Сценарий урока экологии для 1 класса «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №18 «Рябинка»

города Омутнинска Кировской области











Сценарий урока экологии для 1 класса

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ»











подготовила

музыкальный руководитель

Белоглазова Светлана Ивановна








2012 год

Пояснительная записка


Дошкольный возраст — самый эффективный возраст в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в нашей стране. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Учитывая особенности эмоционально-чувственного развития старшего дошкольника, основным средством формирования экологического воспитания я считаю проведение театрализованных представлений. Их содержание включает слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; инсценирование песен, музыкально-двигательных фантазий. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. Важно не только научить ребенка слушать, понимать и любить музыку, но и через музыку научить видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Театрализованные представления несут в себе благоприятную психологическую атмосферу праздника: дети радуются, переживают, сочувствуют, придумывают свои образы, передают их через танцевальные движения, пение. Знания, полученные детьми на таких мероприятиях прочные навсегда. Поэтому весь материал сценария может оказать методическую помощь педагогам-практикам.

Применение разнообразных методов и приемов: использование ИКТ, русского народного творчества, песен, познавательных рассказов, танцев, проблемных ситуаций, загадок — является новизной театрализованного представления и способствует успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и бережного отношения к природе.











Экологическое театрализованное представление

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ» (5-7лет)


Цель: Воспитание любви к природе через музыкальные образы; эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.

Задачи:

— формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

— воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;

— учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

— укреплять взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников; вовлекать в организацию праздника;

— создавать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.

Оборудование

Декорации леса, костюмы персонажей и атрибуты: бинт, орехи, морковь, маленький бочонок меда; шишки, фотоаппарат; большие полиэтиленовые пакеты для мусора. 3 картины с изображением лесного пейза­жа.

Действующие лица

Ведущая, Берегиня, Иван Иваныч Осторожнов (взрослые)

Ромашка, Одуванчик, Незабудка (девочки)

Белка

Мальчик Саша

Звери (медведь, заяц, дятел — мальчики)

Музыкальный материал.

Аудиозапись: Фонограмма песен «Как прекрасен этот мир» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова, «Трава у дома» сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули; «Звуки природы»; «Веселая песенка» сл. В.Борисова, муз. А. Ермолова; «Мотылек» сл. и муз Валерия Леонтьева; произведение «Утро» Э. Грига; «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Полька» М.И. Глинки.

Песни: «Добрый лес» сл. и муз. З. Роот; «Доброта» сл. Бурсова, муз. Е.Гомоновой; «Моя Россия» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве; «Это называется природа» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова.

Видеоматериал: видеофильм «Моя Россия», презентация «Цветы луга»

Ход представления

Зал оформлен в виде лесной поляны. У одной из стен зала – речка (голубая ткань, на которой лежат пустые пластиковые бутылки, обрывки бумаги, палочки). На центральной стене 2слайд с изображением цветов луга. Дети входят в зал и садятся на места под песню «Это называется природа» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова

Ведущая: Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет.

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Свежие документы:  Статья "Виртуальная экологическая тропа: проектирование и использование в естественно-научном образовании"

Пенью у птицы учись,

А трудолюбью у пчелки.

Л. Савчук

Дети исполняют песню «Моя Россия» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве

Ведущая: Ждет нас в гости лес зеленый,

Ждут березку — липы, клены,

Травы, птицы и цветы.

Небывалой красоты,

Сосны, ели до небес

Друг зеленый – это

Дети: Лес

Ведущая: По лесочку мы пойдем,

Может, что-нибудь найдем.

под «Веселую песенку» сл. Вадима Борисова, муз. Александра Ермолова дети идут по лесу, инсценируя песню.

Ведущая: Вот и в лесу мы, как чудесно,

Здесь так красиво, интересно.

Звучит фонограмма «Звуки леса». Входит Берегиня. Она одета в красный сарафан, на голове у нее венок из полевых цветов.

Берегиня: Здравствуйте, дети! Я — Берегиня, хра­нительница Земли русской. С давних времен русские люди относились к своей природе-матушке с большим почтением. Ведь природа давала им пропитание — рыбу, птицу, зверя, ягоды, грибы, огородные дары, помогала лекарственными растениями в болезнях, сол­нечным светом согревала, дождиком поливала сады да огороды. Как было не любить, как не беречь природу. Люди в старину приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то, что обижали ее иногда. Они так говорили:

Прости меня, Земля-матушка,

Что рвала я твою грудушку

Сохою острою, разрывчатой,

Что не катом укатывала,

Не гребешком расчесывала,

Рвала грудушку боронышкой тяжелою

Со железными зубьями ржавыми..














Бережно относились люди к природе, и она им доб­ром платила. Много в природе красоты и таинственного. Посмотрите внимательно на эти рас­тения и раскройте «тайну их имени».



Игра «Почему они так называются»

Берегиня показывает слайды с изображением растений, дети объясняют, почему они так называются:

  • Колокольчик — похож на маленький колокол, но не звенит.

  • Манжетка — листок этого растения напоминает манжетку на рубашке.

  • Мать-и- мачеха – лист с одной стороны теплый, нежный, как мама, а с другой стороны – холодный, шершавый, как мачеха.

  • Подсолнух – этот цветок растет под солнцем и поворачивает свою голову за ним

  • Белокрыльник – его белый цветок напоминает формой крыло.

 



1-й ребенок:

Живет повсюду красота,

Живет в закатах и рассветах,

В лугах, туманами одетых,

В звезде, манящей как мечта.

2-й ребенок:

Живет повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея.

И всех нас делает добрее

Она, наверно, неспроста.

М. Пляцковский

педагоги исполняют песню «Как прекрасен этот мир»

сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова

На вступление песни «Трава у дома» сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули входит Иван Иванович Осторожнов. Он одет в спортивный костюм, на лице маска-респиратор, на глазах — большие очки, на голове кепка. Он несет под мышкой 3 картины.

Берегиня: Ой, кто это? Что это за чудище неведомое?

Осторожнов: Я — Иван Иваныч Осторожнов.

Берегиня: Очень приятно. Я — Берегиня. Это — дети. Они пришли в мой лес погулять, полюбоваться природой. А что с вами произошло? У вас такой странный наряд. Вы, гражданин Осторожнов не заболели?

Осторожнов: Конечно, нет. Это мой защитный костюм для прогулки.

Берегиня: От чего он вас защищает?

Осторожнов: Да от всего! Жизнь полна опасностей.

Что случилось? Что забылось? Что осталось?

Все яснее понимаю: быть беде!

На Земле уже природы не осталось

И живем мы в окружающей среде.

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад.

А в салатах, говорят, одни нитраты,

И нитриты в каждой рыбине сидят.

В. Суслов














Берегиня: Какие ужасы вы нам рассказываете!

Осторожнов: Все так и есть.

В окружающей среде,

В окружающей среде

Не понюхаешь цветочка,

Не поплаваешь в воде.

В. Суслов

Берегиня: Конечно, Иван Иваныч Осторожнов, сейчас некоторые люди загрязняют окружающую сре­ду. Но я думаю, не все так страшно.

Осторожнов: Вы ошибаетесь, уважаемая Бере­гиня. Даже в этом лесу побывали губители природы. Я ведь художник Осторожнов. Посмотрите, какие кар­тины я нарисовал на соседней полянке. Первую я на­рисовал утром, вторую — во время отдыха горожан, третью — после того, как отдыхающие ушли.

Осторожнов показывает картины. На первой изображен лесной пейзаж — нашего земляка-художника А.Е. Родыгина; на второй — семья отдыхающих – мама рвет цветы, сын ломает орешник, папа бросает бутылки в реку; на третьей — картина разрушений — луг без цветов, сломанный орешник, белочка сидит на веточке и плачет, в реке плавают пустые бутылки и бумага. Дети рассказывают, что изображено на картинках.















Берегиня: Все это просто ужасно!

Осторожнов: Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?

Сами бросились с нахоженных путей.

Ведь другой такой нигде на свете нету,

Да и нету у природы запчастей.

В. Суслов

Берегиня:

Ребята, как мы можем исправить то зло, которое сотворили отдыхающие?

Дети: Нужно сначала очистить реку.












Дети собирают мусор из «реки» в большие полиэтиленовые мешки.

Берегиня: Что же произошло с орешником?

Дети и Белка подходят к сломанному орешнику

Ребенок: Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину — сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех — сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Г. Ладонщиков

Белка: (закрывает руками глаза, плачет)

Кто же дереву поможет?

Звери? Мы помочь не сможем.

Берегиня: Видишь, Саша, подошел,

Приподнял немного ствол

И заботливо потом

Обвязал его бинтом.

Мальчик Саша подходит и подвязывает ветвь орешника

Ствол поправился почти,

Орешник будет вновь расти.

Ребенок: Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки.

Г. Исопескулъ

дети исполняют песню «Добрый лес» сл. и муз. З. Роот

Осторожнов: Реке мы смогли помочь, орешнику тоже. А что же делать с цветами?

Берегиня: Надо ждать, пока они снова вырастут.

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майских лесов и лугов.

И. Бунин

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского, появляются дети-цветы,

рассказывают о себе















Одуванчик: Уронило солнце, лучик золотой

Вырос одуванчик

Первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет

Он – большого солнца

Маленький портрет

Незабудка: В травушке зеленой

Бисер голубой.

Кто его рассыпал

Раннею весной?!

Может, разбросала

Бусинки весна?!

Это незабудки

Дарит вам она!

Л. Герасимова

Ромашка: Ромашка, ромашка,

Душистый цветок,

Желтая середка,

Белый лепесток.

М. Авдеева

Осторожнов: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы, и вы,

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты.

Подвижная игра «Веночек»

Дети — «цветы» встают в шеренгу у одной стены зала. Водящий подходит к ним и говорит слова:

Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец зала, а водящий старается их осалить. Пойманный, становится водящим. Игра повторяется 3 раза. На 3 раз дети «цветы» произносят слова:

Дети — «цветы»:

Не хотим, чтоб нас срывали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.

Авторская танцевальная композиция «Мотылек и цветы»

Песня «Мотылек» сл. и муз. Валерия Леонтьева

Берегиня: Уважаемый Иван Иванович Осторож­нов, посмотрите, мы с ребятами исправили вред, кото­рый нанесли невоспитанные отдыхающие лесу. Быть может, вы снимете свой защитный наряд и отдохнете, поиграете вместе с нами?

Осторожнов: Пожалуй, я так и сделаю. Я пойду, переоденусь, а вы повторите правила поведения на при­роде.

Осторожнов уходит.

Дети рассказывают по очереди «Лесные правила»

Ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ребенок: Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!

Ребенок: Из рогатки — не стрелять; Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают?

Ребенок: Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу — всего лишь гость. Здесь хозяин — дуб и лось

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Н. Рыжова

Звучит музыка «Утро» Э.Грига в зал входит Осторожнов, одетый в шорты, футболку и панаму. На шее у него висит фотоаппарат

Осторожнов: Как хорошо! Как легко дышится! Как прекрасно в лесу! Ребята, вы сделали много добрых дел для леса, и лесные жители решили вам показать­ся. Отгадайте, кто к нам идет.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

(Заяц)

1-й ребенок:

Здравствуйте, звери! Здравствуйте, птицы! Мы с вами хотим подружиться.

2-й ребенок: Мы приготовили вам угощенье Дятлу — шишку.

3-й ребенок:

Зайцу-морковку, а медведю-варенье и мед.

В.Зацепина

Дети угощают зверей и дятла.

















Медведь:

День и ночь гуляет зверь по лесной тропинке,

Не обидят, знаем мы, Васи и Иринки.

Звери: (хором)

И звериный весь народ с вами встанет в хоровод.

Авторский танец лесных зверей и детей.

«Полька» М.И.Глинки

Осторожнов: Минуточку внимания! Фотография на память! (Фотографирует детей и зверей.)

Берегиня:

Берегите, дети, природу.

Ведь она одна есть у нас!

Берегите, дети, природу

Каждый год, каждый день и час.

Ребенок: Природу будем мы любить

С природой будем дружно жить

Ребенок: И тогда в любое время года

Нас будет радовать природа!


дети исполняют песню «Доброта» сл. И. Бурсова, муз. Е. Гомоновой,

затем под музыку уходят из зала,праздник продолжается на площадке детского сада


Фотографии детей в сценарии размещены с согласия родителей


































Библиографический список:



  • Гомонова Е.А. «Веселые песенки для малышей круглый год», Ярославль Академия развития, 2001 год

  • Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду» Творческий центр, Москва 2006год

  • З.Роот З.Я. «Песенки и праздники для малышей» Москва, Айрис пресс 2004г.



Использован материал с сайта viki.rdf.ru, Презентация по теме «Мелодия — душа музыки» для урока в 3 классе. В презентации использовался клип Елены Берюховой «Моя Россия»

Презентация «Цветы луга» -картинки с сайта images.yandex.ru



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: