Мастер-класс «Влиянии окружающей среды на органы дыхания»


Мастер-класс

Урок рождается непросто: Порой — с наивного вопроса, Порой — со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то… Когда сомнений нету боле -Он вырывается на волю, Нам отдает себя на милость: Смотрите! Что-то получилось! Итог обыденной работы -Восторг волшебного полета! Все это — дивное явленье -Урок, рожденный вдохновеньем… И.А.Акперова

Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию живой природы, объяснить ее многообразие составом и строением химических соединений, дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… И чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно. Из таких почти фантастических желаний вытекает главная цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся.

Сегодня мы поговорим о «Влиянии окружающей среды на органы дыхания».

Эта тема многогранная, объемная, поэтому мы рассмотрим только небольшую часть данного вопроса.

Компетентности:

Ценностно — смысловая:

Поддержание интереса к содержанию изучаемой темы путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности

Образовательная:

Изучение результатов исследовательских работ, формирование умения самостоятельно ставить цели, определять задачи.

Учебная:

Показать влияние среды на функционирование органов дыхания

Познавательная:

Продолжить формирование умений овладения простейшими методами изучения такими как наблюдение и эксперимент

Информационно коммуникативная:

Формирование работы в группах, овладение различными социальными ролями в коллективе через личностную деятельность

Общекультурная компетенция:

Овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии — как составной части жизни человека и человечества.

Изучение нового материала.

Поговорка «Это нужно нам как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе.

Великий враг древней Греции назвал воздух «пастбищем» жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. Экспериментальным путем было установлено, что для дыхания одного человека в течение 1 часа в герметически закрытом помещении требуется не менее 2м3 воздуха.

Решим задачу.

Сколько воздуха (м3) расходует на дыхание класс м3 35 человек в течении 45 минут урока, если один ученик в среднем делает 16 вздохов в мин по 500см3 воздуха? (12,6 м3)

1. количество вдохов ученика за 45 мин. 45 х 16= 720

  1. количество вдохов 35 учеников за 45 мин 720 х 35= 25200

  2. объем воздуха для 35 учеников за 45 мин 25200 х 500= 12,6 м3

За всю свою жизнь человек вдыхает 380 тыс. м.3 Вы, наверное, замечали, что когда рано утром выходите в поле, то чувствуете, как легко дышится. Почему? Какие процессы регуляции дыхания происходят в это время в организме?

Действительно, когда воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты ( под влияние нервного возбуждения, которое возникает под действием чистого воздуха на нервные окончания слизистой носа) и воздух обильно поступает в в легкие) все процессы, протекающие в организме, совершаются нормально, повышается обмен веществ, появляется бодрость и прекрасное самочувствие.

Поэтому очень важно, что бы окружающий нас воздух был чистым.

Назовите основные источники загрязнения воздуха.

Больше всего загрязняет воздух пыль. Пыль есть везде. Только в море, в 1000 -1200 км. От берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл воздуха содержится 200 пылинок. А таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Ветер переносит пыль на большие расстояния. В Норвегии, например, обнаружена пыль Сахары, а в Европе — вулканическая пыль островов Индонезии. Определим количество пыли в данном помещении.

Существует несколько методик определения количества пыли в помещении.

1 вариант. Мы используем методику с применением липкой ленты. На ленте
штрихами отмечают стороны света. Ловушку оставляют для сбора пыли на заранее
определенный срок (до7дней). Когда срок закончится, ленту аккуратно снимают и
подсчитывают количество пылинок в каждом из секторов. Я рекомендую проводить
подсчет и визуальный анализ пылинок, используя лупу — по виду пылинок можно
определить, что они собой представляют.

2 вариант. Используем марлю, натянутую на форточку. В течении недели во время
проветривания помещения на марле оседает заметное количество пыли. Наши
ученики проводили, таким образом, исследования запыленности воздуха школьного
кабинета и у себя дома. Большой интерес вызвали у них опыты по определению
запыленности воздуха в помещениях. Ребята поставили 2 опыта — с клейкой бумагой
и марлей на окне.


3 вариант. Я немного усложнила задачу и объяснила им, как можно найти не только массу собравшихся на образцах пыли, но и поверхностную плотность ее распределения. Для этого нужно разделить массу пыли, осевшей на листе клейкой бумаги, на площадь поверхности этого листа. Последнее задание позволило потом оценить общую массу пыли, оседающей на поверхности стола или пола в данном помещении.

Дым — наиболее заметная и распространенная форма загрязнения окружающей среды. Для всех его источников существуют допустимые нормы изменения прозрачности воздуха, на основании которых регулируется количество дыма, выбрасываемого этими источниками в атмосферу. Нарушение этих норм приводит к ухудшению здоровья людей, животных и растений, вызывает загрязнение окружающей среды и должно преследоваться по закону.

Распространенная методика изменения прозрачности основан на использовании диаграммы Рингельмана. Наблюдатель смотрит на дым через обзорное отверстие в центре диаграммы. Степень прозрачности для черного дыма определяется как степень прозрачности того сектора диаграммы, которому она в большей степени соответствует. Белый и цветной дым оцениваются также, но одновременно с прозрачностью указывается и цвет дыма. При каждом определении надо выполнить 20 наблюдений через каждые 15 минут. Результат записывают, потом вычисляют среднее значение.

При проведении наблюдения необходимо соблюдать следующие условия:

  1. диаграмму держат на расстоянии вытянутой руки

  2. наблюдения производят на фоне чистого неба или белых облаков, в безветренную погоду

  3. солнце в момент наблюдения не должно попадать в поле зрения наблюдателя

  4. для сравнения выбирают самую темную часть дымового шлейфа

В журнале наблюдения за уровнем задымления воздуха учащиеся ведут записи по следующей схеме:

Описание источника Расположение источника

Дата и время наблюдения Имя и фамилия наблюдателя Школа, класс

Результаты, полученные учащимися в ходе проведения работы, используются в исследовательских работах различной направленности.

В нашей школе проведена исследовательская работа «Экологическое состояние школы», в которой рассматривались вопросы, озеленения кабинетов, наличия пыли и ряд других аспектов. Работа заслушана на заседании научно — практической конференции и признана в числе лучших, наряду с другими работами.

Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.

Одним из факторов, влияющих на работу органов, дыхания является озеленение. Ученые установили, что средняя продолжительность жизни человека с древесно — кустарниковым озеленением в размере 1 — 2% от общей площади населенного пункта в 1.7-2 раза короче средней вероятной продолжительности жизни жителя в городе с озелененностью в размере 50%. Для того, чтобы узнать как обстоят дела с озеленением в нашем поселке, была проведена исследовательская работа «Влияние фитонцидных растений на организм человека в пос. Октябрьском». В данной работе был произведен, подсчет хвойных деревьев по ул. Мира и выявлено влияние этих растение на организм человека. Данная работа заняла 2 место в краевом конкурсе «Подрост».

Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. «Курить или не курить?» к сожалению, на этот вопрос школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего просто — напросто, не зная и не догадываясь о них. Мы провели исследовательскую работу «Влияние курения на организм школьника». Выявили, что среди учащихся 5-11 классов 21,6 % — курят регулярно, 19, 4% -пробовали курить, 59% — не курят. В ходе работы выяснили, влияние курения на работу органов дыхания, причины роста заболеваемости среди курильщиков, снижение памяти. Результаты исследования были доведены до родителей и учащихся

других классов, разработаны мероприятия, направленные на снижение числа курильщиков в нашей школе. Работа заняла 2 место на научно — практической конференции «Эврика» среди юниоров.

— А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три — четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол),

— в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, который завез табак в
страну),

-в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак),

— в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания — от
палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная
казнь.

Я хочу вас познакомить с уникальной исторической находкой, которую буквально на днях сделали испанские историки. Была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:

«Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности, адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:

Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет» кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак».

В заключении решим несколько экологических задач. Решение экологических задач №1.

1. Один из результатов хозяйственной деятельности человека — увеличение
содержания углекислого газа в атмосфере. Если ее количество увеличится вдвое, то
это приведет:

A) к тому, что прольются кислотные дожди
Б) более быстрому вращению Земли

B) к парниковому эффекту
Ответ:

Ученые утверждают, что сейчас углекислоты в атмосфере на 17% больше, чем в начале 20 в., а через 50 лет ее количество удвоится. Это приведет к усилению «парникового эффекта». В биосфере просто так ничего не происходит. Если среднегодовая температура понизится на 3- 4° , то это приведет к ледниковому периоду, а потепление на 4 — 5° — к всемирному потопу.

2. По самым скромным подсчетам, отрицательное влияние деятельности людей на
окружающую среду:

A) еще не существенно
Б) достаточно велико

B) достигло критического уровня
Ответ:

Из-за сжигания топлива концентрация углекислого газа в атмосфере возрастает на 0,3% ежегодно. Городская пыль на полчаса задерживает видимый восход солнца. В некоторых промышленных регионах срок жизни деревьев сократился в 2- 3 раза по сравнению с естественными ландшафтами. В Мировой океан попадают миллионы тонн нефтепродуктов, а 1л нефти способен испортить 1млн л воды, морские

водоросли дают почти 2/3 всего кислорода атмосферы, а нефтяная пленка на морской поверхности делает невозможным газообмен между атмосферой и океаном. Выбрасываемые во внешнюю среду канцерогены, тяжелые металлы, ядохимикаты способны погубить нас как вид.

3. Жители Сингапура протестуют против курения:

A) молча

Б) размахивая руками

B) громким криком
Ответ:

Самым «некурящим» городом стал Сингапур. После того как в 1985г там умерло 2,5 тыс. человек (в2 раза больше, чем в 1976г.) и уничтожено пожарами от окурков имущества на 17,3 млн. сингапурских долларов, курению в стране объявлена война. Если вы идете по городу с дымящейся сигаретой, то прохожие отворачиваются от вас, демонстративно прикрывая нос и рот рукой. Молчаливая, но весьма эффективная война.

4. Международный день борьбы с курением:

A) не нужен

Б) очень нужен

B) уже есть
Ответ:

День 31 мая объявлен Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ Международным днем борьбы за мир, свободный от табачного дыма. Из 6 млрд человек курят 1,15 млрд. на 1т произведенного табака приходится 1 смерь его потребителя. Каждый год из — за употребления табака болеют до 9 млн человек)

Решение экологических задач №2. 1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой — что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании — прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании — прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).

З. У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

Я думаю, что каждому ученику можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать, систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Моя задача -стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, лепят, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. Все это способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика.

Любой урок — это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, чувствуем, сопереживаем.Мы доверяем друг и от этого зависит успех урока.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Органическая химия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: