Конспект урока на тему «Экологический фотоальбом «Осень»


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №4 «Солнышко»

г.Урюпинск Волгоградской области











Конспект урока на тему

«Экологический фотоальбом «Осень»





















Подготовила Акименко Ольга Николаевна







Программное содержание:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

  2. Формировать у детей представление о правильном поведении по отношению к объектам живой природы; воспитывать чувство любви к родной природе, желание выполнять упражнения красиво и с пользой для своего здоровья.

  3. Совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки, развивать пластическую выразительность и координацию движений.





Словарная работа: Листопад, красящие вещества, зимующие и перелетные птицы, заяц – беляк, заяц – русак, бледная поганка, рыжик, белый гриб, опята, зеленушка, осень – запасиха, осень – заготовительница.





Методическое пособие:

Дидактические средства: Листья деревьев; Фотоальбомы «Осень», «Зима»; муляжи овощей и фруктов; картофель, морковь, свекла; контейнеры с песком; фотографии грибов; детские шапочки животных (заяц, лиса, белка, еж); украшения для зала (гирлянда, детские рисунки, листья, овощи и фрукты); инвентарь для игр и эстафет.

Аудиосредства: аудио- видеозаписи;





Предварительная работа: беседа о сезонных изменениях в природе; разучивание стихотворений; отгадывание загадок; чтение произведений о животных и птицах; рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций о животных и птицах; рисование осеннего пейзажа, листьев; лепка овощей, фруктов, грибов; просмотр видеофильмов, слайдов.













Зал красиво украшен осенними листьями, гирляндой, плакатами, детскими рисунками.



Дети: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй утро! Здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

Мы здоровья вам желаем,

На занятие приглашаем.



Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы находимся в спортивном зале, но занятие у нас не по физкультуре. Мы будем говорить о природе, об уходящей осени. Но в тоже время поиграем и посоревнуемся.



(Дети садятся на скамейку)







Ребенок: (Стихотворение А.Твардовского «Лес осенью»)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.



Воспитатель: Какое красивое стихотворение. О каком времени года в нем говорится?

Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: Назовите приметы осени?

Дети: Листья на деревьях пожелтели и опадают. Перелетные птицы улетели в теплые края. Становится холоднее. Часто идут дожди. Насекомые спрятались в укромные места. Некоторые животные легли в спячку.



Воспитатель: В редкие солнечные дни задумчив осенний пейзаж. Шуршит под ногами лесной ковер. Тихо в лесу. Изредка слышно стук дятла, да посвистывание синицы. Всю красоту и неповторимость осенних дней мы постарались отобразить в нашем экологическом фотоальбоме, который называется просто и красиво «Осень».

Итак, страница первая…



СТРАНИЦА 1 «Золотой листопад»











Воспитатель: Что вы видите на первой странице?

Дети: На первой странице мы видим листья.

Воспитатель: Почему же листья осенью становятся желтыми, красными, оранжевыми?

Дети: С приходом осени солнечного света становится мало и листья меняют свою окраску.



Воспитатель: Лист зеленый летом потому, что в нем есть зеленое красящее вещество. С приходом осени света становится меньше и зеленое красящее разрушается. В листьях есть и другое красящее вещество – желтое. Летом буйная зелень ее заглушала, а осенью оно выступает ярче. Листья желтеют и даже становятся багряными.

Воспитатель: Вот так чудо: из зеленых, листья становятся желтыми, красными.

При дуновении ветерка листья срываются с деревьев, и кружась, опускаются на землю. Это красивейшее явление можно увидеть только осенью.

Как оно называется?

Дети: Это явление называется листопад.



Ребенок: (Стихотворение А.Старикова «Осенний ветерок»)

В листья вся скамейка —

Время листопада.

Ветер желтой змейкой

Прожурчал по саду.

По пути встревожил

На аллее листья, —

И исчез…

А может просто заблудился?



Воспитатель: На прогулке мы насобирали много красивых листьев и засушили их. Давайте с ними немного поиграем. Игра называется «Найди пару»



ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Найди пару»

(Дети выполняют ритмические движения под музыкальное сопровождение)





Воспитатель: Молодцы! Все нашли пару. А теперь скажите, с какого дерева ваш лист?

(Дети называют дерево и садятся на скамейку)



Воспитатель: Следующая страница нашего фотоальбома посвящена птицам.



СТРАНИЦА 2 «ПТИЦЫ»



Воспитатель: Ребята, скажите, как изменилась жизнь птиц с приходом осени?

Дети: Становится холоднее. Корма все меньше и меньше. Некоторые птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края и возвращаются обратно весной?

Дети: Птиц, которые улетают от нас в теплые края, называют перелетными.

Воспитатель: Но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются зимовать. Как называют таких птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: К нам на занятие прилетели птицы. Давайте отгадаем про них загадки.



Дети: (Загадывают загадки о птицах. Отгадка – картинка с изображением птицы)

  1. На шесте дворец

Во дворце певец.

Что за птица? (Скворец)



  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

  1. Черный, проворный,

Кричит «Крак».

Червякам враг. (Грач)



  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Маша, назови перелетных птиц. Кирилл, назови зимующих птиц. Вот мы и повторили все о перелетных и зимующих птицах.



Воспитатель: Следующая страница нашего альбома посвящена диким животным.

СТРАНИЦА 3 «Дикие животные»







Воспитатель: А как же изменилась жизнь диких животных с наступлением осени. Давайте послушаем.



Дети: (Дети в шапочках животных)

Еж

В ясные осенние дни готовлю я себе теплое жилище. Таскаю в нору сухие листочки и мягкий мох. Заберусь в хатку на долгую зиму, никто не найдет меня, никто не разбудит. Просплю до весеннего солнышка.

Белка

На ветках одного дерева что-то темнеет, кажется засохшие листья. Да нет, это не листья. Это грибы. Это работа моя — хлопотливой белки. В конце лета и осенью собираю я грибы – готовлю себе пищу на зиму. Прячу по дуплам, по щелкам орехи и желуди. Все это мне пригодится в долгую снежную зиму.

Заяц-беляк

Я — Заяц- беляк, лесной зверь. К зиме становлюсь я совсем белым, только кончики ушей остаются черными. Я — ночной житель. Днем прячусь в укромных местах: в кустах, в бурьяне. Питаюсь тонкими веточками, корой деревьев.





Воспитатель: Но живет в наших краях и другой заяц. Это заяц-русак. В отличии от беляка, русак к зиме становится чуть светлее и предпочитает жить в отрытых местах с пашнями, с перелесками. Питается заяц- русак сухой травой.



Лиса

Я – лиса. Я — хищный зверь. Питаюсь я зайцами, мышами. Густая, пушистая шубка согревает меня в лютые морозы. В голодную зиму могу охотится на домашних птиц. В народе издавна считают меня хитрым, ловким зверем.



Воспитатель: Теперь мы знаем, как готовятся дикие животные к зиме.

А я предлагаю вам сейчас поиграть в одну интересную игру, которая так и называется «Хитрая лиса»





ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Хитрая лиса»

(После игры дети восстанавливают дыхание и садятся на скамейки)









Воспитатель: Следующая наша страница посвящена грибам.

Воспитатель: Грибов на земле очень много: около 100тысяч видов. И среди них есть съедобные и несъедобные грибы. На нашей волшебной поляне тоже выросли грибы.



СТРАНИЦА 4 «Грибы»



Дети: (в руках фотографии грибов)

  1. Опята

В желтых шапочках опята,

Всюду вместе — брат за брата.

Ох, и дружно же они

Атакуют в роще пни.



  1. Рыжик

У сосны в рубахе новой

Рыжик выглянул сосновый.

Смотрит, смотрит на дорожку,

Так и просится в лукошко.



  1. Белый гриб

У пригорка на дорожке

Гриб стоит на тонкой ножке,

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.



  1. Мухомор

Гнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину…

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор!

Враг наш – бледная поганка.



  1. Бледная поганка

Бледная она стоит

У нее съедобный вид

Принесешь домой – беда

Будет ядом та вода.

Знай, что это гриб — обманка.

6.Масленок



Вот в траве сидит цыпленок

Желтый, маленький масленок.

Подрасти б тебе, чуток,

Самый масляный грибок.

Воспитатель: Как же много выросло грибов в лесу. Какие из них съедобные? А какие несъедобные?

А можно ли уничтожать несъедобные грибы? Почему?

Дети: Несъедобными грибами лечатся звери, например, лоси. Поэтому их нельзя топтать, уничтожать.

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь вы знаете многое о грибах. Можно смело отправляться в лес.



(Дети становятся в круг. На голове шапочки — колпачки)



Воспитатель: Давайте превратимся в грибы и постоим на одной ножке. Заодно и проверим чувство равновесия.





УПРАЖНЕНИЕ НА РАВНОВЕСИЕ

«Веселые грибочки»

Молодцы, почти все справились с заданием. Но мы будем еще тренироваться.













СТРАНИЦА 5 «Осенний урожай»

Воспитатель: Вот и следующая страница. Что вы видите на ней?

Дети: На этой странице мы видим капусту, перец, картофель, свеклу.

Воспитатель: А как вы с родителями подготовились к зиме, какие запасы сделали?

Дети: (Высказывание детей)



Воспитатель: Давайте и мы сейчас соберем урожай.



ИГРА – ЭСТАФЕТА



  1. «Садоводы – Огородники»





Воспитатель: Осень – это пора сбора урожая. Осень еще называют запасихой, заготовительницей.

Вот и славно потрудились. Теперь можно и отдохнуть.

ТАНЕЦ «Антошка»

(Слова Ю.Энтина; музыка В.Шаинского

Из мультфильма «Веселая карусель)

Хореограф: Просвирова Е.В.

Воспитатель: Урожай мы с вами собрали и отдохнули. А я предлагаю посмотреть сейчас небольшой опыт, который называется «Живой кусочек». (На столике контейнеры с песком, лейка с водой, кусочки овощей). Для этого нам понадобятся небольшие кусочки овощей. Эти кусочки мы помещаем в емкость с песком и польем водой. Контейнеры с кусочками мы поставим в группе, в теплое солнечное место и будем наблюдать, что же с ними произойдет.

Ребята, а как вы думаете, что произойдет с кусочками? Почему?

(Дети говорят свои предположения)

(Через некоторое время появится зелень, т.к. в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста растений).

(Дети говорят свои предположения)

ОПЫТ «Живой кусочек»

Итог:

Воспитатель: Вот и перелистали мы все страницы нашего фотоальбома. Давайте еще раз вспомним, чем же была хороша осень, что она нам подарила. Что нового и интересного узнали на занятии? О чем беседовали, что рассказывали?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Что ж, давайте еще раз попрощаемся с осенью…

(Просмотр слайдов)

Воспитатель: Ребята, у меня в руках еще один альбом, о следующем времени года. А каком?


Дети: о зиме.

Воспитатель: Правильно, о зиме. Но он совсем чист. Давайте возьмем его с собой и будем заполнять интересными зимними фотографиями.

















Список используемой литературы:

1.Волина В.В. В гостях у природы. – С –Пб.: Виктория – Специальная литература,1997

2. Дыбина О.В. Опыты, эксперименты, наблюдения. –М.: Мозаика – Синтез,2008

3. Дрязгунова В.А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.- М.: Просвещение,1981

4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение,2005

6. Запортович Б.Б, Криворучко Э.Н, Соловьеве Л.И. С любовью к природе. – М.: Педагогика,1978

7. Фотографии из личного архива автора.









Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме "Явление инерции" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: