Проект для 10 класса по теме: «Изучение растительности луговых экосистем»



«Отечество-2011»


МОУ «Липкинская СОШ» Ромодановского района


Номинация «Экологическое краеведение. Природное наследие.

К туристическому мастерству»




Изучение растительности луговых экосистем





Автор: Петрова Наталья Владимировна, 15 лет, 10 класс

«МОУ Липкинская СОШ». Ромодановского района РМ




Руководитель: Хапугина Светлана Владимировна, учитель экологии «МОУ Липкинская СОШ»




п. Липки

2011 год

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….2

Общий обзор вопроса……………………………………………………..…..3

Объект исследования и методика……………………………………………4

Результаты работы……………………………………………………………5

Выводы………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….8

Список источников……………………………………………………………9

Приложение. Фотоматериалы работы1.


Введение

Изучение флоры в настоящее время играет большую роль. Флористические исследования необходимы как для познания биологического разнообразия, так и для решения прикладных задач. Они способствуют обоснованию рационального использования растительных ресурсов, организации природоохранных мероприятий, например, составление региональных и федеральных Красных книг, создание новых особо охраняемых природных территорий.

Цель работы: изучить видовое разнообразие растительного мира родного края

Задачи:

  • ознакомиться с историей исследования флоры на территории Ромодановского района,

  • приобрести практические навыки исследовательской работы,

  • выяснить, какие виды растений характерны для экосистем лесостепной зоны,

  • рассмотреть распространение растений в зависимости от условий среды обитания,

  • выявить влияние хозяйственной деятельности человека на сохранение видового состава природных популяций растений,

  • определить, какие редкие виды растений, занесенные в Красную книгу, сохранились на изучаемой территории,

  • сделать вывод об экологических условиях обследованных участков местности.

При подготовке к работе были использованы литературные источники, материалы Красной Книги республики Мордовия, интернет-ресурсы. Большую помощь в определении видов растений оказал научный сотрудник Мордовского государственного природного заповедника им. П. Г. Смидовича Хапугин А. А.

Общий обзор вопроса

Ромодановский район расположен в лесостепной зоне. Леса занимают всего лишь около 4 % от территории района. В растительности района много заносных видов. Это объясняется тем, что флора района исторически формировалась под влиянием хозяйственной деятельности человека. В числе всех видов присутствуют и редкие, занесенные в Красную книгу Республики Мордовия, которая вышла в свет в 2003 году. На настоящий момент их число составляет 42 вида. Большинство их них – степные виды.

История развития и растительного покрова Ромодановского района насчитывает 10 – 12 тыс. лет. До последнего тысячелетия на естественную растительность не оказывало существенного действия антропогенное воздействие. Люди каменного и бронзового века селились, по берегам рек, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Заметное влияние человека на растительность началось с появлением железных орудий, началом земледелия. В этот период площади, занимаемые степной и лугово-степной растительностью на черноземах, немногочисленные лесные площади начали использоваться под пашню.

Флора Ромодановского района специально никогда не исследовалась. В списке редких растений республики, составленном в 1977 году нет ни одной ссылки на территорию Ромодановского района.

Большую роль в исследовании растительного покрова Республики Мордовия сыграли работы профессора Московского университета В. Н. Тихомирова. В настоящее время основные флористические исследования сосредоточились на кафедре ботаники и физиологии растений Мордовского университета под руководством Т.Б. Силаевой.

Объект исследования и методика


Объектом исследования стали участки естественной растительности луговых экосистем. В ходе работы были обследованы окрестности с. Салма ,п. Липки. На данной территории находится Салминский лес, проходит автодорога, большую часть площади занимают агроценозы – поля, засеянные пшеницей, ячменем, рапсом. Природные луговые экосистемы сохранены в неудобных для сельскохозяйственного использования местах – оврагах, на лесных полянах, по берегам ручьев, вдоль дорог.

Исследования растительности проводились в период с мая по июль 2011г.

Методика исследования

При проведении данного исследования был использован маршрутный метод в сочетании с изучением растительности отдельных участков.

Многие виды концентрируются на очень небольших участках, неудобных для сельскохозяйственного использования. В связи с этим в ходе исследований основной акцент был сделан на выявлении естественных ненарушенных экосистем. Многие из них служат убежищами редких и исчезающих видов флоры Республики Мордовия.

В ходе работы были использованы данные литературы, полевые исследования, как собственные, так и других исследователей; гербарные сборы, фотографирование объектов с последующей идентификацией.



Результаты работы

Территория, на которой проводилось исследование, находится в лесостепной зоне. Преобладающим типом растительности до начала интенсивного развития земледелия здесь являлась луговая степь. Однако в период развития агрокультуры многие степные участки были использованы под сельскохозяйственные нужды – пашни, пастбища. Оставшиеся немногочисленные островки луговой степи сегодня находятся на берегах водоемов – ручьев, речушек, на склонах оврагов и холмов, близ леса и вдоль дорог. Именно здесь сохраняются типичные для луговой, и, в частности кустарниковой, степи виды растений, в числе которых есть занесенные в региональную Красную книгу.

Участки, которые на картах 1980-х годов были заняты луговыми степями – это берега мелких ручьев, обычно пересыхающих в летний период. Наиболее типичными видами на них оказались – рогоз широколистный и рогоз узколистный – везде по водоемам, тростник обыкновенный – по берегам рек везде, подмаренник болотный – по берегам прудов и рек, таволга вязолистная – по пологим берегам и сырым местам в лесу, Реже – норичник шишковатый – на сырых лугах, хвощ речной – по мелководьям речек и придорожным канавам. (Фото 1-6).

На более возвышенных, сухих участках наблюдается преобладание вейника наземного – повсюду; часто встречается репешок волосистый – по сорным местам и светлым лесам на дорогах. Реже встречается девясил высокий – по сырым местам (например, около леса Салминского), лядвенец рогатый – на лугах, щавель густой – коневник, ежа сборная, полынь обыкновенная – чернобыльник. Прилегающие к ручьям земли полностью распаханы, поэтому элементов лугово-степной растительности на них не обнаружено. (Фото 7-13).

На обследованных участках обнаружены виды Красной книги Республики Мордовия. Они находятся в недоступных для выпаса местах. Это – адонис весенний – около Салминского леса, ковыль перистый, мордовник русский – на склонах оврагов и пологих берегов ручьев севернее п. Липки (Фото 14-16).

Повсеместно наиболее часто встречающимися видами растений являются –таволга обыкновенная, подмаренник настоящий, шалфей степной, клевер альпийский, дрок красильный, типчак, полынь равнинная. (Фото 17-23).

На большинстве исследованных участков содоминантами степных сообществ являются такие виды, как кострец безостный – вдоль дорог, резак обыкновенный – около Салминского леса, цикорий обыкновенный – повсюду, остролодочник волосистый – около Салминского леса, лук круглый – возле леса. (Фото 24-28).

На более нарушенных участках луговой степи встречаются – тысячелистник обыкновенный, вьюнок полевой, короставник полевой, донник белый. (Фото 29-32).


Выводы

  • Исследования флоры на территории Ромодановского района долгое время носили лишь эпизодический характер. И только несколько лет назад стали проводиться флористические исследования.

  • В ходе проведения данного исследования мы познакомились с методикой поведения полевых работ, маршрутным методом исследования, способами сбора исследуемого материала и его обработкой.

  • При выполнении работы были определены виды растений характерные для луговых экосистем местности, где мы проживаем, каждый день проходим мимо растений, о ценности которых даже не задумывались.

  • Мы выяснили, что в зависимости от условий среды обитания видовой состав луговой растительности различается.

  • В результате хозяйственной деятельности человека, при распахивании полей нарушаются луговые экосистемы, и естественная растительность остается лишь в непригодных для сельскохозяйственной обработки местах.

  • На обследованных участках были обнаружены редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Республики Мордовия, что говорит о необходимости бережного отношения к растениям, растущим возле нашего дома, чтобы не утратить их безвозвратно.

  • В результате данного исследования можно сделать вывод, что луговая растительность характерна для лесостепной зоны, но в связи с использованием лугов под сельхозугодья площади луговых экосистем уменьшаются.


Заключение

Результаты, полученные в ходе проведения исследования растительности луговых экосистем, могут быть использованы на уроках биологии, географии и экологии как краеведческий материал, иллюстрирующий закономерности общих законов биологии растений в определенных природных условиях среды обитания видов.

Кроме того, предусмотрена организация выставки фоторабот, на которой учащиеся школы познакомятся с видами растений, произрастающими на территории их одной местности, узнают, какие растения относятся к редким видам, подлежащим охране. В результате чего у нас всех сформируется бережное отношение к природе своего родного края, желание сохранить ее уникальность. И, быть может, кто-то свяжет свою будущую профессиональную деятельность с изучением и охраной природных богатств.





Список источников


  1. Виноградова Ю.К., Майоров С.Р., Хорун Л.В. Черная книга флоры Средней России: чужеродные виды растений в экосистемах Средней России. М.: ГЕОС, 2010. 512 с.

  2. Красная книга Республики Мордовия: в 2 т. Т. 1. Редкие виды растений, лишайников и грибов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. 288 с.

  3. Общая характеристика муниципального района [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.romodanovo-rm.ru/2011/02/06/generalnyj-plan-salminskogo-selskogo-poseleniya/.

  4. Редкие растения и грибы: материалы для ведения Красной книги Республики Мордовия за 2005 год / Т.Б. Силаева, И.В. Кирюхин, Е.В. Письмаркина [и др.]; под общ. ред. Т.Б. Силаевой. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 64 с.

  5. Редкие растения и грибы: материалы для ведения Красной книги Республики Мордовия за 2009 г. / Под общ. ред. Т. Б. Силаевой. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 64 с.

  6. Ромоданово: история и судьбы: история и современность Ромодановского района в очерках, воспоминаниях, фотографиях / сост. Т.И. Судьина; редкол. С.В. Чалов и др.; фот. Ш.С. Смакаева. Саранск, 2005. 320 с.

  7. Ямашкин А.А., Руженков В.В., Ямашкин Ал. А. География Республики Мордовия. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 168 с.



Приложение.

Фотоматериалы работы


Фото 1

Рогоз широколистный

Фото 3

Подмаренник болотный

Фото 2

Тростник обыкновенный

Фото 4

Таволга вязолистная

Фото 5

Норичник шишковидный

Фото 7

Вейник наземный

Фото 6

Хвощ речной

Фото 8

Репешок волосистый

Фото 9

Девясил высокий

Фото 11

Щавель густой (коневник)

Фото 10

Лядвенец рогатый

Фото 12

Ежа сборная

Фото 13

Полынь обыкновенная

Фото 15

Ковыль перистый

Фото 14

Адонис весенний

Фото 16

Мордовник русский

Фото 17

Таволга обыкновенная

Фото 19

Шалфей степной

Фото 18

Подмаренник настоящий

Фото 20

Клевер альпийский

Фото 21

Дрок красильный

Фото 23

Типчак

Фото 22

Полынь равнинная

Фото 24

Кострец безостный

Фото 25

Резак обыкновенный

Фото 27

Остролодочник волосистый

Фото 26

Цикорий обыкновенный

Фото 28

Лук круглый

Фото 29

Тысячелистник обыкновенный

Фото 31

Короставник полевой

Фото 30

Вьюнок полевой

Фото 32

Донник белый



1 В тексте даются ссылки на фото из приложения.


Свежие документы:  Урок по английскому языку "Развитие навыка и умения работать с ЛЕ по теме «MY FAMILY».Совершенствование умений работы со структурой I have got. She has got. Have you got"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: