Исследовательская работа по экологии «Оценка жизненного состояния леса по сосне. Сравнительный анализ двух лесных площадок» для 10 класса



Автономная некоммерческая организация

«Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

г. Москва, поселение Михайлово — Ярцевское, посёлок д/о Плесково

















Исследовательская работа по экологии

Тема: «Оценка жизненного состояния леса по сосне.

Сравнительный анализ двух лесных площадок»





Учащаяся 10 класса: Медведева Татьяна Юрьевна

Научный руководитель: Бочарова Мария Васильевна

Учитель географии





2014 год


Оглавление



1. Введение

Россия очень богата лесами: они занимают более 45 % её территории. В нашей стране находится 1/5 всех лесов мира. Роль зелёных насаждений очень велика. Лес в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. А также лес является источником древесины для производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений.

Тема моего проекта – «Оценка жизненного состояния леса по сосне. Сравнительный анализ двух лесных площадок».

Я считаю эту тему актуальной в настоящее время, так как в последние десятилетия на территории многих стран Европы и в России наблюдается массовое повреждение и деградация лесов. Причинами этого являются кислотные дожди, высокие концентрации в воздухе окислов серы и азота, а также озон. Всё это повреждает растения, ухудшая состояние лесов. В результате строительства промышленных объектов и населенных пунктов, газо- и нефтепроводов, горных разработок открытого типа, выбросов вредных газообразных веществ, жидкостей и пыли промышленными предприятиями в атмосферу происходит техногенное загрязнение окружающей среды.

Целью моего проекта является определение и оценка жизненного состояния леса по сосне обыкновенной (Pínus sylvéstris), сравнение двух площадок с разным уровнем антропогенных нагрузок.

Первая исследуемая мною местность находится на территории бывшей усадьбы графа С. Д. Шереметева, в Троицком и Новомосковском административном округе, вдали от Московской агломерации. А вторая площадка находится в черте г. Москвы в Битцевском лесопарке.

Шереметевы серьёзно занимались лесоводством и научным ведением сельского хозяйства, поддерживали тесную связь с учёными Петровской академии и Московского университета. На Всероссийской Промышленной и Художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году граф С. Д. Шереметев за ведение лесоводства получил золотую медаль, за земледелие и скотоводство – серебряную. В Плёсково проводились семинары и экскурсии для знакомства с интенсивным ведением лесоводства, сельского хозяйства. Большое внимание уделялось созданию парков, уходу за лесами, прочистке родников и рек. В парках и лесах было высажено много хвойных деревьев, в том числе редкие для нашей зоны – пихты, лиственницы и кедры. В Плёсково был заложен питомник с редкими породами деревьев, организована пасека на самом современном для того времени научном уровне.

Мне стало интересно узнать состояние леса на территории нашей школы, находящейся в красивейшем лесном массиве и сравнить его с состоянием леса, расположенного непосредственно в московской агломерации.

Задачи работы:

  1. Подобрать две площадки для исследований и подходящие для исследования деревья.

  2. Определить жизненное состояние деревьев.

  3. Установить жизненное состояние двух лесных массивов, используя полученные данные.

  4. Провести сравнительный анализ двух площадок.

2. Сущность метода биоиндикации

Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по различным признакам живых организмов. Определённые факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Виды, позволяющие выявить специфические особенности среды, называют индикаторами. Биоиндикация даёт возможность судить об изменениях состояния среды и даже прогнозировать направления этих изменений. При изучении степени загрязнения окружающей среды важна реакция живых организмов на загрязнители.

На территории нашей школы есть большое число елей, пихт, других видов деревьев, но я решила выбрать для своего экологического исследования сосну обыкновенную (Pínus sylvéstris).

Во-первых, хвойные растения чувствительны к загрязнению окружающей среды. Сосна очень чутко реагирует на малейшие изменения условий произрастания. Во-вторых, сосна широко распространена на территории нашей школы, поэтому проблема поиска участков для исследования сведена к минимуму. И наконец, сосновые леса ценны как для лесной промышленности, так и для целей рекреации.

Для работы над проектом я использовала методику оценки жизненного состояния леса по сосне А.С. Боголюбова, созданную в 1998 году.

Работа по выполнению проекта включала в себя три этапа:

  1. Выбор площадок и отбор деревьев для проведения измерений.

  2. Описание общего жизненного состояния деревьев.

  3. Оценка и интерпретация данных, представление результатов исследования.

Для выполнения работы мне понадобились: компас, рулетка, бинокль, треугольник, бланк описания.

3. Выбор площадок и отбор деревьев для проводимых измерений

а) Выбор площадки

Зайдя в достаточно обширный массив леса, я выбирала площадки для исследований (площадью не менее 1 га). Площадки не должны были граничить ни с опушками, ни с лесными тропинками.

б) Отбор деревьев

Работа с каждой отдельной площадкой.

Вначале я выбрала центральную точку площадки – дерево, находящееся в центре выбранного для площадки лесного массива. Это дерево я пометила белой краской.

От центральной точки (дерева) на север, запад, юг и восток при помощи компаса я шагами отложила по 25 метров. Таким образом я нашла угловые точки на площадке.

На следующем этапе разбиения площадки около каждой угловой точки я выбрала по 6 ближайших деревьев. Эти деревья я пронумеровала и пометила краской с указанием направления угловой точки и номера дерева, буквенно-цифровыми индексами, буква в которых обозначает направление по сторонам света от центральной точки площадки, а цифра – номер дерева на этой стороне света. Например, индексом N1 я пометила дерево №1, находящееся на северной стороне площадки, S6 – дерево №6 на южной стороне (W – запад, E – восток).

Для наблюдений я выбирала и помечала лишь деревья верхних (1 и 2) ярусов (спелый и приспевающий древостой). Подрост и подлесок в описание я не включала.

Для исследования я использовала деревья, не имеющие явных признаков механического повреждения (снежных обломов, ветровал, крупных задиров на коре).

в) Сроки проведения описаний

Работу я проводила с 25 декабря по 16 апреля.

г) Составление паспорта площадки

Для площадки я составила паспорт, в котором указала следующие данные:

1 – географическое и административное положение с приложением плана местности.

2 – описание площадки по следующему плану: а) высота местности над уровнем моря; б) равнинный участок или склон, если склон экспозиция и угол наклона; в) подстилающая порода и тип почвы.

3 – основные данные о типе леса на площадке: породный состав, сомкнутость крон, средний возраст, подрост и подлесок, травянистая растительность. Под сомкнутостью крон понимается доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Можно также характеризовать сомкнутость, как ту часть неба, которая закрыта кронами — иными словами оценивать соотношение между «открытым небом» и кронами. Сомкнутость крон принято выражать в долях единицы — от 0,1 до 1, т.е. отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон — за 1. При этом просветы между ветвями в расчет не принимаются: «кроной» считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны.

4 – основные данные о выбранных деревьях на площадке: а) высота и диаметр ствола на уровне груди; б) средний возраст; в) повреждения деревьев (механические и повреждения от насекомых и грибов).

Возраст деревьев я узнавала по мутовкам. Каждая мутовка на стволе сосны соответствует годовому приросту. Чтобы определить возраст сосны с точностью до 2-х лет достаточно тщательно пересчитать количество мутовок на стволе и прибавить примерно 5-6 лет.

Методика измерения высоты деревьев

(Треугольник с углом 45 градусов)

Суть: построение равнобедренного прямоугольного треугольника, одним из

катетов которого является дерево.

Рабочая формула: H = h* L / l

Здесь h и l стороны прямоугольного треугольника с углом 45 градусов. Т.к. они равны, то H = L.

Оборудование: любой прямоугольный треугольник (бумажный, пластмассовый, деревянный) с углом 45 градусов, то есть равнобедренный.

Ход работы:

1) держа треугольник вертикально, отойти от дерева на такое расстояние, при котором, глядя вдоль гипотенузы, увидеть верхушку дерева. Высота дерева от уровня глаз до верхушки равна расстоянию от дерева до человека;

2) измерить расстояние от места измерения до дерева;

3) прибавить к полученному числу свой рост (до уровня глаз).

Измерения диаметра я проводила через длину окружности. Для этого у деревьев я измеряла длину окружности ствола, а затем среднее значение использовала для определения диаметра по формуле D = L / р, где D — диаметр, L — длина окружности, а р — постоянное число «Пи», равное приблизительно 3,14 (в полевых условиях длина окружности просто делится на три).

Для того, чтобы найти диаметр ствола, я измеряла длину окружности ствола.

Длина окружности деревьев площадки 1:

С северной стороны: L1 = 134 см; L2 = 114см; L3 = 124см; L4 = 108 см;

L5 =153 см; L6 = 143см.

С южной стороны: L1 = 114 см; L2 = 129 см; L3 = 162 см; L4 = 148 см;

L5 = 134 см; L6 = 97 см.

C восточной стороны: L1 = 93 см; L2 = 110 см; L3 = 142 см; L4 = 113 см;

L5 = 143 см; L6 = 138 см.

C западной стороны: L1 = 173 см; L2 = 165 см; L3 = 164 см; L4 = 137 см;

L5 = 190 см; L6 = 115 см.

Длина окружности деревьев площадки 2:

С северной стороны: L1 = 94 см; L2 = 121 см; L3 = 69 см; L4 = 86 см;

L5 = 86 см; L6 = 86 см.

С южной стороны: L1 = 95 см; L2 = 106 см; L3 = 84 см; L4 = 96 см;

L5 = 123 см; L6 = 78 см.

C восточной стороны: L1 = 114 см; L2 = 115 см; L3 = 105 см; L4 = 83 см;

L5 = 102 см; L6 = 114 см.

C западной стороны: L1 = 110 см; L2 = 97 см; L3 = 84 см; L4 = 105 см;

L5 = 77 см; L6 = 103 см.

Паспорт площадки 1 (приложение 1)

1. Площадка находится на территории школы — пансиона «Плесково» в

центре Восточно-Европейской равнины на Москворецко — Окской низменности, на правом берегу реки Пахры.

Координаты — 55̊̊ 24̸ с. ш. и 37̊ 05̸ в. д.. Плёсково находится в Троицком и Новомосковском административном округе (бывший Подольский район) на западе Михайлово — Ярцевского поселения (приложение 1).

2. а) Высота местности над уровнем моря – 203 метра.

б) Местность приобретает эрозионно-увалистый характер, широкая плоская долина и балки с пологими склонами выработаны в четвертичных отложениях.

в) Абсолютная глубина залегания фундамента Русской платформы на территории Плёсково – от 1000 до 2000 метров. Коренные породы залегают неглубоко и представлены известняками каменноугольного периода. Они перекрыты юрскими глинами и песками. Четвертичные отложения представлены московской мореной, водно-ледниковыми песками и покрытыми суглинками, так как огромное влияние на рельеф территории оказало четвертичное оледенение, а в послеледниковое время основной фактор формирования рельефа – текучие воды. В современную эпоху возрастает значение хозяйственной деятельности человека.

Почвы преобладают дерново-подзолистые смытые. Эти почвы имеют среднесуглинистый состав, среднемощный органогенный горизонт и хорошо узнаваемый подзолистый горизонт белесовато-бурого цвета и пластинчатой структуры.

3. Территория нашей школы и исследуемая площадка находятся в зоне хвойно-широколиственных лесов.

Первый, или верхний, ярус образован деревьями первой величины (ель (Pícea), сосна (Pínus), липа сердцевидная (Tília cordáta), вяз гладкий (Úlmus laévis) и др.); второй – деревьями второй величины (рябина обыкновенная (Sórbus aucupária), черемуха обыкновенная (Prúnus pádus), ива козья (Sálix cáprea) и др.); третий ярус составляет подлесок, образованный кустарниками (лещина обыкновенная (Córylus avellána), крушина ломкая (Frángula álnus), жимолость лесная (Lonicera xylosteum), бересклет европейский (Euonymus europaeus) и др.); четвертый состоит из высоких трав (борцы (Acónítum), бор развесистый (Milium effusum L.), чистец лесной (Stáchys sylvática) , папоротник орляк (Stáchys sylvática)); пятый ярус сложен из трав более низких (сныть обыкновенная (Aegopódium podagrária), осока волосистая (Carex pilosa), пролесник многолетний (Mercuriális perénnis) и др.); в шестом ярусе – наиболее низкие травы, такие, как копытень европейский (Ásarum europaéum), кислица (Óxalis).

Деревья первой величины смыкаются своими кронами и формируют полог леса, под который проникает небольшая доля солнечного света. Сомкнутость крон леса на площадке составляет 0,8.

Лесная подстилка, покрывающая почву, состоит из опавших листьев и хвои, а также из коры и сучьев деревьев, отмерших участков трав, мхов.

Средний возраст выбранных мною деревьев составляет 90 лет.

4. а) Высота сосен на площадке колеблется от 27 м до 45 м:

С северной стороны: H1 – 31 м, H2 – 28 м, H3– 30 м, H4 – 26 м, H5 – 36 м,

H6 – 34 м;

С южной стороны: H1 – 28 м, H2 – 31 м, H3 – 39 м, H4 – 36 м, H5 – 33 м,

H6 – 22 м;

С западной стороны: H1 — 45 м, H2 – 43 м, H3 – 43 м, H4 –34 м, H5 – 48 м.

H6 –28 м;

С восточной стороны: H1 –22м; H2 – 28 м; H3 – 35 м, H4 — 31 м; H5 – 34 м;

H6 –35 м.

Диаметр деревьев:

С северной стороны: D1 ≈ 45 см; D2 ≈ 38 см; D3 ≈ 41 см; D4 ≈ 36 см; D5 ≈ 51 см; D6 ≈ 48 см.

С южной стороны: D1 ≈ 38 см; D2 ≈ 43 см; D3 ≈ 54 см; D4 ≈ 49 см; D5 ≈ 45см;

D6 ≈ 31 см.

С восточной стороны: D1 ≈ 31 см; D2 ≈ 37 см; D3 ≈ 47 см; D4 ≈ 38 см; D5 ≈ 48 см; D6 ≈ 46 см.

С западной стороны: D1 ≈ 58 см; D2 ≈ 55 см; D3 ≈ 55 см; D4 ≈ 46 см; D5 ≈ 63 см; D6 ≈ 38 см.

б) Степень повреждения полога древостоев слабое – до 25 %.

в) Повреждения от насекомых и грибов отсутствуют.

Паспорт площадки 2 (приложение 2)

1. Площадка 2 находится на территории Битцевского парка в центре Восточно-Европейской равнины в юго-восточной части Теплостанской возвышенности, междуречье рек Москвы и Пахры.

Координаты — 55̊̊ 36ʹ с. ш. и 37̊ 33ʹ в. д.. Площадка находится в Юго-западном административном округе г. Москвы (приложение 2).

2. а) Высота местности над уровнем моря – 135 метров.

б) Рельеф носит холмистый характер и расчленен глубокими эрозионными долинами, балками и оврагами.

в) Геологический разрез верхней части отложений представлен песчано-глинистой толщей пород четвертичного возраста. Повсеместно с поверхности развиты покровные суглинки мощностью до 1,5-4,0 м.

Почвы преобладают дерново-подзолистые, которые сформированы на покровных суглинках, подстилаемых моренными суглинками, либо флювиогляциальными песками. Интенсивное расчленение района обусловило большое развитие небольших западин с дерново-подзолистыми глеевыми почвами.

3. Территория второй площадке находится в зоне смешанных лесов.

Большая часть леса имеет естественное происхождение. Культуры хвойных – ели, сосны, лиственницы – закладывались в начале 1950-х годов. Этот процесс – начало формирования хвойно-широколиственных лесов.

Преобладающими на рассматриваемой территории являются широколиственные насаждения, сформированные, главным образом, из липы (Tília) или дуба (Quércus). Занимающие небольшие участки насаждения ясеня (Fraxinus), вяза (Úlmus) и клена (Ácer) имеют искусственное происхождение; также культурными является незначительная часть дубняков и липняков, липняк с дубом, сосной и кленом. Древостой здесь одноярусный; в его составе, кроме господствующей липы, присутствуют дуб, клен, а также осина (Pópulus trémula) и береза (Betula) (важный типологический признак широколиственного леса).

В подросте – липа (Tília), дуб (Quércus) и клен (Ácer); в подлеске – лещина (Córylus), кусты бузины (Sambucus), бересклет (Euonymus), крушина (Frangula), рябина (Sórbus), калина (Viburnum), жимолость (Lonicera). Травяной покров густой и сравнительно равномерный, его структуру и облик определяет осока волосистая (Carex pilosa). Также здесь произрастают купена многоцветковая (Polygonátum multiflórum), медуница темная (Pulmonária obscúra), ландыш майский (Convallaria majalis L.), колокольчик широколистный (Campánula latifólia). Весной обращает на себя внимание чистяк (Ficaria) и ветреница лютиковая (Anemóne ranunculoídes).

Сомкнутость крон леса на площадке составляет 0,5.

Средний возраст выбранных мною деревьев составляет 50 лет.

4. а) Высота сосен на площадке колеблется от 18 м до 35 м:

С северной стороны: H1 – 22 м, H2 – 29 м, H3– 18 м, H4 – 21 м, H5 – 21 м,

H6 – 21 м;

С южной стороны: H1 – 23 м, H2 – 25 м, H3 – 21 м, H4 – 23 м, H5 – 30 м,

H6 – 20 м;

С западной стороны: H1 — 27 м, H2 – 23 м, H3 – 21 м, H4 – 25 м, H5 – 20 м.

H6 –24 м;

С восточной стороны: H1 – 28 м; H2 – 28 м; H3 – 35 м, H4 — 21 м; H5 – 24 м;

H6 – 28 м.

Диаметр деревьев:

С северной стороны: D1 ≈ 31 см; D2 ≈ 40 см; D3 ≈ 23 см; D4 ≈ 29 см; D5 ≈ 29 см; D6 ≈ 29 см.

С южной стороны: D1 ≈ 32 см; D2 ≈ 35 см; D3 ≈ 28 см; D4 ≈ 32 см; D5 ≈ 41 см;

D6 ≈ 26 см.

С восточной стороны: D1 ≈ 38 см; D2 ≈ 38 см; D3 ≈ 47 см; D4 ≈ 28 см; D5 ≈ 34 см; D6 ≈ 38 см.

С западной стороны: D1 ≈ 37 см; D2 ≈ 32 см; D3 ≈ 28 см; D4 ≈ 35 см; D5 ≈ 26 см; D6 ≈ 34 см.

б) Степень повреждения полога древостоев слабое – до 30%.

в) Повреждения от насекомых и грибов отсутствуют.

4. Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев

Известно, что при ухудшении условий произрастания у сосны (как и у большинства других пород деревьев) наблюдаются следующие реакции:

  1. дефолиация, то есть опадение листвы (хвои), внешне проявляющееся в снижении обычной густоты кроны.

  2. потеря естественной окраски (пожелтение) кроны.

Эти меры, по мере ухудшения жизненного состояния дерева прогрессируют, вплоть до полного отмирания дерева. Схожие измеряемые реакции организма на множественные изменения среды и составляют суть метода биоиндикации.

Для правильного описания я выбирала точки с хорошим обзором всего дерева.

Описание жизненного состояния деревьев на площадке заключалось в заполнении бланка.

Заполнение бланка описания жизненного состояния деревьев (приложения 3 и 4)

Бланк представляет собой таблицу, включающую в себя графы для описания параметров деревьев, свидетельствующих об их жизненном состоянии.

Графа 1 «Номер дерева»

Заполнялась мною по местам на моей площадке – в неё я заносила номера описываемых деревьев (N1, N2… W6).

Графа 2 «Класс дефолиации»

Этот параметр дерева я определяла визуально, при необходимости при помощи бинокля. При его определении я осматривала ветки с средней части кроны.

Дефолиация (густота кроны) оценивалась по четырём основным классам, где каждому классу соответствовал определённый процент потери хвои (или степень разреженности кроны):

0 – дефолиация не более 10 % (густота кроны 90 – 100% от нормы)

1 – незначительная дефолиация – 10-25 % (густота 75-90%)

2 – средняя степень дефолиации – 25 – 60 % (густота 40-75%)

3 – сильная дефолиация — >60 % (густота кроны <40%)

Графа 3 «Класс пожелтения»

Cтепень потери природной окраски, или «пожелтения» кроны оценивается визуально также по четырём классам. Я пыталась примерно сравнить наблюдаемый цвет кроны с нормальным в моём представлении цветом. Потеря природной окраски оценивалась в процентах по следующей шкале:

0 – нет пожелтения (потеря общей окраски кроны 0-10%);

1 – слабое (потеря 10-25% окраски);

2 – среднее (25-60%);

3 – сильное (более 60%).

Среди исследуемых мною деревьев встречались деревья только 0 и 1 классов.

Графа 4 «Новые шишки»

В данной графе я визуально, при помощи бинокля, оценивала количество новых (не раскрывшихся) шишек (треугольной формы) на деревьях.

Количество шишек я оценивала также по 4-ёх балльной шкале: 0 баллов – шишек очень много… 3 балла – шишек нет совсем.

Графа 5 «Старые шишки»

Количество старых (раскрывшихся шишек) я определяла по той же шкале, что и количество новых. Старые шишки имеют форму «ёжика», а их подсчёт я также вела при помощи бинокля.

Графа 6 «Прирост верхнего побега»

Оценку прироста я проводила по четырёх балльной шкале с шагом в 5 см: 0 баллов – прирост более 15 см, 1 балл – 10-15 см, 2 балла – 5-10 см, 3 балла – менее 5 см.

Графа 7 «Сумма баллов»

В эту графу я записывала алгебраическую сумму баллов со 2 по 6 графу.

Графа 8 «Общее жизненное состояние»

Эта графа относится уже к камеральной обработке материала. Порядок её заполнения описан мною ниже.

Графа 9 «Тип дефолиации»

Различают следующие типы дефолиации:

  1. равномерная, т.е. по всей кроне – код «1» в бланке;

2) от основания кроны – потеря хвои на нижних живых ветвях кроны (код «2»);

3) от ствола – потеря хвои во «внутренних» частях кроны – код «3», часто совмещена с равномерной дефолиацией;

4) периферийная, от скелетных ветвей – код «4»;

5) вершинный тип – код «5». При дефолиации этого типа происходит потеря хвои с верхушки, что в конце концов приводит к суховершинности.

6) верхней части кроны – код «6» в бланке.

Однако 5 и 6 типы дефолиации не встречались в рассматриваемых мною деревьях.

Графа 10 «Форма кроны»

Для каждого типа дефолиации, как правило, характерна своя форма кроны. Например, у сосны, при равномерной и дефолиации от ствола крона сохраняет нормальную форму (код «0» в бланке); при дефолиации от основания крона становится овальной (продолговатой, яйцевидной и т.п.) (код «1»), а при вершинном типе дефолиации крона принимает шарообразную форму (код «2»). В случае флагообразной кроны я мысленно представляла её недостающую половину и оценивала форму этой, «полной» кроны.

Графа 11 «Примечания»

В этой графе я указывала дополнительную информацию о деревьях.

5. Оценка данных и представление результатов исследования

а) Оценка данных

Оценку данных я проводила двумя способами – по сумме баллов и по классу ОЖС.

Оценка по сумме баллов (графа 7)

При определении суммы баллов я суммировала значения из граф 2 – 6. Это самый простой способ обработки материала.

Таким образом, чем больше сумма баллов, тем хуже состояние дерева. Если сумма составляет 0 – 5 баллов, то данное дерево является здоровым и весьма жизнеспособным. Чем меньше средний балл деревьев на площадке, тем лучше жизненное состояние деревьев.

Определение класса ОЖС (графа 8)

Я определяла по таблице общее жизненное состояние всех деревьев по комбинации класса дефолиации и класса пожелтения хвои и внесла цифровые данные в графу 8 бланка.

Для определения ОЖС я использовала таблицу (приложение 5).

В клетке на пересечении «Класса дефолиации», взятого из 2 столбца бланка и «Класса пожелтения», взятого из 3 столбца бланка, я нашла класс ОЖС (от 0 до 3) для каждого дерева площадки.

Каждому классу ОЖС соответствует среднестатистическая оценка количества лет до полного отмирания дерева. Нулевой класс ОЖС соответствует сроку более 20 лет, 1 класс – 10-20 лет, 2 класс – 3-9 лет, 3-й класс – менее 3-х лет.

б) Наглядное представление результатов

Для наглядного представления результатов и удобства дальнейшей интерпретации данных я использовала метод построения столбчатых диаграмм.

Для удобства я занесла данные в таблицы (приложения 7, 8, 9, 10), сделанные по образцу (приложение 6), и выполнила соответствующие расчёты.

В столбце «кол-во деревьев» находятся данные о количестве деревьев с данным жизненным состоянием. В столбец «% деревьев» — процент деревьев на площадке с данным баллом ОЖС.

Столбец «сумма %» необходим для упрощения построения диаграммы. В нём находятся цифры, указывающие на границы между областями на диаграмме. Они получены путём сложения «% деревьев» из соседней колонки с «% деревьев» вышестоящих строк.

в) Составление столбчатой диаграммы

Диаграммы (приложения 11, 12) составлены и подобраны таким образом, чтобы иметь возможность определить воздействие только одного из изменяющих параметров. По данным колонок «сумма баллов» и «сумма процентов» (приложения 7, 9), «балл ОЖС» и «сумма процентов» (приложения 8, 10) я составила две сравнительные диаграммы.

г) Анализ результатов исследования

Анализ диаграмм показал, что состояние леса на территории школы-пансиона «Плесково» по сравнению с лесным массивом в районе Битцевского парка находится в лучшем состоянии. 33.3% деревьев имеют сумму баллов «6», 45.8% деревьев имеют класс ОЖС «1», что является хорошим показателем. При этом среди исследуемых мною деревьев отсутствуют деревья с баллом ОЖС «4» и «5» — «свежие» и «старые» сухостойные деревья, а также нет деревьев, сумма баллов которых больше 11.

Что касается Битцевского лесопарка, его экологическое состояние не является таким хорошим. 25 % деревьев имею сумму баллов «9» и 25 % — «11». 50 % деревьев имеют класс ОЖС «2», а класс «0» — всего лишь 4.2 %. Это связано с тем, что, парк находится в крупной Московской агломерации, а значит на него влияет большая антропогенная нагрузка (заводы, фабрики).

6. Выводы

1. В ходе проведения исследовательской работы по экологии была подобраны 2 площадки, соответствующие необходимым требованиям, которые предъявляются к исследованиям такого рода (размеры площадки и лесного массива, местонахождение площадки от границы леса, водных объектов, от дорог и других антропогенных объектов и т.п.).

2. В ходе работы были подобраны подходящие для исследования деревья. Проанализировав научные данные о сосне обыкновенной, я изучила её индикационные данные, что позволяет использовать данный вид для определения экологического состояния любой территории, где он произрастает.

3. Было доказано влияние антропогенной нагрузки на экологическое состояние природы и установлено, что общее жизненное состояние леса на территории школы-пансиона «Плёсково» намного лучше, чем жизненное состояние Битцевского лесопарка из-за разного уровня антропогенного воздействия. По итогам моей работы можно сказать, что, несмотря на усиливающуюся антропогенную нагрузку, сохраняется устойчивость экосистемы на территории школы-пансиона «Плёсково».


Заключение

Все результаты исследования можно использовать в исполнении программы международной кооперации по изучению и мониторингу воздействия загрязнителей воздуха на леса, что является частью глобальной системы мониторинга (ГМОС). Участие в этой программе позволяет собирать и сравнивать данные о состоянии лесов на национальном уровне, а также обмениваться данными для наилучшего понимания проблемы лесов Москвы, Новой Москвы и Подмосковья.


7. Литература

1. Баленко С. В. «Учебник выживания Спецназа ГРУ: опыт элитных спецподразделений. – М.: Яуза: Эксмо, 2009

2. Буйволов Ю. А., Кравченко М. В., Боголюбов А. С. «Методика оценки жизненного состояния по сосне». Методическое пособие. — М., 1998

3. Дьяченко Г. И. «Мониторинг окружающей среды (Экологический мониторинг)». — Новосибирск., 2003

4. Шишкин О. В. «Плёсково и его окресности». Исторические фрагменты. – М., 2008

5. Черненькова Т. В. «Реакция лесной растительности на промышленное загрязнение». — М., 2002

6. https://www.wood.ru/ru/loa692.html

7. https://www.bitsevskipark.ru

8. https://www.vevivi.ru/best/Bittsevskii-park-ref50652.html





Приложения



Приложение 1. План территории школы-пансиона «Плесково»


















Приложение 2. План местности площадки Битцевского парка







Приложение 3. Бланк описания жизненного состояния деревьев площадки 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

дерева

Класс дефол.

(0-3)

Класс пожел-тения

(0-3)

Новые шишки

(0-3)

Старые

шишки

(0-3)

Прирост

побегов

(0-3)

Сумма

баллов

(0-15)

ОЖС

(0-5)

Тип дефол.

(0-5)

Форма

кроны

(0-2)

Прим.

N1

1

0

2

2

0

5

1

2

1


N2

3

0

2

2

1

8

3

4

1

флаг.

N3

1

0

2

2

0

5

1

2

1


N4

2

1

3

2

2

10

2

2

1


N5

1

1

2

2

0

6

1

2

1


N6

2

0

2

2

0

6

2

4

1


S1

1

0

2

2

1

6

1

1

0

флаг.

S2

2

0

1

1

0

4

2

2

1


S3

1

0

1

1

0

3

1

3

0


S4

1

0

2

2

1

5

1

2

1


S5

1

1

2

2

0

6

1

1

0


S6

2

0

2

2

1

7

2

1

0

флаг.

E1

3

1

3

3

1

11

3

2

1


E2

0

0

2

2

0

4

0

1

0


E3

0

0

2

3

0

5

0

0

0


E4

1

0

2

2

0

5

1

1

0


E5

2

0

2

2

0

6

2

3

0


E6

2

0

2

2

0

6

2

2

1


W1

1

0

3

2

0

6

1

1

0


W2

0

0

2

2

0

4

0

0

0


W3

3

0

3

3

0

9

3

3

0


W4

2

0

3

3

0

8

2

3

0


W5

1

0

3

2

0

6

1

3

0


W6

1

0

3

3

1

8

1

3

1














Приложение 4. Бланк описания жизненного состояния деревьев площадки 2



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

дерева

Класс дефол.

(0-3)

Класс пожел-тения

(0-3)

Новые шишки

(0-3)

Старые

шишки

(0-3)

Прирост

побегов

(0-3)

Сумма

баллов

(0-15)

ОЖС

(0-5)

Тип дефол.

(0-5)

Форма

кроны

(0-2)

Прим.

N1

2

0

3

3

3

11

2

1

0

флаг.

N2

1

2

2

3

8

1

2

1


N3

1

0

2

2

2

7

1

1

0


N4

1

0

3

3

3

10

1

3

0

флаг.

N5

2

0

3

3

3

11

2

3

0


N6

1

0

3

3

3

10

1

1

0


S1

2

0

3

3

3

11

2

1

0

флаг.

S2

1

0

3

3

2

9

1

1

0

флаг.

S3

2

0

2

2

3

9

2

1

0


S4

1

0

2

2

3

8

1

1

0


S5

2

0

3

3

3

11

2

2

1


S6

2

0

3

2

3

10

2

2

1


E1

0

0

2

2

2

6

0

1

0


E2

2

0

3

3

3

11

2

1

0


E3

2

0

2

3

3

10

2

2

1


E4

2

0

2

3

2

9

2

1

0


E5

1

0

2

2

3

8

1

1

0


E6

1

0

2

3

3

9

1

4

1


W1

3

0

3

3

3

12

3

1

0

флаг.

W2

1

0

2

2

3

8

1

1

0


W3

2

0

2

2

3

9

2

2

1


W4

2

0

1

2

3

8

2

2

1


W5

3

0

2

3

3

11

3

3

0

флаг.

W6

2

0

2

2

3

9

2

1

0














Приложение 5. Таблица для определения ОЖС деревьев



Класс дефолиации

Класс пожелтения

0 и 1

2

3

Класс общего жизненного состояния (ОЖС)

1

2

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3


Приложение 6. Образец таблицы для построения диаграммы


Балл ОЖС/ сумма баллов

Кол-во деревьев

% деревьев

Сумма %

n0

A0=n0/N x 100%

A0

1

n1

A1=n1/N x 100%

B1 = A0 + A1

2

n2

A2=n2/N x 100%

B2 = B1 + A2

3

n3

A3=n3/N x 100%

B3 = B2 + A3

4

n4

A4=n4/N x 100%

B4 = B3 + A4

5

n5

A5=n5/N x 100%

B5 = B4 + A5 = 100

Сумма

N=n0+n2+n3+n4+n5

100










Приложение 7. Таблица для построения диаграммы по сумме баллов. Площадка 1


Сумма баллов

Количество деревьев

% деревьев

Сумма %

3

1

4,2

4,2

4

3

12,5

16,7

5

5

20,8

37,5

6

8

33,3

70,8

7

1

4,2

75

8

3

12,5

87,5

9

1

4,2

91,7

10

1

4,2

95,8

11

1

4,2

100

Сумма

24

100



Приложение 8. Таблица для построения диаграммы по классу ОЖС. Площадка 1


Балл ОЖС

Кол-во деревьев

% деревьев

Сумма %

3

12.5

12.5

1

11

45.8

58.3

2

7

29.2

87.5

3

3

12.5

100

4

10

5

100

Сумма

N=n0+n2+n3+n4+n5

100




Приложение 9. Таблица для построения диаграммы по сумме баллов. Площадка 2


Сумма баллов

Количество деревьев

% деревьев

Сумма %

6

1

4,2

4.2

7

1

4,2

8.4

8

5

20,8

29.2

9

6

25

54.2

10

4

16,6

70.9

11

6

25

95.9

12

1

4,2

100

Сумма

24

100





Приложение 10. Таблица для построения диаграммы по классу ОЖС. Площадка 2


Балл ОЖС

Кол-во деревьев

% деревьев

Сумма %

1

4.2

4.2

1

9

37.5

41.7

2

12

50

91.7

3

2

8.3

100

4

10

5

100

Сумма

N=n0+n2+n3+n4+n5

100











Приложение 11. Столбчатая диаграмма общего жизненного состояния леса (ОЖС) на площадках 1 и 2 по сумме баллов












Приложение 12. Диаграмма общего жизненного состояния леса

на площадках 1 и 2 по баллам ОЖС





Свежие документы:  Экскурсия по экологии на тему: «Исследование воздействия экологических факторов на деревья пришкольной территории»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: