Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы и биосфера» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Курчатова Курской области


Рассмотрена

Руководитель ШМО

Сюрина В.Н.

Протокол №_____

от «___» _______2014г.

Согласована

Заместитель директора по УВР

Липовцина Л.В.

_______________


от «___» _______2014г.


Утверждено

Приказом директора школы

Лихошестовым Е Н.

_______________

Приказ №_____

от «___» _______2014г.












Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Мы и биосфера»

6 «Б» класс

на 2014 – 2015 учебный год







Разработана Матвеевой И.М.

учителем биологии

высшей квалификационной

категории















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждёт решения многих важнейших проблем связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека.

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.

Задачи программы внеурочной деятельности:

Образовательные

-Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

-Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

-Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

Развивающие

-Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, а так же навыки работы с микроскопом.

-Развитие навыков общение и коммуникации.

-Развитие творческих способностей ребенка.

-Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

-Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

-Формирование потребности в здоровом образе жизни.


Воспитательные

-Воспитывать интерес к миру живых существ.

-Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.


Нормативная база организации внеурочной деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844) и на основе примерных программ по внеурочной деятельности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по экологии по теме: "Селективный сбор и переработка отходов"

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Мы и биосфера» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы «Мы и биосфера » имеет отличительные особенности:

— практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

— групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

— работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

— в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

— реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах и т.д.

Место данного курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год, 2 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.


Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Мы и биосфера» обучающиеся на ступени основного общего образования:

— получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

— получат возможность осознать своё место в мире;

— познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

— получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

— получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

— способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Свежие документы:  Методическая разработка интегрированного урока для 10 класса на тему «Природа и человек» (экология, география, биология)

— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

— использование справочной и дополнительной литературы;

— подбор и группировка материалов по определенной теме;

— составление планов различных видов;

— составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

— составление тезисов, конспектирование;

— владение цитированием и различными видами комментариев;

— использование различных видов наблюдения;

— качественное и количественное описание изучаемого объекта;

— проведение эксперимента;

— использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

— осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

— строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Ведущие методы:

словесный (объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

электронные учебные пособия;

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

презентации уроков;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;


Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Методы изучения живых организмов.

Увеличительные приборы (4 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Мир малых величин (7 ч.)

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.

Удивительные растения(7ч.)

Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

Мир животных(7 ч.)

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.

Исследовательская работа (5 ч)

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений. Оформление результатов исследовательской работы.


Природные ресурсы, их значение (2ч)

Природные ресурсы, их виды.

Основные функции и виды рекреации по использованию ресурсов. Рекреационное районирование. Значение ресурсов.

Факторы среды (3ч)

Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенные экологические факторы. Свет и влажность как экологические факторы. Приспособленность живых организмов к условиям среды обитания.

Экологические группы растений(3ч)

формы растений и животных. Биологические ритмы в природе. Фенология, фенологические наблюдения. Компасы, барометры и часы в природе.

Здоровая” окружающая среда — здоровый человек (6ч)

Приспособленность организма человека к смене климато — географических факторов.

Человек — существо тропического климата. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Сам себе спасатель: умение определять лекарственные, съедобные, ядовитые растения, растения своего края. Грибы — съедобные, ядовитые. Найти и обезвредить воду. Медицинская доврачебная помощь. Один в тайге

Фенологические наблюдения(3ч)

Обработка данных календаря природы. Растения — синоптики, растения — индикаторы загрязнения. Изучение экологической ситуации территории около школы. Подведение итогов работы по экологическому проекту “Изучаем мир городских растений” (трудная жизнь растений в городе, растения в городе — индикаторы загрязнения).

Свежие документы:  Рабочая программа по башкирскому языку и литературе для 5 класса

Живая и неживая природа (4ч)

Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек — часть природы

Пищевые связи (4ч)

Что такое пищевые цепочки?

Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие «заслуги». Может ли человек вмешиваться в природу? «Почему погибла дубрава?»


Конкуренция и соперничество(6ч)

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Как построить экосистему( 3ч)

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум — искусственная экосистема созданная руками человека.

Подведение итогов (3ч.)

Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.































Тематический план

Наименование темы

Количество

часов Теория

Количество

часов

Практика

Вводное занятие.(1ч)

Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.


1


Методы изучения живых организмов (4ч)

Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп

Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.




2



2

Мир малых величин(7ч)

Клетка: строение, состав, свойства.

Микропрепараты. Операции на клетках.

Размножение клеток. Одноклеточные организмы.

Что такое фагоциты. Иммунитет.

Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай.

Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.




4






3

Удивительные растения (7ч)

Водоросли.

Первопроходцы.

Покрытосеменные растения.

Грибы

Плоды и семена.

Лекарственные растения

Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.




4




3

Мир животных (7ч)

Кишечнополостные животные.

Насекомые-рекордсмены

Беседы насекомых – о чем они?

Какими бывают бабочки?

Зоопарк на подоконнике.

Чему можно обучить насекомых.




6




1

Исследовательская работа (5ч)

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Опыты с культурными растениями

Размножение комнатных растений.

Оформление результатов исследовательской работы.




5

Природные ресурсы, их виды (2ч)

Основные функции и виды рекреации по использованию ресурсов.

Рекреационное районирование. Значение ресурсов.


2


Экологические группы растений.

Жизненные формы растений и животных(2ч)

Биологические ритмы в природе.

Фенология, фенологические наблюдения. Компасы, барометры и часы в природе..


2


Здоровая” окружающая среда-здоровый человек (6ч) Приспособленность организма человека к смене климато-географических факторов.

Человек — существо тропического климата.

Состояние окружающей среды и здоровье человека. Сам себе спасатель: умение определять лекарственные, съедобные, ядовитые растения, растения своего края. Грибы — съедобные, ядовитые.

Найти и обезвредить воду. Медицинская доврачебная помощь. Один в тайге





4





2

Фенологические наблюдения(3ч)

Обработка данных календаря природы.

Растения — синоптики, растения — индикаторы загрязнения.



1



2

Живая и неживая природа(4ч)

Их взаимосвязь, отличия.

компоненты: воздух, почва, вода

Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек

Человек — часть природы



4







Пищевые связи (4ч)

Что такое пищевые цепочки?

Цепочка жизни в море.

Какому насекомому поставлен памятник и за какие «заслуги». Может ли человек вмешиваться в природу? «Почему погибла дубрава?»



4


Конкуренция и соперничество(6ч)

Растения-жертвы.

Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д.

Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.



4



2

Как построить экосистему(3ч)

Что такое экологическая система?

Естественные и искусственные экосистемы.

Аквариум — искусственная экосистема созданная руками человека.



1







2






Подведение итогов работы кружка(3ч)

Представление результатов работы. Анализ работы.

2

1

Учебно-методическое обеспечение

1.Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.

2.Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.

3.Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» — 192с.;

4.Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.

5.Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: