ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Конспект урока
Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия
Шахова Т.Е.
2015
Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря
и его последствия (2 часа)
Ведущие идеи урока
Экосистемы Балтийского моря уязвимы, их стабильность завтра зависит от наших действий сегодня
«Будущее — это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем» (Д.Шаар)
Актуальные потребности развития студентов, на удовлетворение которых направлен урок
Понимание необходимости координации усилий стран Балтийского региона для решения проблем Балтийского моря
Представление о международном сотрудничестве стран Балтийского региона в области охраны окружающей среды.
Осознание возможности на личном уровне решать проблемы, связанные с улучшением экологического состояния Балтийского моря.
Цель урока
Формирование представлений об антропогенном воздействии на экосистемы Балтийского моря, его последствиях и путях решения экологических проблем.
Задачи урока
Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря
Формирование представлений о структуре пищевых взаимосвязей в экосистемах Балтийского моря
Обобщение знаний о причинах загрязнения Балтийского моря
Освоение понятия эвтрофикация
Формирование умения анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и выявлять пути решения экологических проблем
Формирование умения работать в малых группах
Предполагаемый результат
Формирование представлений об основных проблемах Балтийского моря и возможности их решения на разных уровнях
Овладение знаниями о биогенном загрязнении и наиболее опасных его последствиях.
Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия (2 часа)
Структура урока
Просмотр фильма
| |
Связь с опытом
|
|
Представление общей картины
|
|
Ожидаемые результаты
|
|
Представление новой информации
|
|
Учебные упражнения
|
|
Демонстрация результатов
|
|
Обзор и рефлексия
|
|
Ход урока
Вводная часть (10 мин). Фронтальная работа.
Цель: Активизация интереса студентов к изучаемому вопросу, создание благоприятной атмосферы, актуализация имеющихся знаний.
Просмотр фильма о Балтийском море (3 минуты)
Викторина.
Материалы:
ОЭР — электронная презентация (возможно – без использования ЭОР)
(приложение 1)
Особенности географического положения Балтийского моря
(5-7 мин). Работа в малых группах.
Цель: Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря странах Балтийского региона
Материалы:
контурная карта Балтийского моря, вопросы для работы (приложение 2)
политическая карта Балтийского моря (приложение 3)
Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите указанные географические точки. (Аланские острова, Ботнический залив, Датские проливы, Рижский залив, Финский залив, Невская губа)
Задание 2: Используя контурные карты, найдите и назовите страны, расположенные на берегах Балтийского моря (Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия)
Обзор: Балтийское море – закрытое море, его питают воды более 200 рек → море малосоленое → уникальные экосистемы → уязвимость морских экосистем.
Представление цели урока
Экосистемы Балтийского моря (10мин). Работа в малых группах
Цель: Закрепление знаний о структуре экосистемы. Знакомство с обитателями и экосистемами Балтийского моря. (связь с более общей теорией)
Материалы:
схема «Экосистемы Балтийского моря» с поясняющим текстом
(приложение 4)
ЭОР — Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря (приложение 5) (возможно – без использования ЭОР)
Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между цифрами и частями схемы.
Новые знания
Понятия литораль, пелагиаль.
Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря
Стабильность экосистем возможна при сохранении основных параметров среды и многообразия организмов в биотопах. Это особенно важно для эндемичных и редких видов.
Задание 2: Составьте пищевую цепь литорали и пелагиали.
Процесс эвтрофикации Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах
Цель: Освоение понятия эвтрофикация, выявление причин и последствий явления. (Применение знаний в новой ситуации)
Материалы:
ОЭР – фотографии и графики, показывающие проблемы загрязнения Балтийского моря (приложение 6)
схема с поясняющим текстом (приложение 7)
карточки для ранжирования (приложение 8)
ОЭР – фотографии Балтийского моря (возможно – без использования ЭОР) (приложение 9)
Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, определите, какие изменения происходят в экосистемах
Новые знания
Основные источники загрязнения: водный транспорт, разливы нефти, промышленные предприятия и коммунальные стоки городов, расположенных на побережье.
Эвтрофикация – повышение концентрации биогенных элементов (в основном — фосфора и азота), приводящее к необратимым изменениям в экосистемах
Последствия эвтрофикации
Увеличение количества соединений азота и фосфора приводит к бурному росту водных растений, которые являются кормовой базой для многих животных (консументов первого порядка) и вызывает повышение их численности. Отмершие растения и животные разлагаются редуцентами, численность которых значительно возрастает в связи с увеличением пищевой базы. Редуценты используют для дыхания много кислорода, что приводит к уменьшению кислорода в воде. Это служит причиной замора рыб и замедления роста водных растений. В условиях недостатка кислорода идет процесс гниения органической массы, сопровождающийся выделением вредных веществ, в том числе, сероводорода, метана и т.д. Экосистема гибнет.
Задание 2: Пользуясь раздаточными материалами, постройте последовательность процессов, проходящих в экосистеме под воздействием эвтрофикации (работа с карточками для ранжирования)
Причины загрязнения Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах. (дополнительное задание)
Цель: Выявление причин загрязнения Балтийского моря и возможных последствий.
Материалы:
Комиксы (приложение 10)
Алгоритм ответа (приложение 11)
Карточки для ранжирования (приложение 12)
Задание 1: Рассмотрите ситуацию, представленную в комиксе, и расскажите о ней в соответствии с предложенным алгоритмом
Новые знания
Антропогенное воздействие – любое воздействие на живые объекты и экосистемы, вызванное деятельностью человека
Основные загрязнители
Нефть и нефтепродукты (снижено на 15% по сравнению с 2007 годом)
Тяжелые металлы (свинец, ртуть, медь и т.д.),
Биогенные вещества (соединения фосфора и азота)
Последствия отравления ДДТ
Погибают в состоянии зародыша птенцы орлана-белохвоста, крачки, баклана и других птиц. Причиной этого явления считают влияние ДДТ на формирование яичной скорлупы. Скорлупа становится тонкой и не защищает птенца от внешних воздействий.
Решение проблем Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах
Цель: Выявление путей решения экологических проблем.
Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между проблемой, ее последствиями и решением. Определите, на каком уровне решаются проблемы.
Заключительная (3-4мин). Индивидуальная работа
Цель: Рефлексия
Задание:
На листочках бумаги с клейкой полосой напишите, что Вы можете сделать для решения проблем балтийского моря.
Все листочки после прочтения приклеиваются на подготовленный плакат «Поможем Балтийскому морю вместе!».