Конспект урока на тему «Влитяние различного типа воды на развитие репчатого лука»



Экологический проект

«Влитяние различного типа воды на развитие репчатого лука»



«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.» Антуан де Сент-Экзюпери.



Введение

Актуальность

Еще на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Вода – это целитель. Древние греки изображали богиню здоровья Гигиею в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руке. Вода – это магия. В христианских обрядах крещения воде приписывают магические свойства «очищения». О человеке, предугадавшем события, часто говорят: «Как в воду глядел».

Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые поняли бесспорную истину: «без воды нет, и не может быть жизни».

В 2013 г. исполнилось 20 лет с момента, когда Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днём Воды (водных ресурсов). Вода на планете уникальна и ничем не заменима.

Жители города ищут альтернативные источники чистой воды:

  • Устанавливают фильтры

  • Используют фасованную питьевую воду

  • Используют родниковую (ключевую) воду


Проблема:

Вода, как активная среда жизни.

Обеспечение биологических систем качественной водой.

Цель:

Определение влияния разных видов воды на рост репчатого лука.


Задачи:

  • Привлечь внимание населения к проблеме чистой питьевой воды.

  • Описать краеведческий материал исследованных родников, расположенных в районе г. Новотроицка.

  • Проанализировать органолептические свойства воды из различных источников.

  • Проанализировать влияние различного состава воды на жизнедеятельность растительного организма.


Типология проекта:


Исследовательский; бипредметный; индивидуальный; среднесрочный


Предмет исследования:

Вода.

Объект исследования:

Разные типы воды, влияющие на рост репчатого лука.


Гипотеза:

Если состав воды качественный, то жизнедеятельность растений будет активнее.

Значимость:

В природе и технике важно такое свойство воды, как способность растворять гидрофильные вещества. Растения усваивают вещества только ввиде растворов.

В пресных водах преобладают ионы гидрокарбоната (НСО3), кальция (Са) и магния (Мg). По мере увеличения общей минерализации растёт концентрация ионов сульфата (SO4), хлора (Сl), натрия (Na) и калия (К). В высокоминерализированных водах преобладают ионы хлора (Сl), натрия (Na) , реже магния (Мg) и очень редко кальция (Са).

Определённые ионы различным способом влияют на рост и развитие организмов.

Используемые методы:

  • Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.

  • Эмпирический: мониторинг – лабораторные наблюдения, фотосъёмка, опрос.

  • Математический: статистика, сравнительный анализ.

  • Экспериментальный: постановка опыта.


Место и сроки проведения исследования:

МОАУ «СОШ № 13 г. Новотроицк Оренбургской области»: ноябрь 2013г. – январь 2014г.

Вода – самое удивительное вещество на Земле.

Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал «Самое необыкновенное вещество в мире». А «Занимательная физиология», написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым начинается с главы о воде – «Вещество, которое создало нашу планету».

Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трёх агрегатных состояниях: жидком – вода; твёрдом – лед, снег, град; газообразном – пар. Советский учёный В. И. Вернадский писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала горной породы, живого тела, которое её не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».

Критерии / показатели качества питьевой воды:

  • Благоприятные органолептические свойства,

  • Безвредный химический состав,

  • Радиационная безвредность,

  • Эпидемическая безвредность: бактериологическая, вирусологическая, паразитарная.

Функции воды в растительной клетке:

  • Вода — это та внутренняя среда, в которой протекает обмен веществ.

  • Она осуществляет связь органов, координирует их деятельность в целостном растении.

  • Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, составляет основную часть цитоплазмы,

  • Вода обеспечивает транспорт веществ по растению и циркуляцию растворов.

  • Вода защищает растительные ткани от резких колебаний температуры.

  • Обеспечивает упругое состояние растений – тургор, с чем связано поддержание формы травянистых растений, ориентация органов в пространстве.

Водный режим растений

Водообмен – поступление воды в растение и отдача её растением, необходимые для её жизнедеятельности (метаболизма – обмена веществ, роста, развития, размножения).

Водный режим складывается из трёх процессов:

    • поглощение воды корнями из педосферы (почвы) →

    • передвижение воды из зоны всасывания по сосудам древесины→

    • транспирация – испарение избыточной воды устьицами листьев в окружающую среду.

Результаты экспериментальной части проекта


Результаты анкетирования – социологического опроса


В опросе приняли участие 107 респондентов: учащиеся 9 – 11-х классов. Результаты представлены ниже.


Какие типы воды Вы чаще используете в быту?

Таблица 1


Типы воды

Количество респондентов

%

1

Водопроводная

45

42,05

2

Фильтрованная

21

19,63

3

Кипячёная

5

4,67

4

Родниковая

19

17,76

5

Размороженная

17

15,89


Рисунок 1. Диаграмма использования воды в быту


Вывод: Респонденты наиболее часто используют в быту водопроводную воду и фильтрованную, а менее – кипячёную.

Э к с п е р и м е н т № 1. Изучение органолептических свойств воды.


Таблица 2

Тип воды

Запах

Вкус

Цвет в °

Прозрач-ность

Мут-ность

рН сре-да

1

Водопроводная

Слабый

Слабо кислый

2

Прозрачная

7,6

2

Кипячёная

Очень слабый

Безвкус-ный

40

Слегка мутная

Мелкие хлопья

7,4

3

Фильтрованная

Не ощутим

Безвкус-ный

Прозрачная

7, 2

4

Талая чистая

Очень слабый

Слабо кислый

40

Слегка мутная

Мелкие частицы

7,4

5

Талая придорожная (со шлаком)

Сильный отчётливый

300

Очень мутная

Крупные частицы

7,8

6

Вода родника Плакунка

Очень слабый

Кисло-ватый

40

Прозрачная

7,8

7

Вода родника Безымянный

Слабый землистый

Слабо кислый

60

Слегка мутная

Мелкие частицы

7,6


Вывод: все пробы исследуемой воды имеют слабощелочную среду и рекомендуются для употребления людям с нормальной и повышенной кислотностью желудка. Цветность превышает норму (40°) у воды талой придорожной, источника родника Безымянный.



Постановка опыта и отслеживание результатов (фотографии)




Репчатый лук в левой руке экспериментатора, выращенный в талой воде – победитель




Э к с п е р и м е н т № 2. Влияние качества различных типов воды

на биологическую систему – репчатый лук.

Таблица 3

Типы воды

23.12.13

27.12.13

31.12.13

1

Водопроводная

40

58

60

2

Фильтрованная

20

28

29

3

Кипячёная

11

32

34

4

Родник Плакунка

23

34

38

5

Родник Безымянный

17

19

21

6

Талая придорожная

18

24

31

7

Талая чистая

50

63

65

Рисунок 2. Диаграмма прироста корневой системы репчатого лука в разных типах воды


Вывод: Обеспечивая рост корневой системы репчатого лука, лидируют источники: вода талая чистая, водопроводная. Низкий прирост корневой системы оказался в водах: родника Безымянного, фильтрованной, талой придорожной. В кипячёной воде с 19.12.13 – 21.12.13 корни не трогались в рост.



Вариационная кривая перьев (в мм) репчатого лука – победителя в чистой талой воде

Рисунок 3. Диаграмма вариационной кривой перьев репчатого лука

Вывод: Норма реакции перьев репчатого лука данной луковицы варьирует от 14 мм до 137 мм. Средняя величина пера составляет 77,67 мм.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Время. Единицы времени" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: