Конспект урока на тему «Лесные пожары»


Тема урока: «Лесные пожары».

Цель урока: объяснить учащимся, что лесные пожары являются одними из самых опасных и разрушительных стихийных бедствий, способных принести человеческие жертвы, огромный материальный ущерб, нарушение экологической обстановки в регионе.

Основной причиной возгораний в лесу является деятельность человека.

Лесные пожары имеют свою специфическую классификацию.

Задачи урока: Продолжить формирование представления об опасностях окружающего мира, способах снижения ущерба от ч/с природного характера, правильных и грамотных действиях в сложных ситуациях.         

 Развивать умение владеть устной речью, делать выводы и обобщения, находить главное, работать с ПК.                                                     

Продолжить формирование активной жизненной позиции школьников путем привлечения наглядного и дополнительного материала.  

Образовательные технологии: игровая (на этапе проверки знаний)

Тип урока: комбинированный урок. 

Ход урока. 

1.     Оргмомент.

Учащиеся занимают свои места.

У.    Здравствуйте ребята, занимайте свои места, приготовьтесь к уроку. Сегодня мы продолжим разговор об опасностях окружающего нас мира, но прежде чем мы перейдем к изучению нового материала давайте немного повторим уже пройденные темы.

Посмотрите внимательно на экран, что вы здесь видите. Каким общим словом их можно назвать?  

*    Это фотографии Чрезвычайных ситуаций природного характера.  

У.    Правильно, тогда кто ответит  на следующий вопрос. (слайд № 2) что такое Ч/С природного характера? 

*    Ч/С природного характера, это неблагоприятная обстановка сложившаяся на определенной территории в результате кокого-либо  опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, материальный ущерб, нарушить условия жизнедеятельности человека.

У.   Правильно.

 Посмотрите внимательно на следующий слайд, что из перечисленного не является Ч/С природного характера и почему? (слайд № 3.)

*    Ученики выбирают правильный вариант, свой ответ обосновывают. 

У.   А теперь вспомните, какие еще Ч/С природного характера существуют?

*  Ученики по порядку перечисляют известные им Ч/С.

У.   И так мы вспомнили как много Ч/С природного характера, а к каким последствиям они могут привести? (слайд № 4.)

 *    Учащиеся перечисляют возможные последствия Ч/С. 

У.   Хорошо, я вижу, что и с этим заданием вы справились удачно.

Заканчивая наше повторение, взгляните  на следующий слайд (слайд № 5 Вас ожидает Игра — «Небывальщина») все ли тут верно? Найдите максимальное количество неточностей.

*   Антициклон приносит хорошую погоду.

     Половодье весеннее явление

     Нельзя вызывать лифт

Свежие документы:  Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в 1 классе «Изучи, познай, сохрани»

     При землетрясениях запрещается возвращаться в помещение.

У.  Вы молодцы, нашли все несовпадения допущенные в этом тексте.

А теперь скажите, что вы видите на слайде? (слайд №6) 

*  Пожар в лесу. 

У.  Да, вы правы. И так запишите тему  нового урока «Лесные пожары.»

В ходе занятия мы должны выяснить основные причины возникновения лесных пожаров, их поражающие факторы, разобрать их классификацию. Способы борьбы с пожарами и правила поведения населения при лесных пожарах мы рассмотрим на следующем уроке.

(Слайд №9)  

У. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

 Лесные пожары очень опасное явление. Они способны не только уничтожать лесные насаждения, но и вести к гибели людей, материальных ценностей, вызывать экологические катастрофы. Наглядным примером могут служить события этого года в Греции, США. Наша страна, имеющая огромные запасы леса каждый год страдает от этого явления. С наступлением пожароопасного сезона в разных частях России загораются леса.

Как вы думаете, в чем кроется основная причина возгораний? 

*   Учащиеся высказывают свои  мнения.

У.  хорошо, ваше мнение понятно, а теперь взгляните на диаграмму, выделяют всего две основные причины лесных пожаров. Первая составляет всего 3%, а вторая 97%. По  статистике именно  97 % всех возгораний происходят в десяти километровой зоне от населенных пунктов, а значит основная причина пожаров – ЧЕЛОВЕК.                         

Не погашенные костры, курение в лесу, тлеющие пыжи, брошенные осколки стекла и промасленная ветошь, этот список можно продолжать долго.  Только 3 % возгораний происходят естественным путем, при грозах и извержениях вулканов. 

Однако лесные пожары явление не однородное. Они классифицируются по способу распространения и силе.

(Слайд № 11). В зависимости от способа распространения они делятся на низовые, когда горению подвержен нижний ярус леса, сухая листва, кустарники, небольшие деревца.

Верховые, при которых горение перемещается на верхушки деревьев и под действием ветра с большой скоростью распространяется по обширной территории.

И подземные или торфяные, когда горение происходит в глубине земли. Подобным  пожарам  характерна слабая скорость распространения, высокая задымленность местности,  высокая сложность и трудоемкость тушения.

Низовые и верховые пожары делятся на беглые и устойчивые. При низовом беглом пожаре происходит горение сухой листвы, травы, коры деревьев, при  устойчивом  поражаются корни деревьев и полностью гибнет подлесок.

Верховые пожары особенно опасны, скорость их распространения иногда достигает 100 м в минуту. При этом они наиболее губительны для леса после, них остаются лишь обугленные стволы деревьев и безжизненные пространства.

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре "Решение целых уравнений" 9 класс

По силе  лесные пожары делятся на сильные, средние и слабые.

Сила пожара

Скорость распространения

м/мин

 

Высота пламени в м.

сильный

Низовой

Верховой

подземный

Более3

Более 100

Более 0,5

 

Более 1,5

средний

Низовой

Верховой

Подземный

1 – 3

10 – 100

До 0,5

 

0,5 – 1,5

Слабый

Низовой

Верховой

Подземный

До 1

3 – 10

До 0, 25

 

Не более 0,5

 

 









Как и любое другое опасное природное явление, лесные пожары имеют свои поражающие факторы, то есть проявления опасные для жизни и здоровья человека.

Как вы думаете, что к ним относится?

Учащиеся высказывают свое мнение.

У.  Вы перечислили почти все поражающиеся факторы, а теперь запишите остальные

Открытый огонь

Высокая температура

Ядовитые газы

Зона задымления

Паника.

Все они без сомнения способны причинить человеку серьезный вред,  но я прошу вас подумать и ответить, какой из них наиболее опасный?

Открытый огонь

Ядовитые газы

Паника.

У.   огонь и газы понятно, они несут явную угрозу, но почему паника?

Учащиеся обосновывают свои мнения.

У. вы правы, паника может быть самым опасным поражающим фактором, так как в подобном состоянии человек не отдает себе отчет в поступках, неправильно оценивает опасность, принимает неверные решения. 

Итак, сегодня мы рассмотрели еще один вид Ч/С природного характера, выяснили причины возникновения, характеристики и поражающие факторы пожаров. А теперь поверим, насколько внимательны вы при этом были.  Для этого я раздам вам цифры, на экране будут появляться слайды, а вам нужно будет поднять цифру правильного ответа.

Лесной пожар – это                                                                                                        

1       горение растительности, постепенно распространяющееся по лесной

территории.                                                                                

2        горение растительности под надзором человека.                                           

 3        неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.                                             

 4        костер.

Причиной лесного пожара не является:                                      

1        Непогашенный костер                                                                                               

 2         Засуха                                                                                                                      

3         Тлеющие пыжи                                                                                                     

 4         Извержение вулкана

Найдите ошибку

Лесные пожары делятся на:                                

 1         Верховые                                                      

 2         Низовые                                                                            

3         Надземные                                                                     

4         Торфяные.

Найдите ошибку

По силе лесные пожары делятся на:                                                                 

1         Сильные                                                                                                           

 2         Средние                                                                                                                 

3         Слабые                                                                                                               

 4         Умеренные

К поражающим факторам лесного пожара не относят:                                                                     

 1       Открытый огонь                                                                    

  2        Высокую температуру                                                                                                          

  3       Панику                                                         

4       Гибель имущества

У.  Я рад, что вы успешно справились с этим заданием

Свежие документы:  Конспект урока по математике «Умножение натуральных чисел» 5 класс

Для следующего урока подготовьте рекомендации населению по предотвращению лесных пожаров. Урок окончен.

До свидания.



4



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: