2010г оставило свой след не только на природе, но и на здоровье человека. По данным Минздрава России смертельность в 2010г увеличилась в 10 раз.

Лето 2010г явилось масштабом национального бедствия.

Загрязнение атмосферы черным углеродом будет, имеет глобальное последствие для планеты.


Далеко не все люди задумываются над глубоким смыслом слов «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец её».(Сахаров)

Ведущий 1:

Наша экологическая конференция подходит к завершению. К сожалению, осветить в полном объеме экологические проблемы за этот короткий промежуток времени просто невозможно.

Мы надеемся, что Вы задумаетесь над глубоким смыслом слов французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», значит, пересесть из него просто не куда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».


Учащийся:

У всех людей – одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.


И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой губим не скупясь.


Учащийся:

Прости, земля, прости, прости,

прости…

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели… и не видели.

Мы думали тогда – так было надо:

Мы рьяно жгли, сушили и рубили,

И вот теперь за это нам награда:

Цветущие сады, поля – на гниль

и пыль сменили.


Учащийся:

Завещано беречь нам этот мир –

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.


Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будит мирным небо над землей.

Пусть вечно детство звонкое смеется!


Список используемой литературы


1. Авдохина И.С., Рудых Т.И. Чудо – озеро Байкал: Театрализованное занятие / И.С.Авдохина, Т.И. Рудых // Читаем, учимся, играем.-2007.-№1.- С.99–104. — (Экологическое воспитание)

2. Ковальчук Т.Л. Природа – наша жизнь: Экологический час для учащихся 5–6 классов/ Т.Л. Ковальчук // Читаем, учимся, играем.-2006.-№10.- С.100–102. — (Экологическое воспитание).

3. Кожевникова Д.А. Под зеленым парусом в будущее: Экологический праздник / Д.А. Кожевникова // Читаем, учимся, играем.-2006.-№6.- С.89–92. — (Экологическое воспитание).

4. Бударина В.А. «Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда…»: Конкурсная программа для учащихся 5–8 классов /В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем.-2006.-№1.- С.94–101. — (Экологическое воспитание).

5. Сборник. Музыка стихов, Самиздат, СПб, 2009.

Интернет-ресурс

https://www.rg.ru/sujet/2531/index.html

https://www.ecohome.ru

https://www.wwf.ru

12

Свежие документы:  Тест для 11 класса на тему "Экосистемы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: