Проект «Родник»


МОУ «Евгащинская средняя общеобразовательная школа»


Проект «Родник»


Выполнили: Назаренко Степан

ученик 11 класса,

Британова Юлия

ученица 9 класса

Израев Александр

ученик 6 класса

МОУ «Евгащинская СОШ»

Большереченского района

Омской области

Руководитель: Гарипова И.Н.,

учитель экологии

МОУ «Евгащинская СОШ»

Большереченского района

Омской области


Содержание:

  1. Вступление (немного об истории села)

  2. Обоснование необходимости проекта

  3. Исследование качества родниковой воды

  4. Сравнительная характеристика воды родника и местных скважин

  5. Программа «Улучшение экологического состояния родника «Ключик»»

  6. Паспорт родника «Ключик»

  7. Сравнительная характеристика состава воды разных источников села Евгащино

  8. Схема родника «Ключик» после реконструкции


















Евгащино живописно раскинулось на левом берегу Иртыша. С крутого берега, словно извивающиеся змейки, сбегают к реке тропинки. Полосой вдоль берега простираются заросли тальника, ивы. Вокруг села выросли белоствольные березовые рощи, леса, подлески с изобилием грибов и ягод.

С высоты птичьего полета можно разглядеть не только всю красоту сибирского края, но и достопримечательности села. Существованию Евгащина, его обширной территории, мы обязаны основателям села. Не один век существует Евгащино. Меняются в нем поколения, но загадкой остается его происхождение.

Возникло село Евгащино примерно в 1666 году.

На правом берегу Иртыша, напротив Евгащино есть озеро Изюк (в переводе с татарского — калач). Предание гласит, что первыми, кто пришел к озеру Изюк, были казаки, служивые люди. «А защищали они от набегов Кучума завоеванные земли», — вспоминал дед И.П.Щеглова — коренного евгащинца, гордившегося своим казацким происхождением. У Изюка поселились казаки, когда далеко вокруг поселений еще не было. Позднее из России стали прибывать вольные переселенцы. Они осваивали земли вокруг озера, стали разводить скот. Поселок назвали Изюк. Но на правом берегу (низком) были плохие пашни, его часто затапливало, в то время как левый берег был очень высоким («на горе»), на нем были хорошие земли, много леса, выпасы для скота.

Первыми на левый берег перебрались братья Евгащины, в честь которых и назвали село. Переселение на левый берег длилось около тридцати годов. Евгащино быстро росло, этому помогло проложение Московско-Сибирского тракта.

Село постепенно развивалось. Евгащино стало центральным пунктом торговли жировыми веществами, хлебом для всей округи. Калижниковым был открыт салотопный завод. Завод давал оборот 60 тысяч рублей. Сало и масло закупалось для перетопки на ярмарках, сбывалось же в Казань, Ростов, Одессу, Москву. Ярмарки в Евгащино проводились ежегодно 8 июля и 13 ноября. Население смежных деревень и волостей привозило на ярмарки скот, различные виды продукции полеводства и животноводства, а с промышленными товарами приезжали купцы из Тары, Омска, Тюкалинска и других городов.

В настоящее время жители села готовятся к празднованию 350 – летия села. Участники экологической дружины «Экотопик» активно занимаются подготовкой к этой знаменательной дате. Для этого создаются социально-экологические проекты по благоустройству села.

Данный проект является составной частью реализации Экологической программы МОУ «Евгащинская СОШ» в рамках Всероссийского туристко-краеведческого движения «Отечество» и экологического движения в защиту Иртыша, малых рек «Чистая вода Прииртышья». Одновременно, она же является вторым этапом проведения комплексных экологических исследований обучающихся — участников экологической дружины «Экотопик».

В последние десятилетия с усилением деградации природы планеты, уделяется особое внимание вопросам изучения природных комплексов, поиску путей их сохранения, развитию новейших природоохранных технологий, часто являющихся коммерчески невыгодными, требует от нового поколения, чтобы они были не только грамотными специалистами, но и высоконравственными людьми. От них требуется как широта кругозора, так и широта души. Лишь люди, умеющие сопереживать нуждам природы Земли, способны ее сохранить.

Поэтому во всем мире все больше уделяют внимания экологическому воспитанию, как одного из важнейших аспектов социализации личности.

Ценность проекта заключается в том, что в результате выполнения работы юные экологи, совместно со взрослыми приведут в порядок участок территории села, улучшат экологическое состояние родника, ликвидируют источники загрязнения.

В 2001-2002 учебном году была разработана программа «Экологическое образование и воспитание обучающихся».


Цель данной программы: развитие экологической культуры обучающихся в окружающей среде. В результате систематической работы составлен экологический паспорт родника «Ключик»

Важным моментом в борьбе за чистоту воды и бережное к ней отношение является выполнение законодательства об использовании и охране водных ресурсов.

Благоустройство территории родника — важное и нужное мероприятие. Результатом его проведения станет не только частичное решение проблемы потребления чистой питьевой воды, но и возникновение «экологического оазиса», имеющее огромное эстетическое и нравственное значение в жизни сельчан.

Исследование качества родниковой воды

Запах воды определяли при комнатной температуре и при нагревании.

При комнатной температуре запах определяли прямо из бутылки, в которую была набрана вода. Запаха не ощущали.

Для определения запаха при нагревании 100 мл используемой воды наливали в колбу на 250 мл, закрывали стеклом и нагревали колбу в пламени горелки на асбестированной сетке до 60º. Затем отодвигали стекло и определяли запах. Запаха не ощущали. В баллах оценили – 0.

Для определения цвета в пробирку налили воды до верху, поставили на белую бумагу, и, глядя сверху, определяли цвет. Цвета не наблюдали. По платино-кобальтовой шкале в градусах это составляет менее 10 градусов.

Для определения мутности обычную пробирку высотой 150 мм и диаметром 15 мм наполнили исследуемой водой доверху, ставили на черную бумагу, и, глядя сверху, наблюдали. Отметили, что вода прозрачная. При отстаивании воды осадка не наблюдалось.

Прозрачность определяли следующим образом: взяли цилиндр, проградуировали его на сантиметры (начиная от дна). На листе бумаги нарисовали кружок и через столб исследуемой воды в цилиндре смотрели сверху. Рисунок был хорошо виден, значит вода прозрачная.


Реакцию среды воды определяли универсальным индикатором. В пробирку налили воды и опустили листочек бумаги универсального индикатора. Полученные данные сравнили со стандартной шкалой. Цвет бумаги светло-зеленый, что соответствует рH-7 (реакция нейтральная).

Проводили исследование воды на содержание различных ионов.

Для определения сульфат-ионов 10 мл исследуемой воды соединили с 0,5 мл соляной кислоты (1 : 5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария. Опыт проводили в трех повторностях. Изменений не наблюдали. Значит, сульфат-ионы в воде отсутствуют.

Для определения хлорид-ионов 5 мл исследуемой воды налили в пробирку и прилили 3 капли 10% раствора нитрата серебра. Наблюдали помутнение, что соответствует 10-50 мг/л хлорид-ионов. (Допустимая концентрация до 350 мг/л). Опыт проводили в трех повторностях.

Исследовали воду на содержание нитрат- и нитрит-ионов. В чашку Петри налили 3 капли раствора дифениламина в серной кислоте, прилили 2 капли исследуемой воды. Окрашивания не наблюдалось. Значит данных ионов в воде нет.

Для определения аммиака в пробирку налили 13 мл исследуемой воды, прилили 0,2 мл 30% раствора сегнетовой соли и 0,2 мл реактива Неслера. Дали смеси постоять 10 минут. Данный раствор рассмотрели сверху и сбоку. Окрашивания не наблюдали. Значит содержание азота в воде соответствует 0,04 мг/л, а ионов NH4+ 0,05 мг/л, ПДК – 2 мг/л азота и 2,6 мг/л ионов NH4+/

Для определения содержания ионов железа в пробирку налили 10 мл исследуемой воды, прилили 1 каплю концентрированной азотной кислоты, 3 капли перекиси водорода и 0,5 мл роданида калия. Наблюдали интенсивное кроваво-красное окрашивание. Значит данная вода содержит много ионов железа. Это исследование подтвердили используя желтую кровяную соль. Наблюдали интенсивное синее окрашивание образовавшегося соединения Fe4[Fe(CN)6]3 — берлинской лазури.



Для определения карбонат — и гидрокарбонат-ионов в колбу налили 100 мл исследуемой воды, прилили 5 капель 1% раствора фенолфталеина и титровали 0,1н раствором соляной кислоты до обесцвечивания индикатора, затем в эту же колбу прилили 3 капли метилового оранжевого и титровали тем же раствором соляной кислоты до появления слабо-розовой окраски.

Содержание ионов рассчитали по формуле:

V1 . н . 30 . 1000

х1(СО32-) = _________________________________

V



(V2 V1) . н . 61 . 1000

х2(НСО3) = _______________________________

V


где V1 — объем соляной кислоты, израсходованный на титрование с фенолфталеином.

V2 — объем соляной кислоты, израсходованный на титрование с метилоранжем.

Н — нормальность раствора соляной кислоты

30 – эквивалент CO32-

61 – эквивалент НСО3

Получили средние данные:

Содержание ионов СО32- — 7,2 мг/л,

А ионов НСО3 — 6 мг/л, что соответствует мягкой воде.

Содержание ионов кальция и магния определяли раствором мыла. Данных ионов в воде содержится не очень много, так как устойчивая пена при добавлении мыла образовывалась довольно быстро.


. Сравнительная характеристика воды родника

и воды местных скважин.

Вода из местных скважин содержит осадок. Осадок аморфный, хлопьевидный, слегка бурый. Обильно выпадает через 5-6 часов стояния после взятия проб.

Вода содержит достаточно много хлорид-ионов (в среднем – 50 мг/л).

Вода из местных скважин отличается очень большой жесткостью. В среднем жесткость воды в разное время года колеблется в пределах от 15 градусов до 20 градусов жесткости. При пользовании такой водой жители села отмечают обильное образование накипи.

Сравнивая исследования воды скважин села в разные годы, мы пришли к выводу, что жесткость воды в связи с длительностью эксплуатации скважин значительно возросла. Жесткость воды родника и все остальные характеристики воды родника остались без изменения.

Так как вода скважин по многим параметрам не соответствует нормам, в 2004 году в селе была смонтирована установка по очистке воды. К сожалению уже полгода эта установка не работает.

Вывод. Таким образом можно сделать заключение, что вода родника является более качественной для использования в пищевых целях.




Программа «Улучшение экологического состояния родника «Ключик»

Программа «Улучшение экологического состояния родника «Ключик» отрядом участников экологической дружины «Экотопик» (на базе лагеря дневного пребывания, УПБ «Колос») является составной частью программы экологического воспитания.

На летних занятиях участники школьной экологической дружины, совместно со взрослыми осуществляют работу по следующему плану:

  1. Ликвидация источников загрязнения:

— очистка родника;

— уборка территории родника от бытового мусора;

— запрет выпаса скота в водоохраной зоне.

2. Ликвидация последствий загрязнения:

— объявить зону родника «Ключик» зоной

экологического внимания;

— привлечение внимания администрации с.Евгащино;

— собственное участие в решение проблемы;

— сбор и распространение экологической информации;

— проведение экологического мониторинга;

— проведение экологического анкетирования

населения;

— выступление в школьной газете;

— обращение к жителям села;

— участие в природоохранных акциях;

— благоустройство территории родника «Ключик».

Правила обустройства родника.

Эти правила необходимо соблюдать, если родник используется для питьевых нужд. Их надо учитывать при выборе места водозабора и устройстве самих сооружений. Главное — полностью исключить неблагоприятное воздействие на родник как существующих, так и возможных источников загрязнения.

— нужно располагать водозаборные сооружения (приемную камеру или каптаж) на незагрязненном участке, важно, чтобы он был удален не менее чем на 50 м от мест захоронения людей и животных, складов ядохимикатов и удобрений, канализационных сооружений и т.д.;

— нельзя устраивать водозаборные сооружения на участках. Если они затапливаются паводковыми водами, в пониженных, заболоченных или подвергаемых оползнями местах, а также ближе 30 м от магистралей с интенсивным движением транспорта;

— в радиусе ближе 20 м от родника не разрешается мыть автомашины, устраивать водопой скота и вообще производить все виды работ, которые могут вызвать загрязнение воды;

— приемная камера родника должна иметь водонепроницаемые стены и дно, за исключением мест выхода ключа. Для устройства водоприемной камеры чащу всего используются бетон и кирпич. Однако с успехом могут использоваться камеры из лиственницы, дубы или вяза;

— сверху или сбоку в камере делают вход, который плотно закрывается крышкой. Она должна быть такого размера, чтобы можно было легко проникнуть внутрь камеры.

— чтобы исключить проникновение к источнику животных, желательно оградить пространство вокруг родника в радиусе 2 м;

— с целью предохранения камеры от заноса частиц со стороны потока воды применяют засыпку из гравия;

— водоприемное сооружение оборудуется вытяжной, водозаборной и переливной трубами;

— вода, поступающая из родника. Должна быть прозрачной. бесцветной, не иметь постороннего запаха и привкуса.

Предполагаемые результаты.

После проведения комплексных работ по реализации программы «Улучшение экологического состояния родника «Ключик» будет дана первоначальная оценка экологической ситуации данного микроучастка села.

Частично решится проблема потребления жителями села чистой питьевой воды.

Участники экологической дружины «Экотопик» будут проводить работу по сохранению чистоты объекта «Ключик». Деятельность экологов будет освещаться в школьной газете «Сами о себе»

По материалам проведенных исследовательских работ участники экологической дружины «Экотопик» подготовят доклады для участия в школьных, районных, областных научно-практических конференциях


Ведущие принципы программы.

  1. Надежность и доступность.

  2. Добровольность,демократичность, самоуправление.

  3. Практическая социально-значимая

направленность.

  1. Совместная коллективная деятельность


Уровни и этапы реализации программы

    1. М а р т:

  • Формирование плана работ по осуществлению реализации программы;

  • Подготовка руководителей к проведению работ;

  • Подготовка материальной базы.

    1. А п р е л ь — м а й

  • Обучение педагогами обучающихся на основах природоохранной работы;

  • Заключение договоров на транспортное обслуживание;

  • Приобретение строительных материалов.

    1. И ю н ь

  • Работа участников экологической дружины «Экотопик» и педагогов на базе лагеря дневного пребывания.


Логика построения программы


Экологический отряд создается на базе лагеря дневного пребывания при школе на период летней трудовой практики с 1 по 15 июня.

  1. Очистка родника.

2. Очистка прилегающей территории от бытового мусора.

3.Подготовка основы для укладки лестничных маршей.

4.Обустройство спусков лестничными маршами.

5.Место истока родника оборудуется:

— полосовым железом;

— трубой нержавеющей;

— плиткой мраморной.

6. Строительство беседки.


Методическое и организационное руководство научной части проекта осуществляется руководителем экологической дружины «Экотопик» Гариповой И.Н. и МО учителей естественных наук.

Комплектацией отряда, организационное руководство осуществляет администрация школы, директор Новгородцева В.И.

Данная комплексная программа является распространением опыта работы экологической дружины «Экотопик».




Паспорт родника «Ключик»


1 . Географическое расположение родника: Омская область, Большереченский район, село Евгащино.

2. Описание местоположения родника: в северной части села, на берегу пруда.

3. Вид угодий: заливной луг.

4. Характеристика почв: суглинок.

5. Характер истечения: напорный.

6. Дебит родника: 0,125 л/сек, вода прозрачная, бесцветная, без запаха.

7. Состояние благоустройства родник: сделан жестяной поддон, деревянный каркас.

8. Когда, кем построен, кем обустроен родник: благоустроен жителями села Евгащино, в 60 годах прошлого века.

9. Куда впадает родник: в реку Иртыш.

10. Расстояние до ближайшего водоема: около 60 метров.



Сравнительная характеристика

состава воды разных источников села Евгащино


п/п

Признаки сравнения

Родник

Скважина села

Пруд

1

Цвет

бесцветная

бесцветная

слегка желтая

2

Запах

без запаха

без запаха

запах заметный (пряный, свежевспаханной земли)

2 балла

3

Реакция воды

нейтральная

слабощелочная

слабощелочная

4

Мутность ПДК — 2

3,4

5

6

5

Окисляемость ПДК — 5

5,6

4

3

6

Хлориды

ПДК 400 мг/дм3

46 мг/дм3

500 мг/дм3

50 мг/дм3

7

Сульфаты

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

8

Нитраты

до 45 мг/дм3

0,8

0,9

0,9

9

Нитриты

до 3 мг/дм3

0,06

0,08

0,08

10

Ионы аммония ПДК -2

0,3

0,8

1,3

11

Ионы железа ПДК 0,3 мг/дм3

1,3

1

1,2

12

Щелочность

7,2 мг/дм3

7,9 мг/дм3

4,9 мг/дм3

13

Жесткость

13,0 мг/дм3

20 мг/дм3

15,5 мг/дм3

14

рН среды

8,7

8,9

8,7







15

Свежие документы:  План-конспект открытого урока ИЗО: "Объемные изображения в скульптуре" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: