Статья «Экологические исследования «в собственном соку»»


Топчиева Ирина Владимировна

учитель биологии высшей категории МБОУ гимназии

станицы Ленинградской Краснодарского края

Экологические исследования «в собственном соку»

Из опыта организации исследовательской работы по экологии в школе



Во времена моего студенчества биологические исследования обходились ботаническим прессом со стопкой старых газет, сачком для ловли насекомых, лупой или микроскопом. Наши преподаватели, не забывая о безопасности, но не имея нынешнего обилия запретов и ограничений, вывозили нас в ущелья, пещеры, на море… У нас было свое представление о методах познания окружающего мира.

Современные дети зачастую лишены возможности наблюдать первозданную природу. Они окружены чрезмерной заботой родителей, привыкли к комфорту, но жажда познания в них по-прежнему неистребима.

Как наставник исследовательских проектов по экологии я голосую ЗА экскурсии в природу, экологические экспедиции, походы. Но не только. Интерес к изучению природы может зародиться и развиться прямо в стенах образовательного учреждения. И это случалось неоднократно в моей педагогической деятельности. Я рискнула назвать такие научные проекты «ИССЛЕДОВАНИЯМИ В СОБСТВЕННОМ СОКУ».

Как рождаются идеи? Это непостижимое таинство пытливого ума! У ребенка появился вопрос, он прочел статью, посмотрел телепередачу, услышал интересную информацию. Чуткий педагог помог из вопроса выстроить план действий. Всё! Механизм запущен! На вопросы теперь необходимо найти ответы, что мы и будем с удовольствием делать сообща.

Какие наиболее интересные детские труды появились на свет в нашем образовательном учреждении, каких результатов нам удалось добиться?

Кто из биологов не ставит диагнозы комнатным растениям в кабинетах физики, русского языка, информатики? Мы решили попробовать озадачить проблемой болезненного состояния комнатных растений в школьных аудиториях самих гимназистов. Вооружившись лупами и определителями вредителей комнатной флоры, они с пристрастием обследовали кабинет за кабинетом, выяснив попутно количественный и качественный состав растений, познакомились с характерными симптомами растительных недугов. Итогом этой работы стали рекомендации по уходу и своевременному выявлению вредителей комнатных растений. И физикам хорошо, и биолог доволен, и дети ощущают значимость своей работы (плюс первое место на зональном этапе конкурса исследовательских проектов).

В другой работе мы попытались дать ответ на вопрос: Почему в школе нужно ходить в сменной обуви? Микробиологический эксперимент четко расставил все на свои места. Используя седиментационный (чашечный) метод, выясняли количество бактерий в воздухе учебных аудиторий до уроков, после больших перемен, после влажной уборки. Находили зависимость между числом проросших бактерий и количеством учеников, не переобувающихся в сменку. Переводили по специальным формулам в объемные параметры, изучали литературу по видовому составу бактерий, содержащихся в пыли. Обнародованные результаты вызвали живой отклик у детей и подростков, особенно опыт по выявлению количества бактерий на руках школьников. Эта работа научила моих учеников ставить цели и задачи, обрабатывать полученные результаты, делать выводы (плюс первое место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и денежная премия сайта «Живая наука»).

Свежие документы:  Педагогический проект «Проверь себя» 4 Класс

Вопрос о выборе подарка, игрушки волнует порой не только школьников, но и взрослых. Так появилась работа о безопасности мягкой игрушки. Ей предшествовали социологический опрос о критериях выбора плюшевых зайцев и медведей, изучение вопросов, касающихся производства и производителей мягконабивных игрушек, поход по магазинам. Несколько игрушек были буквально разобраны на запчасти и досконально изучены на запах, прочность окраски и стойкость ворса к механическим повреждениям, качество швов, цветовую композицию, наличие мелких деталей (особенно приклеенных, а не пришитых) и так далее. В итоге получилась памятка по выбору мягкой игрушки, выявлены до селе неизвестные, но очень добросовестные производители данного товара, повысилась потребительская грамотность школьников (плюс первое место в региональном конкурсе исследовательских работ и ценный приз автору).

Меня саму давно интересовали фитонцидные свойства растений, работы по этой теме периодически появлялись в поле зрения. Лаванда как объект исследования был выбран ребенком благодаря личному интересу (на фоне моей нелюбви к запаху этого губоцветного). Необходимой литературы конкретно по лаванде было очень мало, зато множество рецептов на основе ее эфирного масла, которое легко приобрести в любой аптеке. Мы научились варить лавандовое мыло, готовить лосьоны и масляные вытяжки. Разработали собственные методики оценки фитонцидной активности растения и испробовали их. Даже применили лавандовое масло как ароматизатор воздуха, изучив при этом степень устойчивости внимания. В итоге я полюбила лаванду, дети научились строить план эксперимента, проделали огромное множество опытов, обработали собранные данные и увидели перспективу своего исследования (плюс призовое место в региональном этапе конкурса юных исследователей и вновь первое место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии).

Этот учебный год насыщен новыми проектами, горизонты которых расширились благодаря поступившему в нашу гимназию современному лабораторному оборудованию.

Учитель продолжает учить и не перестает учиться сам. И в собственном соку можно вариться с огромной пользой для общего дела.



________________________________________________________________________________

Вариться в собственном соку — Разг. Работать, решать проблемы без учёта опыта других, не выходя за рамки своего коллектива, своего учреждения и т. п. ФСРЯ, 445; БМС 1998, 540; ЗС 1996, 122; ШЗФ 2001

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: