Конспект урока экологии для 5 класса «Цветы, которые живут рядом с нами»


Очевидное невидное.

Экологическая тропа(5кл)

Я НЕ СТЕПЬЮ ХОЖУ —

Я ХОЖУ ПО АПТЕКЕ,

РАЗБИРАЯСЬ В ЕЕ

ТРАВЯНОЙ КАРТОТЕКЕ.

БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ СТЕПЬ,

БЕСКОНЕЧНАЯ СТЕПЬ,

ТЫ ПРИРОДОЙ НАПИСАННЫЙ

СТРАННЫЙ РЕЦЕПТ.

С. Кирсанов

Цель:

  • формирование экологических знаний подростков;

  • воспитание любви к природе, самому себе;

  • формирование умения сотрудничать, распределять обязанности;

  • развитие наблюдательности, внимания.

Форма: урок-путешествие.

Подготовительная работа.

Класс делится на несколько групп, каждой из которых дается домашнее задание:

  1. подготовить инсценировку легенды о растениях

  2. найти как можно больше информации о лекарственных растениях нашего края (чистотеле, ромашке, календуле, тысячелистнике, подорожнике, зверобое, одуванчике, чабреце)

  3. каждый ученик рисует растение (указанное учителем) на листе заданного формата

  4. подготовить название команды, эмблему, девиз

Содержание.

Представление жюри.

Ведущий: Уважаемые натуралисты, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. В пути вам очень пригодятся смекалка и знания, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе вам нужно помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача



1тур

Представьтесь, пожалуйста.

Команды отправляются в путь, кто стоит у нас на старте? объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.






Конспект урока экологии для 5 класса

«Цветы, которые живут рядом с нами»

Команды рассказывают легенды о цветах.


Чабрец: СТЕПНОЙ ТРАВЫ ПУЧОК СУХОЙ,

ОН И СУХОЙ БЛАГОУХАЕТ!

И РАЗОМ СТЕПИ НАДО МНОЙ

ВСЕ ОБАЯНЬЕ ВОСКРЕШАЕТ…

А. Майков

Пожухнет глубокой осенью трава в степи, укроет ее до самого окоема густым и липким туманом, а он — чабрец — по-прежнему пахнет и горько, и звонко, и радостно. Старые казаки уверяли меня, что не про емшан-полынь сложена старая легенда, а именно про чабрец. Уехал будто бы казак на чужбину и долго не воз­вращался, полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал — головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…» Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего — с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу…

БЕССМЕРТНИК

В ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые воро­ги и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда о цветке бессмерт­нике.

Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:

Позволь откупить брата милого.
Удивился Батый:

Брата? А муж?

Замуж выйду — муж будет. Будет муж — свекор будет. Муж будет — сын родится. А сын у свекра родит­ся — деверь мне будет. А брата мне уж нигде не взять —
родителей моих сжег ты в Рязани…

Подивился Батый мудрости русской женщины, накло­нился, сорвал первый попавшийся под руки цветок, про­тянул его Овдотье:

Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.

Не ведал Батый, что русская женщина сможет вол­шебную силу скромному цветку передать — соберут ее ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и еще красивее стал! С той поры и назвали его бессмертником

Зверобой

Зверобой — таково грозное название очень скром­ной на вид травки. Трудно сейчас уже сказать, какому поверью о происхождении этого названия можно отдать предпочтение. Трава-амулет, охраняющая человека от дикого зверя? Или от хворобы? Дали же ему на Полтавщине имя хворобой, а по-казахски он джера-бой — «целитель ран». А может, потому, что убивает зверя, косит его налево и направо? Ведь если корова, овца или лошадь съедят его, то тяжело заболеют.

Так или иначе, но зверобой на Руси всегда считали травой от девяноста девяти болезней: «Как не испечь хлеба без муки, так и не вылечить человека без зверо­боя».

Набрел однажды охотник на погибшего зверя. Осмо­трел — никаких ран, даже маленькой царапины на нем не было. А зверь был громадный, клыкастый — вепрь из вепрей, ему впору королем среди своих сородичей звать­ся. Кто его мог свалить, думал охотник. Начал он снова осматривать кабанью тушу и нашел наконец разгадку: в зубах у хищника был зажат пучок травы с желтыми цве­точками.



Одуванчик

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша земля! И леса, и луга — все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает.

Что бы еще такое придумать? — спросило само
себя Солнышко. — Чем людей порадовать?

Взмахнуло оно золотым рукавом — брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

На меня похожи! — обрадовалось Солнышко.

А сердитая Зима неподалеку пряталась — в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смо­трит, а в траве много-много маленьких солнышек светит­ся. Ох и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебря­ным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуван­чики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке. Это — сказка.


Календула

Давным-давно, еще при царе Горохе, родился в бед­ной семье мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым и болезненным.

Вырос Заморыш и отправился в путь-дорогу, чтоб ума-разума набираться. Люди уже и забыли о нем. Но однажды пронесся слух: объявился будто бы человек, который больных лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками.

Прослышала об этом и ворожея Абракадабра. Не могла перенести бабка того, что никто уже не хотел идти к ней лечиться, все люди к Заморышу потянулись (а это он и был лекарем-чудодеем). Решила Абракадабра отра­вить лекаря, пригласила его к себе в гости и поднесла кубок вина с отравленным зельем. Не знал об этом Замо­рыш, выпил он вино. А как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал им закопать после смерти ного­ток с его левой руки под окном бабки Абракадабры. Люди выполнили его просьбу. И вырос на том месте золотистый цветок, который назвали ноготком. Лечил цветок-ноготок от многих и многих болезней, и за то люди всегда помнят доброго Заморыша.

Сказка — сказкой, но слава о цветке-ноготке действи­тельно по всему миру идет.


3тур

Привал

Капитанам команд предлагается выбрать билет с названием растения, затем выбрать его из представленных растений , а членам команды рассказать о полезных свойствах данного растения.( чистотел, ромашка, календула, тысячелистник, подорожник, зверобой, одуванчик, чабрец)

4тур

Споемте, друзья!

Какой же привал без отдыха, песен, игр? Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту.

Каждая команда должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение куплета).

Песни поются по очереди, выигрывает команда, спевшая песню последней. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен.

5тур

Пословицы

Прочитать казачью пословицу по первым буквам картинок с изображением растений.

Донская земля дармоедов не кормит.

(дуб, одуванчик, нарцисс, сирень, колокольчик, алоэ, яблоко…зверобой, ежевика, мимоза, липа, яблоко…дуб, алоэ, ромашка, мак, одуванчик, ежевика, дуб, одуванчик, василек…нарцисс, ежевика…кувшинка, одуванчик, роза, мать-и-мачеха, ирис, тюльпан)

применяются рисунки детей, задание было дано ранее без объяснения целей.

6тур

Сделал дело, гуляй смело.

Вот и мы покажем, что на донской земле живут умельцы-удальцы. Каждая команда создаст объемную открытку из бумаги с травным узором. У каждого члена команды есть ножницы, бумага, клей. При создании открытки проявляется умение распределять обязанности, умение работать вместе на конечный результат, т.е. умение проектировать.

7тур

Подведем итоги.



Команды дают оценку своей деятельности и работе других команд. Жюри подводит итоги.

Команды могут выступить с проектом оригинального применения растений в дизайне одежды или жилища. Могут создать презентацию лекарственного растения в рамках акции «Береги наш край»

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Портфолио нашего класса" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: