Проект «Экологический марафон 2010-2014»


8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гальбштадтская СОШ»



Методическая разработка

учителя начальных классов

высшей категории

Наливайко Марины Михайловны





Экологический проект

«Экологический марафон 2010-2014»

для учащихся младших классов

Педагогический опыт






Гальбштадт, 2014















































МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Проект «Экологический марафон 2010-2014»

Автор проекта: Марина Михайловна Наливайко, учитель начальных классов.

Аннотация

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа пробуждала в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века Веком ребёнка.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Но если не помочь ребёнку открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником – питающим душу.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

  • оторванность от жизни;

  • неумение применять на практике природоведческие знания.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души, помогать сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил». /Н. Заболоцкий ./

Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет Любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, так как он имеет ряд преимуществ перед другими методами. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:

  • высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  • Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  • Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

  • Проблема — Проектирование — Поиск информаци – Портфолио — Продукт –Презентация – вот основные этапы проектной деятельности.


Основная часть

В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеурочное время мною был разработан проект на 4 года «Экологический марафон 2010-2014».

Проблема: Экологическое образование и воспитание учащихся.

Цель проекта:

  • выяснить представления детей о взаимоотношении человека с природой, заинтересовать проблемой;

  • создание интеллектуально — эмоциональной среды для понимания взаимосвязи человека и природы через сказки, притчи;

  • формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие уважения к людям через рассмотрение их отношения к природе.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • формировать у детей представление о природе;

  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • прививать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к природе, общение с ними на равных;

  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

  • Определять цель выполнения работы под руководством учителя;

  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

  • Уметь согласованно работать в группе;

  • Взаимодействие и сотрудничество;

  • Уметь подчиняться правилам;

  • Разрешать конфликты;

  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные

  • Слушать и понимать речь других;

  • Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;

  • Уметь классифицировать, наблюдать.

Личностные

  • Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения

  • Работа с родителями

  • вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, экологический.

Участники проекта:

1 этап 2010-2011 – 1 класс

2 этап 2011-2012 – 2 класс

3 этап 2012-2013 – 3 класс

4 этап 2013-2014 – 4 класс

Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2010-2014 учебные годы)

Перечень форм и методов реализации проекта:

Классные часы («Береги природу!», «Что такое Красная книга?», «Защитники природы» и другие), презентации, участие в творческих конкурсах разных уровней.

Творческая деятельность:

Природоохранные акции, выставка поделок, рисунков, экскурсии в природу,

создание театра мод из бросового материала , сочинение сказок, рассказов, эссе о природе, создание кукольного экологического театра, проведение экологического праздника.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся

  • Расширение представлений о природе; о неразрывной связи человека и природы;

  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • Ответственное отношение детей к окружающей среде;

  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;

  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей

  • Повышение уровня экологического сознания;

  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

Для педагога

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;

  • Личностный и профессиональный рост;

  • Самореализация

Реализация проекта:

2010-2011 – 1 класс

  1. Творческий проект «Волшебные камни»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт: выставка работ.

  1. Творческий проект «Осенний листочек – живи!»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

  1. Творческий проект «Чудесные семена»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

  1. Исследовательско – творческий проект «Сохраним жизнь ёлочке»

Авторы: Галкин Данил, Лымарев Александр, Шлее Эрика

Продукт:акция листовок в селе «Не губите ёлочку!», сборник стихов и сказок собственного сочинения «Новогодняя красавица», выставка поделок «Новогодняя мастерская»

    1. 2 класс

  1. Создание экологического театра моды «Экологический дизайн»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:презентация – дефиле на ежегодном школьном творческом конкурсе «Поём и танцуем с учителями» .

  1. Исследовательская работа «Порхающее чудо планеты Земля»

Автор: Сушко Дмитрий.

Продукт:Исследовательская работа после посещения выставки тропических бабочек в г.Барнауле.

  1. Исследовательско – творческий проект «Есть ли выход из мусорного тупика?»

Авторы: Лымарев Александр, Шеремет Александра, Ерёменко Катерина.

Продукт:экологические призывы к односельчанам «Чисто не там, где сорят, а там, где убирают!», экологический дизайн.

    1. 3 класс

  1. Создание экологического кукольного театра.

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выступления с экологическими сказками – постановками перед ребятами детского сада и учащимися начальной школы..

  1. Литературные работы на тему «Мой край».

Участники: Сушко Дмитрий, Ерёменко Катерина.

Продукт:эссе и рассказ о родном крае.

  1. Исследовательско – творческий проект «Экологический теремок»

Авторы: Лымарев Александр, Галкин Данил, Шлее Эрика.

Продукт: сборник экологических сказок собственного сочинения «Теремок», коллективно – творческая работа в гофротехнике «Теремок».

    1. 4 класс

  1. Экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле», посвящённый Году окружающей среды.

Участники: совместная деятельность учащихся 1-4 классов и родителей.

Продукт:выступления – стихи, песни, театральные постановки, кукольный театр на экологическую тему перед ребятами детского сада и учащимися начальной и средней школы.

  1. Исследовательско – творческий проект «Экология и притчи»

Автор: Яшина Елена.

Продукт: Создание экологического дневника с использованием притч

для учащихся начальных классов «Мои экологические поступки».


Вывод по работе:

Участвуя в проектной работе, ребенок видит конечный её результат – и чувствует важность своего вклада. Творческие занятия (поделки, костюмы из бросового материала, сочинение сказок и другие) увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.

Кукольный театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. На заключительном этапе проекта был организован и проведен экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле». Основная идея — сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.

Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.


Перспективный план экологической работы:

Моя цель: получение необходимых знаний, стремление к передаче инновационных идей и их практическое применение: «Ученьем просветляется ум!».

В связи с этим, я ставлю перед собой задачи:

  • сохранить у подрастающего поколения коренные представления о духовных ценностях народа, семейных ценностях, патриотизме, истории страны, защите её природных богатств;

  • усилить распространение идей здорового образа жизни, природоохранной и краеведческой деятельности;

  • конструктивно взаимодействовать с общественностью села, коллегами на разных территориальных уровнях, родителями, учениками с целью качественной реализации новой образовательной программы, с помощью форм и средств:

  • живой лекционной работы, разработки рекомендаций родителям и педагогам;

  • издательской научно-просветительской деятельности;

  • повышения квалификации;

  • экскурсионных и туристических мероприятий с целью знакомства младших школьников с историческими и культурными памятниками, природными заповедниками, экологическими парками Алтайского края;

  • активного использования современных высокотехнологичных средств массовой информации и коммуникаций;

  • эффективного участия в конкурсах и фестивалях экологического и краеведческого направления;

  • активного участия совместно с детьми и их родителями в создании школьного музея.





ЛИТЕРАТУРА:

  1. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./ В.В.Давыдов. М.,1996г.

  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие.

  4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников ( факультативный курс для начальных классов ). М.:Просвещение,1995г.

  5. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. М.Тобол1999г.

  6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997г.



Свежие документы:  Методические рекомендации к образовательной программе «Юный полиглот»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: