МБОУ СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов
№183 им. Р. Алексеева
Сценарий познавательной экологической программы
для детей младшего школьного возраста.
«Экологичная страна»
Погудалова Ю. В.
Нижний Новгород
2014 г.
Цель мероприятия:
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Вначале дети разделяются на 2 команды, самим учителем.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поведем разговор об экологии. Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. А теперь ответьте на вопрос: что такое природа?
Дети отвечают: растения, животные, солнце, леса, озёра, песок и т. д., человек.
Экология — это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя. Каждая команда для начала должна придумать название своей команды и выбрать капитана.
(выбираю, затем представляются)
Что ж мы познакомились, теперь о правилах игры. По каждой теме будет звучать несколько вопросов — ответ на который вы можете дать по истечению 2 минут. За каждый правильный ответ- 5 экиков (Приложеие1). Побеждает та команда у которой больше всего экиков.
Итак, разминка
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ну, что ж молодцы! А мы начинаем первый тур.
Вопрос №1
Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
Как еще называют осину? (Дрожащий тополь)
Так называют осину, потому что её листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду.
Какое дерево в наших садах является родственницей розы? (Рябина)
Это дерево одно из самых красивых деревьев в нашем лесу. Особенно поздней осенью, когда на нём появляются ярко-красные киста из маленьких ягод.
Из коры какого дерева раньше делали лапти? (Из липы)
Из цветов липы – самый вкусный и полезный мёд. А еще иногда что-то не настоящее, поддельное в разговоре называют «липой». Дерево в этом совершенно не виновато – оказывается в старину из её древесины вырезали фальшивые царские печати взамен медных, их-то и называли «липой».
Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель)
Это дерево приходит в каждый дом в Новый год.
Итак, подсчитываем баллы. И продолжаем! У нас второй тур.
Вопросы:
1. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
3 Где у кузнечика ухо? (На ноге)
4. Какую праву знает даже незрячий? (Крапиву)
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Что такое гербарий? (Засушенные растения)
Третий тур – грибной.
Каждый гриб выбирает в друзья какое-то дерево и растёт возле него. Почему? Потому что именно это дерево помогает грибу добывать пищу. И наоборот, гриб помогает добывать пищу для дерева. Да-да! Такой маленький гриб помогает такому большому дереву. Он добывает из почвы те вещества, которые не может добыть само дерево. Они зависят друг от друга, они связаны друг с другом. Так и мы. Все на нашей планете зависим друг от друга. И люди, и животные, и растения.
А сейчас мы с вами поиграем. В нашем волшебном Лукошке находятся грибы. Я подхожу к вам, а вы вытаскиваете загадку и отгадываете.
Загадки
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые (лисички)
Бледные на тонкой ножке.
Не гуляют по дорожке,
А толпятся на полянке
Ядовитые (поганки)
Вдоль лесных дорожек.
Много белых ножек
В шляпках разноцветных.
Издали приметных
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки)
Не опята, не маслята
И не белые грибы
Ходим в шляпках мы приятных
Там, где сосны и дубы (рыжики)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пестрый,
Как Петрушка,
Ядовитый (мухомор).
Много нас грибочков-братцев,
Утром в теплый летний день
Любим мы гурьбой забраться
На трухлявый старый пень. (опята)
4 тур – обитатели леса птицы.
Ребята! Сейчас мы посмотрим, что вы знаете о птицах.
1. Какая птица выше всех летает? (Орёл)
2. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки)
3. Кто написай сказку «Гадкий утенок»? (Г.Андерсон)
4. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)
5. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока)
6. Птица, в которую превратился гадкий утёнок? (Лебедь)
Загадки о птицах
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
Всех должно быть птах шустрей
Вездесущий… (Воробей)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.(Снегирь)
Карасей, линей ловлю я,
Час ловлю, ловлю другой,
Их выхватывая клювом,
Словно цепкой острогой. (Цапля)
Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие. Все вы молодцы и отлично справились с заданиями.
Представьте, что вы оказались в лесу или на берегу озера, и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Давайте с вами нарисуем плакаты на тему – «Береги природу!»
Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь.
Подсчитываются баллы. Все участники награждаются призами.
Источники:
Приложение 1