Конспект урока на тему «Экологическое равновесие в природном сообществе»

Чайко Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская средняя

общеобразовательная школа №2»

г. Рубцовска Алтайского края



Тема «Экологическое равновесие в природном сообществе».

Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Задачи.

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.

3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы одноклассников.


Оборудование. Кубики разного цвета, толковый словарь С.И.Ожегова, портрет В.Высоцкого, мультимедийное оборудование.


Ход урока.

1 Организационный момент.

Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать

Нужны ли все в природе должны мы доказать

Букашка, травка, и любой зверёк


2 Метапредметная тема.

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года. Его песни поют и помнят. Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В.Высоцкого «Натянутый канат»

« Посмотрите – вот он

без страховки идёт.

Чуть правее наклон –

упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон-

всё равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути.»

-О ком это стихотворение?

— В чём опасность его профессии?

-Что такое равновесие?

-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова(Состояние покоя, в котором находится какое то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

-В окружающем нас мире есть равновесие?

-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?

-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)

-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.

— Что вы уже знаете об этом?


3 Работа по теме урока

1)Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.

-Почему?

-А помогали ли деревья реке? (В лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)

-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.

-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)

-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.

-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Мелодия – душа музыки" 3 класс


2)Просмотр отрывка мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»

-О чём дед пошёл просить совушку?


3)Работа с учебником стр.127-128

-Что объединяет живые существа в природное сообщество?

3)Рассмотреть цепи питания.


Физминутка

-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?

Вывод прочитаем на стр.132.



Игра «Найди ошибку в цепи питания»

Мышь —— пшеница —— лиса

дуб —— волк—— кабан


4)Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов


4 Итог урока.

-Как должен человек вести себя в природе?

-Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете- на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…


Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!


Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.


Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.


А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.



Литература:


1.В.Высоцкий. Сочинения том1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г

2.Т.Ю.Целоусова Т.В.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс Издательство «Вако» Москва 2005г.

3.О.А.Исакова Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г

4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: