Конспект урока экологии для 1 класса «Путешествие в волшебную страну – Воды»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12» г. Усинска





Конспект урока экологии для 1 класса


«Путешествие в волшебную страну – Воды»




подготовила

воспитатель Мийна

Светлана Разалифовна





г. Усинск

2011

Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.

Задачи:

Развивающие:

развивать умение действовать по схемам, алгоритмам, составлять рассказ по мнемотаблице, разгадывать кроссворд, делать выводы по мнемодорожкам;

развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов;

развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение;

развивать экологическую культуру.

Обучающие:

уточнить знания детей о круговороте воды в природе, об агрегатных состояниях воды;

дать детям представление о том, что всё живое содержит воду;

формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию;

продолжать учить детей делать выводы, умозаключения;

активизировать и развивать речь, мышление.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, дожде, росе, снеге. Чтение энциклопедий, книг по теме «Вода». Игры «Ручеёк», «Огонь, вода, земля, воздух», «Мы капельки», «Море волнуется». Рассматривание мнемотаблицы «Круговорот воды в природе». Наблюдение за снегом, льдом. Проделывание опытов с водой и снегом.

Материал: игрушка «Капелька». Мнемотаблица «Вода». Алгоритм «Приготовление соков», схема « Сколько в тебе воды». Фрукты: яблоко, апельсин (можно взять грушу и мандарин). Марля, тёрка, нож, разделочная

1

доска, миски, стаканы, различные стеклянные сосуды. Вода, ручная или

электрическая соковыжималка для апельсина. Кроссворд из 4-х клеточек, магнитные буквы, цифры, магнитные доски. «Кирпичики» из картона. Длинная широкая голубая полоска ткани, десять коротких узких полосок голубой ткани (ленточки), «озеро» из ткани или бумаги. Модели по свойствам воды. Стакан с молоком, мелко нарезанный лимон в тарелочке (можно взять конфеты или другой продукт для сравнения по вкусу с водой), шпажки. Два пустых пластмассовых футляра (от шоколадного яйца с прорезями): в одном нарезанный чеснок, в другом кусочек поролона или ватки, на который капнуть духи. Стаканы с кипячёной водой. В термосе травяной чай, на разносе маленькие стаканчики для чая, салфетки (белые). Стульчики по количеству детей, мяч, таз с водой. Мнемодорожки «Агрегатные состояния воды».

Словарная работа: круговорот воды в природе, соковыжималка, водоочистные сооружения, экономить. Существительные, прилагательные, глаголы по теме «Вода».


Ход занятия:


Дети располагаются возле магнитной доски, на ней перевёрнутый кроссворд.

— Ребята, вы хотите, отправиться в Волшебную страну? (Да).

— Чтобы отправиться в эту страну, нужно разгадать кроссворд, с помощью которого, мы узнаем название Волшебной страны. (Педагог переворачивает кроссворд).

— В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «свет» и стоит в нём на третьем месте. Давайте составим это слово на доске. Кто мне поможет? (воспитатель вызывает ребёнка по желанию, который выкладывает из магнитных букв слово). Миша, какая буква стоит на третьем месте?

2

(Правильно, буква В). Значит она первая в нашем слове. Миша, напиши фломастером её в клеточку кроссворда. Во — второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «сом», второй по счёту. Даша составь это слово и напиши букву во вторую клеточку. Какая это буква? (О). Молодец. В третьей клеточке спряталась буква, с которой начинается слово «дом». Какая это буква? (Д). Саша, напиши букву в кроссворд. И в четвёртой клеточке живёт буква, которая стоит на втором и четвёртом месте в слове «мама». Варя, выложи это слово на доске. Какую букву ты запишешь в клеточку? (А).

— Ребята, какое слово у нас получилось? (ВОДА). А кому нужна вода? (Растениям, животным, птицам). Да всему живому нужна вода. Умницы, значит, мы с вами отправляемся в страну с названием «ВОДА»! Проходите, пожалуйста, вперёд подходят (дети с воспитателем подходят к «озеру»).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Изготовление закладки из бумаги и картона"

— Ой, а здесь, глубокое озеро! Как же нам, его перейти? (Перепрыгнуть, перешагнуть, обойти, можно построить мост). Давайте воспользуемся предложением Кати и построим мост, посмотрите, тут как раз есть «кирпичики». Задание для вас, ребята: назовите, где в природе, мы можем встретить воду?

(Озеро, река, водопад, радуга, роса и так далее).

— За правильный ответ, получайте кирпичик и стройте мост.

— Какой широкий длинный мост получился. Проходим по мосту. Замечательно, мы очутились в стране «Воды». Нас встречает хозяйка Капелька. (Дети здороваются с Капелькой.)

— Она для вас, приготовила различные задания. Подходят к первому столу. На котором стоят стаканы с водой , белые салфетки, два различных стеклянных сосуда, стакан с молоком, блюдце с кусочками лимона, шпажки, футляры от киндер яиц с чесноком и запахом духов, картинки – модели.)

— Ребята, скажите, имеет ли вода форму? (Да, нет.) А как мы можем это проверить? (Перелить воду из одного сосуда в другой.) Если вода переливается, что мы про неё можем сказать? (Она жидкость.) Какой мы

3

можем сделать вывод? (Вода – жидкость и принимает форму того сосуда, в который налита.) Молодцы. Ира выбери модель по этому свойству воды и повесь на доску рядом с Капелькой.

— А запах, вода имеет? (Имеет, нет.) Понюхайте воду, а теперь понюхайте вот эти запахи (Дети нюхают чеснок и духи). Определили эти запахи? (Чеснок пахнет терпким, сильным запахом, а духи цветочками, приятный запах). Давайте сделаем вывод: вода не имеет запах! Миша, найди нужную модель и повесь её.

— Вода, какая на вкус? (Вода безвкусная.) Предлагаю, попробовать воду, а затем лимончик. (Дети пьют воду и пробуют лимон, используя шпажки.) У лимона, какой вкус? (Кислый.) А у воды? (Нет вкуса.) Вывод: вода не имеет вкуса! Саша выбери нужную модель.

— Скажите мне, пожалуйста, вода какого цвета? (Белого, никакого.) Проверяем ваши версии. Вот стакан с водой и стакан с молоком. Какого цвета молоко? (Белого.) А вода? (Бесцветная.) Если она бесцветная, как про неё можно сказать? (Она прозрачная.) Да, вода прозрачная, как стекло, через стакан с водой можно разглядеть, например ваши ручки. Поставьте ручку за стакан и посмотрите сквозь него. А теперь возьмите белую салфетку и поставьте её за стакан и снова приложите ладошку. Вы, ручку видите? (Нет.)

Делаем вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная. Валера, возьми модель и повесь её рядом с Капелькой. Мы рассмотрели с вами свойства воды. Глядя на модели, давайте вместе расскажем, какими же свойствами обладает вода. (Вода не имеет формы, потому что жидкость, принимает форму того сосуда в который налита, вода не имеет запаха, не имеет вкуса, она бесцветная, прозрачная.)

— Отправляемся дальше. Подходят ко второму столу. На нём стоят: три различных сосуда с водой, на сосудах номерки с цифрами -1, 2, 3, стакан и таз, цифры в коробочке.

— Следующее задание от Капельки.

4

Эксперимент «Сколько воды в сосудах?»

Цель: определить какое количество воды в разных сосудах.

Материал: 3 сосуда с водой, стакан, таз, цифры.

Ход:

Скажите, одинаковое ли количество воды в этих сосудах? (Да, нет, в первом и втором больше воды, чем в третьем.) А как мы можем проверить ваши версии? (Вылить воду, подвинуть сосуды поближе и посмотреть, померить.) А как мы можем померить воду? (Линейкой.) Но сосуды разные, один узкий и длинный, другой широкий. Кто знает другой способ мерить воду? (Нужно взять мерку.) А что в данном случае может служить меркой? (Ложка, банка, кастрюля, стакан.) Правильно, любой предмет, в который можно налить воду. Я предлагаю взять единой меркой вот этот стакан. Мы с вами, будем наливать воду в стакан, переливать в таз и считать, сколько стаканов воды в каждом сосуде, затем ставить нужную цифру возле сосуда. (Дети помогают педагогу, из стакана воду выливают в таз.) В первом сосуде – 4 стакана воды, во втором – 5, а в третьем – 3.

Свежие документы:  В сетях жизни «О нитях, сплетающихся в сети» 3 Класс

Вывод: количество воды можно мерить мерками, во всех сосудах количество воды было налито по-разному.

— Отправляемся дальше. (Дети останавливаются на коврике.) Какие состояния воды вы знаете? (Жидкое, твёрдое, газообразное). Предлагаю поиграть в игру «Капельки». Представьте, что вы превратились в капельки, каждая капелька самостоятельная, капают капельки (ходим по коврику). Капельки стали встречаться друг с другом. И получился ручеёк (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом). А теперь ручеёк течёт и впадает в море. (Дети берутся за руки и образуют большой круг.) Наш круг может менять форму, как вода в жидком состоянии, связи между каждой капелькой гибкие, мы можем принять форму овала (круг вытягиваем в овал).

— А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую

5

плиту. Что, произойдёт? (Вода нагреется.) Итак, каждый из вас — частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас, стал частичкой пара. (Дети бегают по коврику.)

— Сейчас вас замораживают, капелькам холодно. Чтобы согреться давайте встанем друг к другу поближе и обнимемся. (Дети обнимают друг друга.) Теперь нас нельзя растянуть, наша группа из капелек приобрела определённую форму – как лёд. Мы с вами частички воды, но каждый раз соединялись по-разному. Давайте сделаем выводы по мнемодорожкам, присаживайтесь на стульчики возле доски. (Дети по желанию выходят к доске и делают выводы по мнемодорожкам.)

— Вывод:

1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, каждая частичка движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет чёткой формы, может принимать разную форму.

3. Вода в твёрдом состоянии – лёд. В твёрдом состоянии частички воды прочно, сильно связаны друг с другом. Принимает определённую форму, в зависимости от того, куда вода была налита.

— Ребята, а как рождается речка? (Из множества маленьких ручейков и речек.) Давайте сделаем свою большую речку. Вот это у нас главная река (показывает кусок ткани). Давайте расстелем её на полу. Какая она? (Длинная, широкая.) В неё впадают ручейки. Посмотрит, какие они по сравнению с главной рекой? (Короткие, узкие.) расположите ручейки так, чтобы справа было 6 ручейков. А теперь подумайте, сколько ручейков расположится слева? Что, нужно сделать, чтобы узнать? (Посчитать, сколько было всего ручейков.) Считаем (10). А сколько осталось не выложенных? (4) Давайте проверим, правильно ли мы посчитали. Саша, выложи на доске это

6

математическое действие (Ребёнок выкладывает на доске цифрами действие: 10-6=4.) А как, мы можем проверить, что выполнили задачу правильно? (Надо к 6 ручейкам прибавить 4 ручейка, получается всего 10.) Лена, выполни на доске это математическое действие и прочитай его. (6+4=10) Молодцы.

— Ребята, а сейчас поиграем в игру «Полезные напитки». Вы будите называть любые напитки и передавать друг другу мяч (кефир, молоко, чай, компот, сок и так далее).

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Загадочный магнит»

— Присаживайтесь на стульчики. Капелька знает, что в стране «Воды» живут овощи и фрукты. Почему? (Они содержат в себе воду.) А в человеке содержится вода? Давайте рассмотрим схему. Человек содержит в себе воду, он на 2/3 состоит из воды, 2 части из 3-х занимает в человеке вода.

Эксперимент: «В каком фрукте больше воды?»

Цель: определить в каком фрукте больше воды – в яблоке или апельсине.

Материал: соковыжималка, нож, марля, 2 стакана, доска, тёрка, миска.

Ход:

— Скажите, а где больше воды в апельсине или яблоке? А как нам это узнать?

(Выжать сок из фруктов и сравнить количество сока.) Рассмотрите алгоритм действия. Что мы сначала, будем делать? (Разрежем яблоко, вытащим семена, натрём на тёрке, через марлю выжмем сок и нальём его в стакан.)

— А из апельсина, как выжать сок? (Разрезать пополам и выжать сок с помощью соковыжималки, сок нальём в другой стакан.) Давайте, всё это проделаем и сравним, где больше сока. (Педагог проделывает опыт, дети помогают, в конце ставят рядом стаканы с соком, сравнивают, делают вывод, где больше всего сока получилось.)

Вывод: воды больше в том фрукте, который более сочный и спелый.

— (Дети садятся на стульчики.) Ребята, а откуда вода берётся в кране? (Из реки течёт по кранам, но сначала вода очищается на водоочистных сооружениях.) А что будет, если воды не станет на Земле?

7

— Засохнут цветы, деревья. Животные, птицы, рыбы погибнут. Человек не сможет обходиться долго без воды.

— Как людям надо относиться к воде? (Бережно, закрывать краны, экономить воду, не загрязнять воду.) Умницы. Думаю, что вы будите соблюдать эти правила.

— Давайте расскажем про воду всё, что мы знаем. Нам поможет мнемотаблица.

— Это вода. Она не имеет формы, цвета, запаха и вкуса, вода прозрачная. Она может принимать 3 состояния: жидкое, твёрдое при холоде и парообразное при тепле. Капельки могут путешествовать – это называется «Круговорот воды». Вода нужна всему живому. Человек на 2 части из 3-х состоит из воды. Воду надо беречь.

— Молодцы.

— Дети, все задания Капельки вы выполнили. Пора нам возвращаться домой. Давайте подойдём к мостику и попрощаемся с Капелькой. (Переходим мостик.)

— Ребята, где мы с вами были? ( В гостях у Капельки, в Волшебной стране «Воды».)

— А что мы делали в Волшебной стране? ( Выполняли задания Капельки.)

— Какое задание вам больше всего понравилось?

— А что нового вы узнали? (Человек на 2/3 состоит из воды.)

— Ребята, Капелька приготовила для вас сюрприз: вкусный и полезный напиток – травяной чай. Ведь сегодня вы были внимательными, любознательными, дружными. (Педагог разливает из термоса детям чай.)






8

Литература:


1. Большая энциклопедия развивающих игр и поделок для детей от 3 до 6 лет / Под ред. К. Чарнер //Пер. с англ. Т.И. Попова. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 704 с.

2. Дошкольная педагогика №5(32) /Сентябрь Октябрь/2006. С. 21

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2006. – 223 с.

4. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

5. Новиковская О.А. Сборника развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

6. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.













9

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: