Экологический эрудицион «Свалка, по имени Земля»


В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Экологический эрудицион «Свалка, по имени Земля» знакомит детей с проблемой загрязнения планеты. От решения которой зависит само существование человека. Игру можно провести, как весенний праздник, посвященный дню Земли- 22 апреля.


Экологический эрудицион

«Свалка, по имени Земля ».

Цель игры:1. Формирование экологической культуры поведения учащихся на основе знаний, умений и ценностных ориентаций.

2. Расширение кругозора учащихся через знакомство со сложной проблемой загрязнения планеты отходами промышленности и народного хозяйства и методами их переработки.

Задачи: 1.Познакомить детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека.

ХОД ИГРЫ.

Игра начинается чтением стихотворения С. Михалкова «Стон Земли» (стихотворение читают ученик и ученица, а на экране демонстрируется слайды с изображениями территорий с экологическими бедствиями)


Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет,

Я так устала…, Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места не

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.


Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идёт моя руда!

А что мне стоит только штат Невада, —

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.


Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.


И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с раной боль Земли…

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!


Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящён одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. За каждый заработанный бал командой снимается одна бумажка (соответствующего цвета) – идёт как бы процесс очищения земного шара от мусора

Сегодняшнее население планеты земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда большая его часть – 97% — идёт в отходы. По подсчётам специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем в ПЯТЬ метров. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. км практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. км она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай…

А старые вполне ещё годные выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди памятников своей беззаботности и бесхозяйственности.

Ведущая: В игре принимают участие команды,…идет представление команд.

Ведущий: Игра начинается приветствием команд. И так знакомимся…

Чтец:

Моя планета – человеческий дом.

ну, как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава — океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.

Просит прийти на помощь.

Ведущий: Вопрос «Куда деть мусор?» становится всё актуальнее. И мы попробуем ответить на него.

1 Тур. «Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек».

Команды получают по 3 таблички – указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий даёт 3 варианта ответа. Время обсуждения ответа 30 секунд. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа. За правильный ответ команда получат один балл. Как только участники команд поднимут табличку с номером ответа, ведущий озвучивает правильный ответ. ( В тексте он выделен знаком *)

Вопросы:

Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляет:

  1. пластмасса *

  2. стекло

  3. металл

Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

  1. Москвы

  2. Лондона

  3. Нью-Йорка *

Какая отрасль промышленности во Франции считаются самой активной и процветающей:

  1. производство упаковочных материалов

  2. переработка мусора *

  3. производство автомобилей

Прежде чем начать утилизацию отходов, необходимо их:

  1. рассортировать *

  2. собрать в одном месте

  3. раскрошить.

Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

  1. компостировать

  2. сжечь при специальных условиях *

  3. переплавить

Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли грунтовых вод *

  2. ограждение места свалки

  3. укомплектование соответствующей техникой

Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение

  2. На ближайшие регионы

  3. Даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет»*

Самая страшная «добавка» к воде:

  1. бытовой мусор

  2. пестициды *

  3. минеральные удобрения

Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:

  1. Британию *

  2. Польшу

  3. Россию

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

  1. их захоронение

  2. разработка правовых механизмов регулирование процесса

  3. рециркуляция (повторное использование отходов) *

Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

  1. загрязнением *

  2. экологическим кризисом

  3. интродукцией

Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. теплоэнергетика

  2. нефте – и газопереработка

  3. автотранспорт *

Оптимальное решение энергетической проблемы:

  1. экономия энергии *

  2. развитие атомной энергетики

  3. развитие ветроэнергетики

Гарбология – это

  1. наука о доме, местопребывании

  2. наука, изучающая почву

  3. мусороведение *

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменений:

1. 10 лет 2. 50 лет 3. 100 лет и более *

Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы за:

1. 1 — 2 года * 2. 5 — 8 лет 3. 20 и более лет.

После окончания работы судьи подсчитывают баллы (а в это время проводится игра со зрителями), объявляют итоги первого тура, ассистентами ведущих с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой баллами.

игра со зрителями:

  1. Как дословно переводится «экология»?

  2. Какие среды обитания известны и кто в них живёт?

  3. Какие царства живой природы существуют, и кто к ним относится (примеры)?

  4. Как связаны между собой все живые организмы (цепью питания)?

  5. Перечислить составные части цепи питания.

Ведущая: Просим жюри огласить итоги конкурса.

2 Тур. Не спешите выбрасывать своё будущие (и ли отходы)

Ведущий: В этом туре, ребята, вы будете угадывать наиболее распространенные отходы. Я буду, зачитывать детские высказывания об отходах, по два высказывания для каждой команды. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команды — попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Если вы угадаете с первого высказывания, то команда получает 5баллов, если со второго – то четыре и т. д. Побеждает команда, которая первой верно назовёт отходы. Если команда даёт неверный ответ, то она выбывает из дальнейший борьбы в этом туре.

Детские высказывания:

  1. Его производит обыкновенная корова.

  2. В небольших количествах он полезен

  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

  4. При попадании в водоем он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

  5. Его необходимо компостировать. Ответ: навоз.


  1. У меня очень много игрушек из неё.

  2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

  3. Предметы, изготовленные из неё, очень мало весят.

  4. Если её поджечь, то появляется очень много чёрного дыма, который плохо пахнет.

  5. Её нельзя выбрасывать, так как она в природе сама по себе не разлагается. Ответ: пластмасса


  1. Её изобрели китайцы

  2. У нас её получают из дерева

  3. Она легко горит

  4. Из неё получается очень много мусора

  5. На ней обычно рисуют или пишут. Ответ Бумага





  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда оно падает, оно разбивается

  4. Если его нагреть, то оно становится тягучим как тесто.

  5. Брошенное в лесу оно может стать источником пожара

Ответ стекло


  1. Это то чего много в городе, но мало в деревне

  2. Особенно много этого в промышленном городе, где много фабрик и заводов

  3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становиться ещё больше.

  4. Его издают разные приборы, машины и дети на переменах.

  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

Ответ Шум.

1Этого почти не видно.

  1. Этого очень много в промышленном городе, где работают комбинаты и

заводы.

  1. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

  2. Это могут собрать на себя листья зеленых растений.

  3. В городе, где этого много, не растут лишайники.

Ответ Газовые выбросы.


1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить большие деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за это можно получить деньги.

Ответ Металлолом

1.Всегда черного цвета.

2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3.это очень вредно и вызывает болезни.

4.Этим сильно пачкаются трубочисты.

5. Этого много образуется при горении.

Ответ Сажа.


  1. Это то, без чего уже не можем прожить.

  2. Этим мы пользуемся каждый день.

  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

  4. С помощью этого все становится чистым.

  5. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

Ответ С.М.С.


1.Это легче воды.

2. это может плавать на воде и не тонет.

3. В реке этого много когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

Ответ Машинное масло.


Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, давайте с вами, посмотрим сценку «У водоёма».

Сценка.

Действующие лица: Девочка, Водяной, Лучик солнца, ручейки.

Девочка:

Лучик, посмотри!

(посреди луга лежит зеркало стекло голубое, рама зеленная, возле него ручейки)

Лучик солнца:

Что это?

Девочка:

Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро! (танец ручейков). Какая прохлада! Можно умыться и воды напиться!

Ручейки: Не пей девочка! Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нём нет: колёса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льётся через грязные трубы – это стоки заводов. Остановилась жизнь для обитателей озера. Купаться запрещено! Воду использовать нельзя!

Водяной: (исполняет песню на мотив песни водяного из мультфильма «Летучий корабль».)

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной,

Друзья мои лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры – бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро – помойка,

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки.

А мне так жить,

А мне так жить,

А мне так жить охота!

Лучик, помоги! Девочка, помоги! Ведь люди все знают и понимают и могут помочь.

Девочка: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода будет самоочищаться. Это будет только при условии, если никто и никогда больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если ещё и помочь воде: убрать всё, что сбросили в воду, то тогда в водоем возвратиться жизнь! Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером стрекозы…

Ведущий: Наше многоуважаемое жюри готово огласить результат предыдущего тура. Слово жюри. ( После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

3 тур. Конкурс капитанов

Ведущая: Предварительной жеребьёвкой выясняли, какой команде первой задаётся вопрос, и какая команда первой начинает задавать вопросы. Вопросы задаются по очереди всем командам. На обдумывание ответа даётся 30 сек. (Каждый капитан подготовил вопрос – ситуацию, по окончании рассказа которой, Капитану команды- соперницы нужно ответить верит он в эту ситуацию или нет, правдива она или нет). Представляем капитанов команд…

И так конкурс начинается

Ведущий: Просим жюри огласить результаты.

(При подведении итогов с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие цвета бумажки, по количеству заработанных командой баллов.)

4 тур. Что может сделать один?

Ведущая: Всем командам задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу, а окончание фразы написать на приготовленных листах.

Задания:

  1. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из переработанной макулатуры.

  2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз, сдать в магазин.

  3. Не покупай больше, чем может тебе понадобиться

  4. Экономь электроэнергию и горючие полезные ископаемые: если можно, пользуйся больше общественным транспортом.

  5. Одежду, которую ты больше не носишь, можно отдать нуждающимся людям.

  6. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться

  7. Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и сдай туда использованную бумагу.

  8. Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки, вымой их и сомни.

  9. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.

  10. Если есть садовый участок, используйте пищевые отходы для приготовления удобрений.

  11. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.

  12. Почини неисправную вещь вместо того, чтобы выбросить её.


Ведущий: Просим членов жюри приступить к работе. Подвести итоги конкурса. Пока жюри знакомится с ответами команд, мы с вами познакомимся с интересными фактами.

    • На Филиппинских островах растет дерево Ханга. Плоды этого дерева содержат почти чистую нефть. Ученые разрабатывают технологию её использования. Возможно, уже скоро нефтяные плантации этого растения заменят кое-где нефтяные вышки.

    • Растения могут предвещать подземные катастрофы. Наблюдая за акациями, профессор Торивади из Японии сумел предсказать восемьдесят землетрясений в Токийском районе и окрестностях Киото.

    • Банки из-под консервов разлагаются 90 лет.

    • Полиэтилен не гниёт, не разлагается и под ним ничего не растет более 200лет.

5тур. Биосфера, как лавка алхимика. (Загрязнение среды)


Ведущая: В этом конкурсе мы приготовили вам вопросы, на обдумывание ответа отводиться одна минута. Вопрос вы будете выбирать сами, то есть вытягивать. Каждой команде по два вопроса. Каждый вопрос имеет свою цену. Каждая команда может один раз попросить помощи у своих болельщиков. Начинать будет команда, у которой на этот момент меньше всего баллов. Начинает конкурс команда…

1.С биологической точки зрения уборка опада осенью не рекомендуется – опад необходим для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку производят регулярно. Почему?

Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют Тяжелые металлы из загрязнённой почвы, а листовые пластинки , кроме того, и из воздуха,

поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя.

2. Замечено, что регулярное из года в год применение соли для таяния снега на проезжей части дорог оказывает странное воздействие на деревья и кустарники, растущие вдоль дорог: Деревья перестают расти, а листва буреет уже в начале лета. Чем объясняется этот эффект?

Ответ: Применяемая для борьбы с обледенением дорог поваренная соль не всегда вымывается с талыми водами, со временем всё большие ее количества накапливаются в прикорневых розетках деревьев и кустарников, происходит засоление почвы. Засоление почвы, в свою очередь, приводит к нарушению осмотических процессов (засолённая почва буквально вытягивает всю влагу из дерева) и к повреждению почек и коры, утончению годичных колец ,отмиранию листвы. Наиболее чувствителен к такому воздействию клён, каштан и липа, деревья, играют важную роль в озеленении городов.

3. В 1982 г. Английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций?

Ответ: Специальные исследования причин гибели лебедей – шипунов в Англии, позволили выяснить, что птицы шарят по дну в прибрежной зоне в поисках гравия (обычно это бывают кусочки кварца или полевого шпата) для мышечного желудка, который им нужен для растирания водных растений. Однако в тех водоёмах, где издавна развита рыбная ловля и охота, лебеди зачастую заглатывают в место инертных обломков горной породы свинцовые грузила или шарики дроби. Проглоченный по ошибке мягкий кусочек свинца размалывается твёрдыми камешками, и частицы его растворяются желудочными соками, после чего свинец попадает в кровеносное русло, вызывая свинцовое отравление. По различным оценкам в результате отравления свинцом в Англии ежегодно погибают от 2700 до 3500 лебедей

4. После того как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована, специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина всё-таки вскрылась и оказалась вполне «экологической». Как вы думаете, что это была за причина?

Ответ: Вспышка численности грызунов в прилегающем к дороге ландшафте была связана с уменьшением численности хищников – консументов в трофической цепи, в данном случае сов, которые гибли, поражённые электрическим током, когда садились на провода и одновременно задевали крыльями металлические конструкции (чаще всего это случалось под мостами).



5. 70-е годы нашего века пополнели словарный запас современной прессы новым хлёстким выражением «нефтяная чума». Какое явление кроется за этим словосочетанием?

Ответ: Начиная с 70 – х годов, становятся весьма распространенными морские перевозки нефти на специально оборудованных для этой цели судах – супертанкерах. По мере того как росли аппетиты промышленников, росли и ёмкости транспортирующих нефть судов, а значит и объёмы нефти, попадавшей в море в результате аварий, каковы были не редки. Разливы нефти в акватории морей приводили к серьёзным экологическим катастрофам, в частности к массовой гибели животных, прежде всего морских млекопитающих и птиц. Последние гибли из-за намокания перьев, переохлаждения и заглатывания пятен нефти вместе с пищей.

6. Почему при аварии нефтяных судов и танкеров загрязняются огромные площади акваторий, а специалисты по ликвидации такого рода несчастий, прежде всего, стремятся локализовать очаг загрязнений?

Ответ: Потому что нефть имеет свойство растекаться по поверхности воды тончайшим слоем. Всего одна тона нефти может покрыть тонким слоем площадь моря в 1200 га.

7.Хозяин, продающий на рынке сельхозпродукцию: огурчики, перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: «Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!» Вы подходите, привлечённые столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без «всякой химии», а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов?

Ответ: Отказ от органических и минеральных удобрений ещё не гарантирует чистоты продукции, поскольку часто такой «тактике» сопутствует усиленное внесение навоза. Между тем последний является явным источником нитратов, и неумеренное его внесение может значительно повысить их количество в выращенных овощах и корнеплодов.

8. Чем объяснить, что современные осведомлённые и требовательные покупатели, приобретая фрукты и овощи, зачастую выискивают товар с «червоточинкой» (например, признаки того, что червяк не обошел это яблоко стороной, а морковка кое-где поедена проволочником).

Ответ: Такого рода признаки могут служить косвенным свидетельством того, что продукция не обрабатывалась активно пестицидами, следовательно, является хотя бы относительно «экологически чистой».


Ведущая: Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами послушаем стихотворение. (Стихотворение читают ученик и ученица)

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас береги!

Остановил олень свой бег:

— Будь человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги

Ты береги нас береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»


Ведущая: Сейчас мы с вами послушаем итоги предыдущего конкурса и всей игры. Слово предоставляется жюри.… Давайте, ребята, посмотрим на наш символический Земной шар, как мы видим, он стал чище нашими стараниями.

Ведущий: Эрудицион заканчивается.

Будем беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вмести и каждый в отдельности! Другого места обитания нам не дано. Земля с её биосферой — величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день земли будет таким, каким мы сегодня его создадим. Вы приобретете возможность для постижения сути порядка мироздания и подлинно человеческого удовлетворения своих потребностей. Только в этом случае «человек разумный» может стать «человеком мудрым».


Чтец: Стали люди сильными, как боги,

и судьба Земли у них в руках,

но темнеют страшные ожоги

у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век

На земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли человек?


Звучит песня В.Добрынина «Прости Земля».



Литература.

1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: «Академия развития», 1988.

2. Артамонов А.А. Сохраним наш мир. Волгоград, 1994.

3.Асланиди А.А. Экологическая азбука. М.,1995.

4.Ерёмина Г.В., Кадочникова Е.Н., Экологический эрудион «Свалка по имени Земля»// Биология в школе. №3, 1998. стр.71-75.

5. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9 – 10 кл. сред. шк. / Сост. А. Н. Захлебный.- М.: Просвещение, 1986

6.Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке.- Ярославль: «Академия развития», 1998.

7. МихалковС. Стон Земли.

8.Современные проблемы экологии: Кн. для учителя/ С56 Ф.М. Баканина, Н. Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова идр.; Под ред. А. А. Касьянова.- М.: Просвещение, 1997.- 94 с.:



















10

Демидова Ольга Михайловна,

Муниципальное Общеобразовательное Автономное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 7 г. Новотроицка Оренбургской области»

Свежие документы:  Урок – игра по экологии для 11 класса «Знаешь ли ты экологию?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: