Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природа обвиняет…»




Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Безенчукский аграрный техникум»











Методическая разработка

внеклассного мероприятия


«Природа обвиняет…»








Разработала

преподаватель

Яркова Таисия Григорьевна














Безенчук 2012

Аннотация


Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде ролевой игры.

Рассматривается экологическое состояние основных природных ресурсов страны: атмосферного воздуха, пресных вод, земли, растительного и животного мира. Помимо этого показаны некоторые формы использования и применения специальных знаний по экологии.

Методическая разработка может быть использована преподавателями техникумов и школ при проведении подобных мероприятий.



































Содержание






Введение


В настоящее время все человечество обеспокоено состоянием окружающей природной среды. Стремительно истощаются природные ресурсы, промышленными ядовитыми отходами загрязняется среда обитания человека: воздух, почва, вода.

Безвозвратно исчезают многие виды растений, животных, гибнут моря и малые реки. Здоровье людей и даже сама жизнь на Земле находятся в опасности.

Возможность экологической катастрофы представляется сейчас наиболее близкой. Проблемы взаимодействия природы и общества находятся в условиях крайнего обострения противоречий между ними. Размах человеческой деятельности, развитие производства и связанное с ним техногенное воздействие на природу приблизилось сегодня к опасному рубежу, когда страдают или уничтожаются уже не отдельные природные объекты, ландшафты, экологические системы, а происходят серьезные изменения атмосферы, воды, земли, растительного и животного мира. Именно это заставляет сегодня говорить об угрозе экологического кризиса, экологической безопасности Земли.

Чаще всего продолжающееся разрушение природы объясняют внешними причинами: нехваткой ресурсов, отсутствием эффективных проектов, нерадивостью и другими неурядицами. Истинная же причина – в безнравственности, бездуховности людей, в их стремлении к материальному благосостоянию любой ценой. Одним из проявлений гражданской зрелости человека является наличие у него нравственного отношения к природе. Обусловлено это тем, что с каждым годом состояние окружающей среды становится все более тревожным. Отношение современного человека к окружающей его среде — это нравственная категория, которая должна формироваться со школьной скамьи. Поэтому задача воспитания в современных условиях – формировать гражданский, сознательный подход к деятельности в природе. Важно не только осознание окружающей природной среды, выработка чувства ответственности за ее состояние, внутреннее побуждение активно участвовать в ее охране, не только способность дать правильную оценку ее состояния и необходимых мер защиты, но и наличие навыков в практической деятельности по ее защите, а также принятие в ней участия.

Тема воспитательного мероприятия «Обвинитель- природа» выбрана не случайно. Проблема охраны окружающей среды природы вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов планеты, требует коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую человечеству экологическую катастрофу.

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого гражданина. Наше отношение к проблемам рационального природопользования – важнейший залог их успешного практического решения. Вот почему формирование личности человека включает в себя как необходимую составную часть, воспитание в нем правильного отношения к природе. Ведь большинство людей в своей жизни, работе сталкиваются с природой воздействия на нее. И нужно, чтобы природа при этом не скудела. Добиться этого можно путем перестройки нашего сознания, формирования у каждого человека правильного мышления.

Данное мероприятие способствует экологическому просвещению, пропаганде экологических знаний, формированию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, воспитанию патриотизма, любви к родному краю.





































План мероприятия


Цели:

  • формирование экологической культуры, активной гражданской позиции; чувства личной причастности к происходящему;

  • воспитание любви, внимательного, бережного отношения к природе, ответственности за использование и сохранность природных богатств;

  • развитие коммуникативных способностей студентов в условиях игровой ситуации;

  • развитие творческих способностей и познавательного интереса.


Форма мероприятия: ролевая игра в виде экологического суда.

.

Метод проведения: игровой, проблемный, наглядный.


Участники: студенты старших курсов.


Оснащение и материалы: плакаты, фотографии, рисунки, фрагменты видеофильмов, видеофильмы, проектор, компьютер, презентации.


Ход мероприятия


Вступительное слово

Выступления участников суда:

  • Аральское море

  • Озеро Байкал

  • Река Волга

  • Малые реки

  • Лес

  • Атмосфера

  • Земля

  • Подсудимый

  • Прокурор

  • Адвокат

  • Судья

Просмотр фильма «Земля – наш общий дом».

Рефлексия.


Подготовительный этап


Для успешного проведения мероприятия его подготовка начинается за 2 – 3 недели. Преподаватель предварительно проводит, беседы по охране окружающей среды, рациональному природопользованию для ознакомления с экологическим состоянием страны, основными источниками загрязнения, антропогенным воздействием на растительный и животный мир и др.

Для проведения мероприятия выбран игровой метод , при котором происходит не только более глубокое рациональное, но и эмоциональное усвоение информации. За счет его ролевого предъявления, достигается более широкое участие студентов, больший их интерес, проявление индивидуальных особенностей, более глубокое сопереживание, нежели при сухом изложении фактов. Сочетание рационального и эмоционального образного методов предъявления материала дает в результате эффект глубокого и прочного усвоения и закрепления в памяти.

К участию в проведения мероприятия желательно привлечь как можно больше студентов, чтобы не создавать изолированности отдельных ребят от забот группы, с тем, чтобы они смогли проявить себя, принимая активное участие в меру своих индивидуальных способностей. Кто не сможет принять непосредственное участие, тех можно привлечь для подготовки мероприятия: проведения выставки литературы, оформления рефератов, подготовки аудитории.

Для повышения интенсивности воздействия мероприятия, необычности игры, создания определенного психологического, эмоционального настроя, при оформлении данного мероприятия можно использовать большее количество наглядных пособий, хорошо продумав ход их применения.

В качестве оформления и наглядных пособий используются плакаты, стенгазеты, альбомы, презентации, фрагменты видеофильмов и др. Для внедрения в игру элементов театрального действия можно изготовить костюмы (мантии, судейский головной убор), но можно ограничиться условным обозначением места действия (суд) и ролей (председатель суда, прокурор, адвокат, подсудимый).

Предварительно преподаватель назначает группу ответственных за подготовку и оформление и группу, отвечающую за проведение мероприятия. Необходимо выбрать студентов, которые должны по ходу демонстрировать видеослайды и фрагменты видеофильмов с использованием мультимедийной установки.

Студентам другой группы, принимающей непосредственное участие в проведении мероприятия, дается задание собрать материал по тем природным объектам, которые будут выступать в суде в качестве свидетелей.

В процессе подготовки происходит распределение ролей в соответствии с определенным критерием. Роль председателя суда желательно поручить более эрудированному студенту с широким кругозором, находчивому, способному к импровизации, так как ему по ходу действия, возможно, придется столкнуться с разного рода непредвиденными ситуациями. «Свидетели обвинения» выбираются по желанию, но при этом необходимо учитывать, чтобы они обладали зачатками актерского мастерства и могли воспроизвести образ и характер данного объекта.

Особое внимание необходимо уделить роли подсудимого «Человека», поскольку он представляет собой человечество со всеми его достоинствами и недостатками и, вследствие этого, должен обладать артистичностью, способностью к перевоплощению.


Методика проведения мероприятия


Действующие лица:

Председатель суда.

Прокурор.

Адвокат.

Присяжные заседатели (при необходимости) .

Свидетели обвинения: «Аральское море», «озеро Байкал», «река Волга», «малые реки», «атмосфера», «земля», «лес».

Подсудимый – «Человек».


В зале расставлены полукругом столы: для председателя суда, присяжных, прокурора, адвоката, отдельно стол для подсудимого. Вполоборота к суду и зрителям установлена кафедра для выступления свидетелей. Установлены экран, проектор, компьютер для демонстрации презентаций, видеофильмов и фрагментов видеофильмов.


Вступительное слово преподавателя:


Все что нас окружает – так называемая окружающая среда, складывалась на протяжении миллиардов лет и превратилась в устойчивую внутренне связанную систему – круговорот веществ. Этот круговорот поддерживается за счет в основном трех систем: растения, животный мир, микроорганизмы. Растения создаются из неорганических веществ, воды, воздуха в органические; растениями питаются животные (люди), а микроорганизмы разлагают отходы их жизнедеятельности, останки животных и растений снова на простые химические элементы и все начинается сначала.

Такой круговорот может существовать бесконечно долго. Но вот появляется человек и строит свою открытую систему. В производстве человек превращает продукты природы в одежду, пищу, а отходы отправляет на свалку, где они накапливаются и однажды приходит такой момент, когда их становится слишком много. И только 10 % исходных природных ресурсов переходит в готовую продукцию, остальные 90 % в виде отходов возвращаются в окружающую среду.

Это приводит к загрязнению окружающей среды, гибели животных, т.е. к разрушению гармоничной и уравновешенной природной системы. Великий русский ученый В.И.Вернадский первым высказал мысль, что с появлением человека, сознания, скорость изменения среды и масштабы его резко увеличились.

Исчезают горы, появляются моря, огромные города, которые нарушают равновесие природных ресурсов.

Человек поглощает все больше и больше природных богатств, многие из которых не восстанавливаются. Человек думает, что природа простой механизм, но только теперь мы начинаем понимать, как сложно перестраивать природные процессы. Природа не творит добра или зла. Это дано лишь человеку. Так проверим себя еще раз, по какой дороге мы идем и что несет каждый наш шаг окружающему миру. Только ли добро? Ведь хочется верить, надеяться, что природа наша обретет, наконец, полноценную защиту в лице человека и его законов – нравственных и государственных.

Чтобы и мы и окружающий нас светлый мир существовал в счастливом согласии вечно, начинаем наше мероприятие «Природа обвиняет…».


Сценарий внеклассного мероприятия.


Все участники занимают свои места.


Председатель суда:


Слушается дело гражданина, именующего себя «хомо сапиенс», то есть человек разумный, по иску лица, именующего себя природой.


Итак, в ходе расследования были заслушаны показания многих свидетелей и исследованы улики и орудия преступления.


Слово предоставляется свидетелю обвинения, пострадавшему морю – «Арал»:

Я важнейший, без сомненья,

Здесь свидетель обвиненья.

И хочу я, Ваша честь

Все поведать так, как есть.

Пусть теперь я за границей,

Как Балхаш, Севан и Рица,

Для таких преступных лиц

У Закона нет границ!

Звать меня Аральским морем.

Я большим охвачен горем.

И историю мою

Я от вас не утаю.

С человеком был я дружен,

Человеку был я нужен.

Жил со мной в согласье он

С незапамятных времен.

Был когда-то я свободен,

Необъятен, полноводен.

Дань несли на берег мой

Сыр – Дарья с Аму – Дарьей.

Человек был слабосилен,

И не требовал, просил он:

Мол, избавь нас от беды,

Рыбы дай нам и воды.

Проплывал по мне на лодке

Путь достаточно короткий

Он на веслах, и в Арал

Он солярку не сливал.

Но потом, в 20-ом веке

Проявились в человеке

Нехорошие черты.

Он с природой стал на «ты».

Он пшеницу счел обузой,

Все засеял кукурузой,

Он затем по мере сил

Все болота оросил,

А пустыни осушает,

Он проблемы так решает.

Караван по морю гонит,

А в барханах судно тонет.

Проложил везде ….. овраги,

Хлопок — только на бумаге,

А поля — белей белил:

Как капусту засолил.

Предлагаю в назиданье

Сунуть глупое созданье

В мой соленый водоем,

Пусть узнает, что — почем.


Председатель суда:


К сведению суда предоставляются дополнительные улики и факты.


Слово предоставляется эксперту:

Гибель Арала сознательное дело рук человеческих. В ряду мировых экономических катаклизмов ставится на второе место, после угрозы уничтожения тропических лесов в бассейне Амазонки. Количество воды в Арале уменьшилось на 60 %. Ежегодно уровень воды снижается на 1 метр. Уровень Арала понизился на 12 метров. Береговая линия в ряде мест на 90 и более км. Ежегодно с Арала поднимается в воздух до 75 млн. т. соли. В песках образовались кладбища кораблей. Из-за резкого уменьшения стока рек прекратились весенние паводки, снабжавшие плавни низовий Амударьи и Сырдарьи пресной водой и плодородными отложениями. Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6 — результат повышения уровня солености воды, потери нерестилищ и кормовых участков (которые сохранились в основном лишь в дельтах рек).

Суду и зрителям раздаются фотографии, рисунки результата отрицательного воздействия человека на Аральское море. Одновременно показывается фрагмент видеофильма «Экологический кризис в Приаралье».


Председатель суда спрашивает, есть ли вопросы у обвинителя, у защиты к свидетелю, подсудимому. Затем слово предоставляется следующему свидетелю «Озеру Байкалу».


Байкал:


Жил я тихо сто столетий.

Чище не было на свете,

Чем Байкальская вода.

Не брала меня беда.


Включается фонограмма песни «Славное море – священный Байкал» и слайды с изображением озера и целлюлозно-бумажного комбината. На этом фоне продолжается выступление озера Байкал.


Но потом мою обитель

Посетил «руководитель»,

Постоял на берегу,

Пригрозил мне как врагу,

И решил легко и просто,

Что во мне по меркам ГОСТа

Слишком чистая вода:

Нет в ней нефти ни следа,

Не хватает в ней метила,

Формалина и тротила,

Что российскому народу

Не нужны такие воды,

А нужна ему бумага

Для общественного блага:

Для журналов и газет,

Не забыл и про клозет.

И решил товарищ важный

Целлюлозный и бумажный

Здесь построить комбинат

И из рая сделать ад.


Председатель суда предоставляет слово эксперту, который оглашает дополнительные факты, цифры воздействия человека на озеро Байкал:

Из трех миллионов озер нашего отечества Байкал — самое гигантское. Его длина 636 км, глубина 1637 м. – самое глубокое в мире. Байкал существует около 30 млн. лет. 1/5 часть мирового объема пресной воды в Байкале. 848 видов животных и 133 вида растений не встречаются нигде кроме Байкала. Но эти растения и животные так привыкли к чистой воде, что малейшее загрязнение и изменение химического состава приводит к их гибели. Сейчас по берегам озера и его притокам работают сотни предприятий, и значительная часть отходов попадает в озеро. Выросли и распространились индустриальные и гражданские здания, возросло население, и возникли новые города и поселки, новые земли были вспаханы, и в сельском хозяйстве использовалось большое количество химикатов.

Увеличилась заготовка леса на реках, и на Байкале была начата практика плывущей древесины в больших плотах, или «сигарах». Увеличился поток туристов, и были построены целлюлозный и бумажный комбинаты, один прямо на берегу, другой недалеко от его берегов; по северному берегу была положена Байкало-Амурская Железная дорога; большое количество лодок бороздят озеро летом и многие автомобили зимой.

Используется фрагмент видеофильма «Байкал». В качестве дополнительных улик суду и зрителям предоставляются снимки, рисунки.


Председатель суда: — есть ли у кого-нибудь вопросы, выступления?


Далее слово предоставляется обвинителю «Река Волга». Включается фонограмма песни «Течет река Волга» в исполнении В. Преснякова, демонстрируются видеослайды с видами Волги, с изображением плотин на реке и др.


Волга:


Я была той самой Волгой,

Что, согласно песне, долго

Для души, не ради долга,

К морю синему течет..

Я полям давала влаги,

Человек же на бумаге

Дал приказ, чтоб мне бедняге

Перейти на хозрасчет.

А потом плотин настроил,

Берег дачами застроил

И осокори спилил,

Горы срыл до основанья,

Все во имя созиданья

Новых русских дач и вилл.

Он на мне поставил точку,

Превратив меня в цепочку

Высыхающих болот.

Комаров развел и мошку.

Хватит сеять, мол, картошку,

Лучше клюкву и морошку

Включим в севооборот.

Преуспел он в этом деле

Так, что рыбы поредели.

Вместо карпа в камышах

Он разводит лягушат.

Нет белуги с осетриной,

Только шпроты за витриной,

В реках – лишь один ротан,

Потребляющий метан.

Никакие печенеги

И монгольские набеги

На моем могучем бреге

Не оставили следов.

Взявши на вооруженье

Лишь таблицу умноженья,

На мое уничтоженье

Он затратил пять годов.

Я не выдержу такое

И прошу меня в покое

Я оставить на века,

Все убрать с меня плотины,

Не поить во мне скотины,

Я ж не лужа, а река!

И прошу со мною, братцы,

Как с рекою обращаться!


Эксперту предоставляется слово по оглашению дополнительных цифр и фактов отрицательного воздействия человека на Волгу; при этом можно использовать плакат «Волге быть, или ……». Суду и зрителям раздаются фотографии, рисунки с изображением Волги и волжских просторов:

В последние 40-50 лет сведены на Волге огромные могучие лесные массивы, в пойме распахано все, что можно распахать, взрыты недра земли тысячами карьеров, сооружено более 300 водохранилищ, созданы тысячи промышленных и сельскохозяйственных производств, прорыто десятки тысяч км. каналов и обводнено миллионы га земель, передвинуты толщи соленосных скоплений в плодородии почвы. Волга перегорожена каскадом плотин. Около 7 млрд. м3 загрязненных сточных вод сбрасывается в Волгу ежегодно.

В Самарском и Саратовском водохранилище содержание хлорорганических соединений в десятки раз превышает допустимую норму. В результате строительства плотин на Волге подтоплено около 5 млн. га плодороднейших пойменных земель. Из 150 тысяч притоков Волги исчезло 30 тысяч. Волга стала антисанитарным водоемом. В ней обнаружено около миллиона химических веществ. Ежегодно с Волжских берегов обрушивается в воду 300 млн. т. земли.

Площадь мелководий только на основных 7 волжских водохранилищах превышает 360 тыс. га, которые превращаются в болота и служат рассадником многочисленных паразитов рыбного населения. Пораженные гельминтами рыбы не могут даже опуститься на дно, бьются о берега и отмели, причалы и массами гибнут. Рыба не может пробиться через плотины в верховья Волги на нерест.


Малые реки

Мы маленькие реки,

Основа крупных рек.

Не слышать бы вовеки

Нам слова «человек».

Он стал давно селиться

На наших берегах.

Был урожай сторицей

На пойменных лугах.

Жнецы на жатве пели,

Цвели кругом сады.

Мы людям сапропеля

Давали и воды:

Попить и для полива,

Для пищи – судака.

Текли неторопливо

Сквозь годы и века.

И вот проходит время

(У жизни быстрый бег).

Воспринимать как бремя

Нас начал человек.

Повел себя как Каин,

Немного подрастя,

Решил, что он хозяин,

А не у нас в гостях.

Завел себе скотину:

Овец, свиней и коз.

Представьте ту картину:

Вдоль берега – навоз,

А как к весне поближе

Мы до краев полны

Густой навозной жижей

Известной желтизны.

От скуки и от лени,

Чтоб в поле не везти.

От этих удобрений

Мы начали цвести.

Малька река растила

И холила слегка.

А он с мешком тротила

Пришел, и нет малька.

Что не убьет взрывчаткой,

То током изведет.

С его умом и хваткой

Он далеко зайдет.

Вдоль родника в овраге

Он вырубил весь лес,

И без притока влаги

Тот полностью исчез.

За ним – большие реки,

Озера и моря

Пропасть грозят навеки,

Ему «благодаря».

Мы просим Вас: спасите

Нас от такой беды!

Природы «победитель»,

Куда ж ты без воды!?



Слово эксперту.


В Российской Федерации насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. В настоящее время состояние малых рек оценивается как катастрофическое. Велико число рек, прекративших существование в последнее время, многие оказываются на пороге исчезновения. в реки поступают сточные воды промышленных предприятий, происходит загрязнение удобрениями и ядохимикатами, поступающими с сельхозугодий, а также ливневыми и талыми водами урбанизированных территорий; изъятие стока рек на местные хозяйственные нужды — орошение, водоснабжение животноводческих комплексов и др.Большое количество загрязняющих веществ поступает в поверхностные воды от рассредоточенных источников, транспорта и лесосплава. Ежегодно в стране происходит более 30 тыс. прорывов нефте- и газопроводов. Это приводит к загрязнению огромных площадей водосбора и хроническому загрязнению водных объектов.

Причинами загрязнения водных объектов становятся также массовая застройка водоохранных зон и, прежде всего, прибрежных полос, несоблюдение режима хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны, снижение эффективности природоохранной деятельности (более 80% загрязненных сточных вод перед сбросом в водоемы не проходят нормативную очистку).

Проблемой для малых рек сброс в них бытового и промышленного мусора. Этот мусор, разлагаясь, выделяет канцерогенные вещества — источники различных заболеваний.

Особую тревогу вызывает проблема заиления рек. Заиление малых рек на севере лесостепи приводит к подъему уровня грунтовых вод и заболачиванию пойм, которые становятся непригодными для какого-либо использования. В числе главных причин исчезновения малых рек отмечено осушение болот.


Председатель суда спрашивает, есть ли вопросы у защиты, прокурора?


Затем слово предоставляется свидетелю обвинения – «Лес». Демонстрируются слайды с изображением тайги, вырубки и вывоза леса, лесных пожаров и т.д.


Лес:


Я когда-то здесь шумел,

Силу буйную имел.

Человек с его силенкой

Подойти ко мне не смел.

На опушках только был,

Рвал там ягоды, грибы.

Может, лешего боялся,

Только много не рубил.

Но потом, забывши сразу,

Чем он лесу был обязан,

Он решил меня поправить,

Потеряв, как видно, разум.

Первой жертвой стал осокорь,

Вырос, якобы, высоко.

Вывел лес и в пойме Сока,

Мол, стране нужней осока.

Для грядущих поколений

Ликвидировал оленей,

И зачем народу лоси?

Кой их черт по лесу носит?

Пусть в лесу не воют волки,

Пусть людей не колют елки.

И взяла его обида,

Что я слишком зелен видом.

И решил меня немного

Подрумянить пестицидом,

А потом и гербицидом,

А затем инсектицидом.

После этой процедуры

Я лишился шевелюры.

И мое больное тело


Раньше срока пожелтело.

Весь я вытоптан скотиной,

И опутан паутиной,

Если он не поостынет,

То окажется в пустыне.

Пусть задумаются люди,

Что без леса с ними будет!?

Лес — и легкие планеты,

И защита от мороза,

Но на легких места нету

Без рубцов туберкулеза.

Лес — тепло, одежда, пища,

И основа для жилища,

И источник красоты.

А кому на свете ты,

Человече, будешь нужен,

Если стану я недужен?

Или вовсе пропаду?!!

С лесом надо жить в ладу!




Экспертом зачитываются дополнительные цифры, факты воздействия человека на лес: В настоящее время происходит процесс обезлесения планеты. Ежегодный объём рубок в мире составляет более 4,5 млрд. м3. Особенно тревожит мировую общественность проблема лесов тропической и субтропической зон, где вырубается более половины мирового объёма годичной лесосеки. Уже деградировало 160 млн. га тропических лесов, а из вырубаемых ежегодно 11 млн. га восстанавливается плантациями лишь десятая часть.Тропические леса (рис.4) покрывающие 7% земной поверхности в районах, близких к экватору, нередко именуются лёгкими нашей планеты. Тропические леса – это место обитания 3 – 4 млн. видов живых организмов. Здесь обитает 80% видов насекомых, произрастает 2/3 известных видов растений. Эти леса поставляют 1/4 запасов кислорода. По данным ФАО, они сводятся со скоростью 100 тыс. км2 в год.

Наша страна владеет почти четвёртой частью мировых запасов леса. И в каком они состоянии? Почти на нет сведены хвойные леса. Ценнейшие породы деревьев замещаются низкопродуктивным лиственным древостоем. При современных темпах лесозаготовок мы используем оставшиеся леса за 50 – 60 лет. Их восстановление в этих районах происходит лишь за 100 – 120 лет.

Исчезновение лесов, являющихся средой обитания диких животных, приводит к тому, что каждый день один вид мелких животных и каждый год один вид крупных уходит в небытие.


Затем слово предоставляется следующему свидетелю обвинения – «Атмосфера» и одновременно демонстрируются фотографии предприятий с дымовыми выбросами, выхлопные газы автотранспорта и др.


Атмосфера:


А меня когда — то с верой

Греки звали атмосферой,

То есть сферой для дыханья.

Нынче ж стала я лоханью,

В кою летом и зимою

Льют отходы и помои:

СО2, дефолианты,

Аммиак, дезодоранты,

Хлор, иприт, метан, этан.

В общем, стала я не та:.

Сфера, но не для дыханья.

А ведь гордо это званье

Я носила век от веку,

Умилялась человеку,

Как он рос, копил силенки,

Пачкал детские пеленки.

Подрастет – мечтала – скоро,

Будет мне потом опорой,

Будем жить мы с ним в ладу.

И не чуяла беду.

Он подрос, добыл огонь —

Появилась в мире вонь.

Жег он джунгли и тайгу,

Чтоб сварить свое рагу.

Это все еще цветочки…

С четверенек на две точки

Он поднялся. И тогда

Появились города.

У мальца полезли зубы:

Появились печи, трубы,

Сажа, копоть, смрад и чад,

Лишь котельные торчат.

И от лени и со скуки

Он ударился в «науки»,

Создал химию – уменье

Получить в одно мгновенье

Из веществ хороших гадость,

Испытав при этом радость.

А работать – вот беда —

Не любил он никогда.

Из земли сорняк торчит, —

Применяет гербицид.

На кусте червяк сидит,-

Смело льет инсектицид.

Прыснет раз, – и вот вам зона

Без наличия озона.

Мой химический состав

Не опишешь в ста листах.

Это даже Менделеев

Быстро бросил бы, устав.

Человек на в сей момент —

Самый вредный элемент.

Он вдыхает через рот

Только чистый кислород,

Ну, а выдохнуть все время

Норовит наоборот.


Председатель суда представляет слово эксперту для зачтения дополнительных фактов воздействия человека на атмосферу. Суду предоставляется презентация «Загрязнение атмосферного воздуха».

Более чем в 100 городах страны загрязненность воздуха в отдельные дни в 10 раз превышает установленные нормы. Степень очистки отходящих газов промышленного производства в целом по стране составляет 76 %. При этом уровень улавливания жидких и газообразных веществ (аммиак, сероводород, сероуглерод), равен только 28 %. Более 50 % загрязнения атмосферы составляет автотранспорт, в отработавших газах которых содержится около 200 компонентов. Ежегодно от пестицидов отравляются десятки тысяч человек. Тысячи людей гибнут от утечки газа. В различных странах растет заболевание рака, увеличивается чистота самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов. Нарушается генетический аппарат, происходит отклонение в эмбриональном развитии. У детей наблюдается умственная отсталость, поражение нервной системы, заболевание легких, печени, почек.

Затем слово предоставляется свидетелю обвинения – «Земля». Параллельно. демонстрируются изображения поверхности земли со свалками, эрозией и другими негативными последствиями воздействия человеческой деятельности.


Земля:


Я важнейший здесь свидетель.

Люди были мне как дети.

Почву плугом ковыряли-

Как в песочнице играли.

Я дарила им плоды:

Все, что нужно для еды

Плюс различную одежду

И лелеяла надежду,

Что так будет длиться вечно.

Не гадала я, конечно,

Что за это все в награду

Намудрит мне это чадо.

Вот один, другой родился,

Вскоре так он расплодился,

Что заполнил землю всю

Как пырей или овсюг!

И меня он словно тать

Стал безжалостно пахать.

Полон силы и отваги,

Все поляны и овраги

Распахал, пошел на лес, —

Вскоре тот почти исчез.

Распахал он землю плугом

За Полярным даже кругом,

Хоть на вечной мерзлоте

Огурцы растут не те.

Шел упрямый как коза

Он вперед, а не назад,

А о том, что будет сзади

Предоставил думать дяде:

Про эрозию, овраги,

Про канал, что на бумаге

Гладко в Дон из Волги тек,

А фактически – в песок,

О полях как сельдь соленых,

О прудах сине-зеленых,

Об отравленной воде,

Солнце, воздухе, еде,

О помойках и о свалках…

Если им меня не жалко,

Пожалели бы детей!

Я сказала без затей,

Словно мать о глупом сыне,

И надеюсь, что отныне

Он поймет, что натворил.

Не меня он уморил,

А себя довел до края,

Только ада, а не рая.


Экспертом зачитываются дополнительные факты воздействия человека на землю. Суду предоставляются улики в виде презентации по состоянию земельного фонда.


Если нет вопросов к свидетелю, защите, прокурору, то слово предоставляется следующему свидетелю обвинения – пострадавшему – «Животному миру». Демонстрируются видеофрагменты и презентации, специально подобранные и созданные студентами.


Председатель суда предоставляет слово обвиняемому – «Человеку».


Подсудимый:


Ты послушай только, суд,

Что свидетели несут!

Тут меня не обвиняли

Только в том, что я верблюд!

Обвиняют нас, людей,

Мол разбойник, мол злодей,

Обзывают троглодитом.

Я же сызмальства воспитан

В уважении к природе.

Я работал в огороде,

Птичьих гнезд не разорял

И не трогал я моря!

В восемь лет я стал юннатом:

Помогать хотел пернатым

Им в кормушку сыпал просо

И платил исправно взносы,

Написал два реферата,

Я на тему, что ребята,

Что стреляют из рогатки,

Очень злы и очень гадки.

Я всю жизнь провел в отделе

Сантехнических изделий.

В чем меня тут обвиняли,

Никогда не принимали

Мы участья, а решали

На работе мы кроссворды,

Говорили про рекорды,

Про …. да мало ли заботы

У людей в часы работы.

Обсуждали бюсты, ноги,

Кстати, также и о смоге

Рассуждали, и о гари.

В космос же летал Гагарин,

Бомбу выдумал Курчатов,

Я ж работал без перчаток,

Города озеленял,

А что лес ваш полинял,

В том виновны химикаты,

Я ж работал как проклятый,

А загнал все реки в гроб

Автор плана «ГОЭЛРО».

Я работал по приказу,

Не задумавшись ни разу.

Лес рубить? Вперед на лес,

Коль с властями он в разрез!

Днепрогэс, так Днепрогэс

И еще с десяток ГЭС.

Раз трудящимся Востока

Нужно очень много тока

Для различных новых «- аций»,

Электрифи-химизаций,

Но без них, как ни верти,

У прогресса нет пути.



Выслушав свидетелей обвинения, председатель суда объявляет обвинительную речь прокурора.


Прокурор


Заслушав показания свидетелей

О многих человека преступлениях

(А также о немногих добродетелях)

Суд поручил мне вынести решение.

Он кодекса нарушил уголовного

Все до одной статьи без исключения,

К природе относился вероломно он,

Довел ее до умопомрачения.

Я перечисляю вам его художества

(Не все, ведь их бесчисленное множество).

На вид такого доброго и милого,

Внутри ж далеко не идеального:

Во-первых, атмосферу не помиловал,

До падежа леса довел повального,

Ограбил море – озеро Аральское,

Лишив его источников питания,

Убил все речки, даже мало-мальские,

Не выдержавшие эти испытания.

Был бизон – и нет бизона,

Был озон — и нет озона,

Был олень – убил оленя,

Был тюлень – забил тюленя,

И тюленьего белька,

И жучка и мотылька.

В результате этих дел

Мир изрядно поредел.

Нет ни фауны, ни флоры,

Но зато отходов горы.

Леса частично химией погублены,

Частично съедены, почти порублены.

А он остатки вырубил немногие

И выпустил журнал по экологии!

Это только лишь вступленье.

Для такого преступленья

Не отыщешь ты статей,

Хоть неделю пропотей,

Разве только если нынче

Применить нам здесь суд Линча.

Думал я четыре ночи,

И слагаю полномочья.

Пред задачей непосильной

Обвинители бессильны.


После выступления прокурора слово для защиты предоставляется адвокату.





Адвокат:


После этаких речей

Приглашай хоть палачей!

Не жалеют человека,

Говорят, что он ничей.

Ведь ему природа мать,

Где ж другого сына взять?

Есть в любой семье уроды,

Их ведь надо воспитать!

Я бы вам еще сказал,

Что себя он наказал

Сам за все свои ошибки.

Поглядите: бледный, хлипкий,

Нервный, злой, и плохо спит.

То приснится рак, то СПИД.

А в дому детей орава,

А еда – одна отрава.

От получки до аванса

Не выходит он из транса,

Получив же свой аванс,

Он в другой впадает транс.

Он не плох поодиночке,

А. живя как сельди в бочке,

Тут и ангелов бригада

Вам устроит муки ада.

Исходя из этих слов,

Полагаю, суд готов

Всем составом поголовно

Осудить его условно.

Раньше вред он наносил

А теперь по мере сил

Пусть потрудится ретиво.

На поруки коллективу

Отдадим его, пока

Не исправят дурака.


Перед вынесением приговора председатель суда предоставляет последнее слово подсудимому.


Сколько тут на мне нависло!

Отпираться нету смысла,

Но сказать не премину,

Что я сам свою вину

Вижу и готов нести

Кару лет до ….. десяти.

Штрафработ на стройках века:

Разбирать все ГЭС на реках,

Штопать дыры атмосферы,

Зарывать свои карьеры,

Чистить реки, лес и степи,

Жить на тыкве и на репе,

Холить фауну и флору,

Убирать отходов горы,

И работать неустанно,

Возвращая первозданный

Вид земли и биосферы.

Верьте мне, хоть нет мне веры

.

(Подсудимый бессильно опускает вниз руки и склоняет голову.)


После окончания судебных прений судья выносит обвинительный приговор.


Судья:


Суд идет, прошу всех встать

И газеты не листать.

И, пусть нет кому – то мочи,

Тишину прошу блюсти,

Потому что суд вам хочет

Приговор произнести.

Бог оставил всех по паре,

Но из всех господних тварей

Против этого подвида

Нет еще инсектицида.

Как какую-либо вошь,

Мало чем его возьмешь.

Нет сомненья – виноват он,

Но, заслушав адвоката,

И, учтя с повинной явку,

Суд решил внести поправку.

Так как люди и природа

Одного земного рода,

То как родственник она

На поруки взять должна

Человека, пусть живет он.

К принудительным работам

Мы его приговорим,

А потом поговорим.


(Чтобы вовлечь в проведение мероприятия больше учащихся, можно отвести некоторым из них роль присяжных заседателей, которые вынесут вердикт «Виновен»).


Приговор вынесен.


В зале гасится свет и в темноте все участники, кроме подсудимого, покидают сцену и занимают места в зале. Когда свет снова включается на авансцене, зрители видят « человека», который имитируя пробуждение от сна, произносит следующие слова.


Я скажу вам, не тая:

Сон ужасный видел я,

Что несет природа гибель

Популяция моя.

Ну а дальше вслед за ней,

Не пройдет и пары дней,

Ареал начнет сужаться

Популяции моей.

До чего же жуткий сон!

Неужели вещий он?

Неужели нам покорно

Ждать своих же похорон?

Для чего же, черт возьми,

Мы зовем себя людьми,

А себе готовим гибель,

Что в Париже, что в Перми?!

Нет, отныне и вовек,

Чтоб продлить земной свой век,

Не царить в природе будет,

А служить ей Человек.



В заключение классного часа можно и желательно продемонстрировать близкий по тематике фрагмент видеофильма. В данном случае использовался видеофильм «Земля – наш общий дом».

На этом классный час окончен.


Заключение


Рефлексия, проведенная в конце мероприятия, показала следующие результаты:

  • -студенты осознали важность природоохранной деятельности;

  • -ответственность за сохранность природных ресурсов;

  • -данное мероприятие вызывает положительные эмоции у студентов;

  • -проявляются их индивидуальные особенности, творческие склонности;

  • -выявляются способности к перевоплощению, импровизации;

  • -расширяется кругозор студентов и присутствующих на мероприятии;

  • -мероприятие способствует развитию творческой активности и инициативы студентов.

Преподаватель отмечает заинтересованность студентов в процессе подготовки и проведения мероприятия, их неравнодушие к экологическому состоянию как страны в целом, так и своего района. Мероприятие прошло при активном участии всех присутствующих, интерес к происходящему не угасал на протяжении всего «Суда».





















Использованная литература


  1. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Леванова И.В. Экологические основы природопользования: Учебник – 3-е изд., перер. и доп. (Рук. авт. колл. Э.А.Арустамов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006-320с

  2. Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии.: Учебник для техникумов. – М.: Экология. 1993 – 239с., ил.

  3. Константинов В.М., Челидзе Ю.В. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего специального образования. – М.: Издательский Дом «Дашков и К» 2002 – 276с

  4. Основы экологии и охраны природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений – Самара: Самарский Дом печати, 1995 – 334с.

  5. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2003 – 320с




Интернет – ресурсы:


https://www.lake-baykal.ru/baikalzagr.php

https://lifeglobe.net/blogs/details?id=484

https://freepapers.ru/19/zagryaznenie-rek/22299.167612.list1.html

https://ekol-ush.narod.ru/07.htm





















Свежие документы:  "Использование ИКТ-технологий на уроках математики"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: