Топчиева Ирина Владимировна
учитель биологии высшей категории МБОУ гимназии
станицы Ленинградской Краснодарского края
Экологические исследования «в собственном соку»
Из опыта организации исследовательской работы по экологии в школе
Во времена моего студенчества биологические исследования обходились ботаническим прессом со стопкой старых газет, сачком для ловли насекомых, лупой или микроскопом. Наши преподаватели, не забывая о безопасности, но не имея нынешнего обилия запретов и ограничений, вывозили нас в ущелья, пещеры, на море… У нас было свое представление о методах познания окружающего мира.
Современные дети зачастую лишены возможности наблюдать первозданную природу. Они окружены чрезмерной заботой родителей, привыкли к комфорту, но жажда познания в них по-прежнему неистребима.
Как наставник исследовательских проектов по экологии я голосую ЗА экскурсии в природу, экологические экспедиции, походы. Но не только. Интерес к изучению природы может зародиться и развиться прямо в стенах образовательного учреждения. И это случалось неоднократно в моей педагогической деятельности. Я рискнула назвать такие научные проекты «ИССЛЕДОВАНИЯМИ В СОБСТВЕННОМ СОКУ».
Как рождаются идеи? Это непостижимое таинство пытливого ума! У ребенка появился вопрос, он прочел статью, посмотрел телепередачу, услышал интересную информацию. Чуткий педагог помог из вопроса выстроить план действий. Всё! Механизм запущен! На вопросы теперь необходимо найти ответы, что мы и будем с удовольствием делать сообща.
Какие наиболее интересные детские труды появились на свет в нашем образовательном учреждении, каких результатов нам удалось добиться?
Кто из биологов не ставит диагнозы комнатным растениям в кабинетах физики, русского языка, информатики? Мы решили попробовать озадачить проблемой болезненного состояния комнатных растений в школьных аудиториях самих гимназистов. Вооружившись лупами и определителями вредителей комнатной флоры, они с пристрастием обследовали кабинет за кабинетом, выяснив попутно количественный и качественный состав растений, познакомились с характерными симптомами растительных недугов. Итогом этой работы стали рекомендации по уходу и своевременному выявлению вредителей комнатных растений. И физикам хорошо, и биолог доволен, и дети ощущают значимость своей работы (плюс первое место на зональном этапе конкурса исследовательских проектов).
В другой работе мы попытались дать ответ на вопрос: Почему в школе нужно ходить в сменной обуви? Микробиологический эксперимент четко расставил все на свои места. Используя седиментационный (чашечный) метод, выясняли количество бактерий в воздухе учебных аудиторий до уроков, после больших перемен, после влажной уборки. Находили зависимость между числом проросших бактерий и количеством учеников, не переобувающихся в сменку. Переводили по специальным формулам в объемные параметры, изучали литературу по видовому составу бактерий, содержащихся в пыли. Обнародованные результаты вызвали живой отклик у детей и подростков, особенно опыт по выявлению количества бактерий на руках школьников. Эта работа научила моих учеников ставить цели и задачи, обрабатывать полученные результаты, делать выводы (плюс первое место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и денежная премия сайта «Живая наука»).
Вопрос о выборе подарка, игрушки волнует порой не только школьников, но и взрослых. Так появилась работа о безопасности мягкой игрушки. Ей предшествовали социологический опрос о критериях выбора плюшевых зайцев и медведей, изучение вопросов, касающихся производства и производителей мягконабивных игрушек, поход по магазинам. Несколько игрушек были буквально разобраны на запчасти и досконально изучены на запах, прочность окраски и стойкость ворса к механическим повреждениям, качество швов, цветовую композицию, наличие мелких деталей (особенно приклеенных, а не пришитых) и так далее. В итоге получилась памятка по выбору мягкой игрушки, выявлены до селе неизвестные, но очень добросовестные производители данного товара, повысилась потребительская грамотность школьников (плюс первое место в региональном конкурсе исследовательских работ и ценный приз автору).
Меня саму давно интересовали фитонцидные свойства растений, работы по этой теме периодически появлялись в поле зрения. Лаванда как объект исследования был выбран ребенком благодаря личному интересу (на фоне моей нелюбви к запаху этого губоцветного). Необходимой литературы конкретно по лаванде было очень мало, зато множество рецептов на основе ее эфирного масла, которое легко приобрести в любой аптеке. Мы научились варить лавандовое мыло, готовить лосьоны и масляные вытяжки. Разработали собственные методики оценки фитонцидной активности растения и испробовали их. Даже применили лавандовое масло как ароматизатор воздуха, изучив при этом степень устойчивости внимания. В итоге я полюбила лаванду, дети научились строить план эксперимента, проделали огромное множество опытов, обработали собранные данные и увидели перспективу своего исследования (плюс призовое место в региональном этапе конкурса юных исследователей и вновь первое место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии).
Этот учебный год насыщен новыми проектами, горизонты которых расширились благодаря поступившему в нашу гимназию современному лабораторному оборудованию.
Учитель продолжает учить и не перестает учиться сам. И в собственном соку можно вариться с огромной пользой для общего дела.
________________________________________________________________________________
Вариться в собственном соку — Разг. Работать, решать проблемы без учёта опыта других, не выходя за рамки своего коллектива, своего учреждения и т. п. ФСРЯ, 445; БМС 1998, 540; ЗС 1996, 122; ШЗФ 2001